Перейти к публикации

Образ юноши с пылающим сердцем. Данко в наше время

Ирина Млодик
  • · 3 минуты на чтение

Интересно почему из всех сказок Горького, из всех рассказов старухи Изергиль в сознание, по крайней мере, советских детей, больше всего вошел образ пылающего сердца Данко? Интересно, знает ли о нем нынешняя молодежь? У меня есть сомнения на этот счет. Но во времена советского детства многие из нас не знали другого горьковского героя — Клима Самгина, но все знали его в чем-то антипода — Данко.

1.jpg

Образ юноши с пылающим сердцем преподносился нам как образец чистого самопожертвования. Такой я запомнила эту историю. Но перечитывая ее еще раз, я обратила внимание и на другие нюансы.

Молодой юноша мужественно ведет за собой людей, загнанных врагами в болото и чащобу. Люди растеряны, зажаты лесом, напуганы, им нужен тот, кто возьмет на себя риск — решить за всех, как стоит поступить, иначе они погибнут. Молодой и крепкий Данко принимает решение вести людей сквозь чащобу, но путь оказывается трудным, лес все темнее, перспективы все туманнее.

В какой-то момент люди начинают обвинять его и нападать за решение идти вперед, а не погибать в болоте. Они бы, полагаю, убили его, чтобы выместить все свое разочарование, страх пропасть и гнев за разрушенные ожидания. Люди хотят чуда, волшебного избавления, не все готовы к тому, чтобы самим пройти сквозь сгущающуюся тьму, столкнуться и преодолеть препятствия, отчаяние, справиться с неопределенностью и страхом конца.

И Данко являет им чудо — свое горящее сердце, освещающее путь. За чудом они готовы следовать, готовы верить тому, кто так рискует собой, отдает всего себя и, в результате, погибает, выведя своих людей из чащобы в землю обетованную. Печально правдиво, что народ не испытывает благодарности за избавление, а наступает на еще горящее сердце уже погибшего Данко.

Пассионарии — Гумилев называл их людьми «энергоизбыточного» типа, готовые жертвовать собой ради изменения и трансформации в обществе, вступающие при этом в конфликт с привычном укладом, мировоззрением и людьми, их поддерживающими, живут в любые времена. И в любые времена погибают ради общего блага, которое наступит позже, часто не при жизни героя-избавителя.

Люди, опередившие время, способные знать или чувствовать больше, чем другие, вступают на путь противостояния без надежды на признание и благодарность. Они готовы заплатить жизнью в надежде на перемены. К сожалению, они не существуют без своего народа, который нужно спасать, без идеи спасения, без темных времен, народной растерянности и отчаяния.

Данко в наше время

Во многие времена убивали тех, кто открывал людям глаза, называл вещи своими именами, тех, кто предлагал трудный путь перемен вместо попыток «остаться в болоте».

Таким человеком может оказаться любой, кто пойдет против устоявшейся системы: передовой врач, прогрессивный учитель, честный политик, чиновник, реально заботящийся о благе народа, а не о своем кресле, неподкупный судья, историк, раскопавший неприглядную правду.

Без этих людей иногда не может свершится переход в новое, потому что тех, кого устраивает загнивающее старое, слишком много, а также тех, кто не верит в возможность собственной активности, преодоления и победы.

Имя таким героям — легион. Начиная с мифического Моисея и не заканчивая академиком А. Д. Сахаровым. Да и народ, во многом, остается тем же, вероятно, по другому и быть не может: Данко всегда появится там, где сгущается тьма, и нужно выводить людей из болота ценой собственной жизни, потому что нельзя дать погибнуть целому народу. Те народы, где перестали рождаться свои Данко, вероятно, уже исчезли с лица земли.

  • Нравится 1
  • 0
  • 330

0
330
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...