Перейти к публикации

Эго и Тень

Liudik
  • · 27 минут на чтение

Эта и две последующие лекции были первоначально опубликованы Обществом пастырской психологии в Лондоне, Англия. Нам известны только даты, но не обстоятельства прочтения этих лекций. Они являются прекрасными иллюстрациями глубины и широты взглядов Барбары Ханны на некоторые основные идея Юнга.

1.jpg

Март 1955 г.

Хотя кто-то может и считает юнгианскую концепцию Эго простой для понимания, я же считаю напротив – сложной. Несомненно, это принадлежит области сознания, в отличие от таких понятий как анима, анимус или архетип, но именно по этой причине, кто-то обнаруживает себя в положении барона Мюнхгаузена, вытаскивающего самого себя за собственную косу! Нужно стараться не давать Эго формального описания, ведь основной его характеристикой является индивидуальность. Любое Эго отлично, даже уникально, поэтому давать общие черты – очень грубо. Какое либо настояние на конкретике было бы насилием над индивидуальной характером.

Для начала мы кратко изложим описания Эго в Эоне Юнга. Эго, как содержание сознания, представляет собой комплекс сложных факторов. С одной стороны, он основан на физических ощущениях, которые воспринимаются психически изнутри, а, с другой, совокупностью бессознательных психических содержаний. Эти два поля являются основой эго и эго точка их связи. Эго предположительно возникает в результате столкновения тела с окружающей средой, и как только присутствует субъект, продолжает развиваться при столкновении с внешним миром и внутренним миром. Это есть индивидуальная уникальность и центр поля сознания. Как таковой, он является предметом наших усилий, направленных на адаптацию. С другой стороны, это не центр нашей личности, хотя мы часто заблуждаемся на этот счет.

Общее предположение, рассматривающее эго как не только центр нашей личности, но все, что мы есть, было поставлено под сомнение задолго до Фрейда или Юнга. Но эта идея, умирает последней, и даже сегодня большой шок для среднего обывателя, когда он понимает, что не хозяин в собственном доме, что он должен считаться с волей других, а не того, что он отождествлял со своей областью поведения.

Когда мы изучаем себя объективно, то должны понять, что эго является только одним из многих комплексов, которые существуют в нашей личности[1], хотя и действительно является ядром нашего поля сознания. Оно имеет очень высокую степень преемственности и самобытности, которая обычно увеличивается в ходе жизни, но также склонно становиться все более односторонним.

Как показал Юнг особенно ясно в своем эссе «О природе психо», нет ничего, что мы можем действительно назвать сознанием на животном или примитивном уровне, но только разновидность света. [2] Большинство из нас, вероятно, могут вспомнить время собственного детства, когда сознание было на подобном уровне, когда мы не спрашивали ни себя, ни окружающих, но просто принимали все как есть, как животное. Если мы оглянемся назад, в те дни, мы можем также вспомнить, эмоциональные моменты и случаи, которые пробудили нас к реализации нашего отдельного существования.

Во-первых, мы приобретаем опыт обычно болезненным путем, подобно как отделять искры света в море общего сознания. Медленно появляются соединения, например сходства между знаниями, и постепенно эти отдельные искры собираются вместе и образуют своего рода остров, который мы называем эго комплекс. Комплекс эго, конечно, совпадает с полем сознания, который больше, чем функция или активность, которая поддерживает отношение эго с другим психическим содержимым. Все, что не связано с эго, для этого конкретного человека, бессознательно. Сознание способно бессрочно развиваться, в то время как эго комплекс является более или менее связан законами пространства и времени. Чтобы использовать относительно доступную иллюстрацию, мы могли бы сравнить эго с оператором на телефонной станции, и сознание – связь телефонных проводов во всем мире.

Очевидно, что этот оператор может быть связан с одним или двумя проводами одновременно, и комплекс эго во многом в таком же положении.

Конечно, такое сравнение не может охватить до смерти, телефонный оператор знает, куда проходят провода, в то время как очень многие из проводов, которые достигают эго приходят, порой, из неизвестного источника, который, конечно, значительно увеличивает путаницу. Но это может служить для иллюстрации различий между эго и полем сознания.

Хотя, если бы мы спросили, что мы подразумеваем, когда говорим«я», мы обычно указываем на наше тело, тело отнюдь не совпадает с эго комплексом. Мы могли бы даже сказать, что тело это еще одна сфера люминозности, которая часто связана с эго комплексом, но и которая также часто отделена от него. Интуитивный тип, например, как хорошо известно, часто совершенно не воспринимает тело. Это как если быкомплек сэго, сидел на телефонной станции и никогда не использовал провода, даже как будто провода никогда не были связаны между собой. Основная задача анализа установить эту связь.

В том эссе "О природе Психэ" Юнг говорит, что можно было бы думать о психических процессах как шкале, вдоль которой сознание "скользит":

В один момент оно находится в зоне инстинктов и убывает под их влиянием; в другой момент оно скользит к другому концу, где преобладает дух и даже происходит ассимиляция инстинктивных процессов, наиболее противоположных последнему..[3]
Простой пример каждого конца этой шкалы: монах, например, познает архетип союза противоположностей в идее UnioMystica, в духовном конце шкалы, тогда как человек, который на физическом конце, познает тот же архетип в сексуальности. Оба опыта той же тайны жизни, но только один в духе, а другой только в организме. Как правило, наше сознание находится где-то между ними и, следовательно, два опыта смешиваются в различной степени.

Когда сознание сосредоточено на одном конце или другом такого масштаба, то, конечно, особенно склонны, что принадлежит к другому концу. В этом можно убедиться, например, на примере Св. Антония и других монахов аскетов, которые иногда живут в пустыне в течение многих лет концентрируясь на духе, полностью игнорируя их тело. Как известно, они были постоянно мучимы видениями голых женщин и так далее, на самом деле одержимы их игнорировавшимися и истязаемыми телами. Таким же образом, «учения» процветают сегодня в основном за счет современной материалистической точки зрения, которая игнорирует силу идеи.

Эго комплекс был слабым можно даже сказать несуществующим у примитивного человека. Он требовал обряда, чтобы разбудить его эмоции, перед принятием любого большого усилия. Это всегда нам кажется лишним потому, что в течение веков у нас стало больше свободной воли, бесконечно больше, чем у первобытных.

Развитие сознания и тот факт, что человечество пробудило Эго из примитивного состояния дремоты, пожалуй, величайшее достижение человечества. Это, несомненно, большая ошибка недооценивать либо эго или сознание. Тем не менее, мы должны признать, что мы живем в эпоху, которая слишком переоценила свои силы. В девятнадцатом веке, еще можно было поверить, что они были еще достаточно сильны, чтобы привести к утопии на земле. НоХХ век, несомненно, принес нам достаточные доказательства того, что это была досадная ошибка. Таким образом, конечно, разумнее внимательно изучить слабые места нашего сознания, чем слепо доверять ему..

На семинаре, в Цюрихе в 1935 году, Юнг живо описал потрясения испытываемые эго, во время открытия что он не король своего королевства, а всего лишь один из многих жителей в обширной, в основном не исследованной земле, где правит "неведомая великая сила"[4]. Как мы знаем из психологии Юнга эту силу представляет Самость.

Ясно, что эго отнюдь не освобождается от ответственности за свой собственный небольшой угол психэ из-за существования этой "неведомой великой силы ", а также, что эго действительно в гораздо более слабом положении, пока оно не знает об этой силе, чем когда оно принимает его правила и пытается прийти к соглашению с ней.

Очевидно также, что маленький остров Эго испытывает трудности в поддержании себя в великом море бессознательного, и поэтому следует ожидать, что каждый эго комплекс имеют врожденную тенденцию строить бастионы, так сказать, в качестве защиты от вторжения извне и изнутри. На внутренней стороне, эта защита естественное явление, и сформирована Анимусом и Анимой.

Персона
Обращенный к внешнему миру, вал образует так называемую персону, которая является латинским словом для маски актера. Ее первоначальная функция обозначала роль актера, и, следовательно, само слово содержит определенное указание на "разыгрывание действия", или "работа на публику", то есть, появляется как нечто такое, чем мы на самом деле не являемся.
Было бы большой ошибкой думать о персоне как сознательном обмане. Это то, что формируется вполне естественно с детства, и людям часто бывает почти так же трудно осознать их персону, как и свою тень, анимус или аниму. Персона обычно начинает образовываться в результате конфликта с внешней средой. Естественность ребенка, например, склонна становиться неловкостью для окружающих его взрослых, и большинство детей учатся довольно рано защищать себя, скрывая их спонтанные реакции. Они часто видят, например, что какой-то ребенок в их окружении преуспевает в этом и тогда они чтобы не попадать впросак перенимают что-то у данного ребенка. Или они восхищаются кем-то кого они знают и, сознательно или бессознательно, начинают им подражать. Или они понимают, что некоторые их естественные характеристики производят впечатление, и они начинают использовать их намеренно, а не спонтанно, и так далее.
Тому, что персона является результатом контакта с окружающей средой свидетельствует тот факт, что, если люди одиноки в течение длительного времени, они теряют свои персоны. Я помню фотографию мужчины, отправившегося в Арктику для наблюдений.

Он попал в лавину и был полностью погребен снегом, который даже скрыл высокий шест, сделанный в качестве ориентира, поэтому спасательная экспедиция не нашла его. Он был погребен на несколько месяцев и пробыл без света в течение шести недель.

Все следы мужской персоны исчезли, и он выглядел, как женщина. Без сомнения, когда он вернулся к цивилизации, его персона снова восстановилась, но какое-то время не было никаких следов этого. Подобное изменение было замечено другими людьми, которые встречали своих друзей после длительных периодов изоляции.

Развитие личности является важной частью в области образования. Вы можете увидеть это особенно ярко в английской общественной школе, где, во всяком случае, было в моем поколении гораздо важнее, стать "джентльменом", чем сдать экзамены с честью. Мальчик, который не желающий примерить на себя идеал "старой школы ", или же есть или был, в той или иной степени изгоем с самого начала. Я видела это ясно на примере своих собственных трех братьев. Два младших без труда приняли на себя персону общеобразовательной школы и, таким образом легко вписались в окружающую обстановку. Но мой старший брат просто не мог принять это.

Следовательно, он был несчастен в своей школе, и всегда производил впечатление сверхчувствительного, как улитка, затворившаяся в раковине. Спустя несколько лет, будучи преподавателем, он приобрел своеобразную неподходящую, профессорскую персону, надевая ее в самый неуместный момент. Он вдруг обращался со всеми на званом обеде, например, как если бы это был класс маленьких мальчиков. Ему было далеко за пятьдесят, прежде чем он преодолел недостатки своего раннего опыта.

Естественно, когда мы взрослеем и должны адаптироваться и даже зарабатывать средства на жизнь, жизненно важен способ которым мы подстраиваем себя под окружающий мир, наращивает подходящую персону, но, проходит точно такое же укрепление, как в детстве. Она состоит действительно из крошечных фрагментов, которые медленно будут сливаться, образуя своего рода наросты между эго комплексом и внешним миром.

По большей части, эти фрагменты – часть общих коллективных ценностей, поведения, которое является приемлемым для широкой общественности и адаптировано к социальным ценностям нашего времени. Индивидуальный характер в основном можно найти в выбранном конкретном элементе, так что можно сказать, что персона отчасти эффект того, чем наша окружающая среда обязывает нас быть, то есть, совершенно безличными, и отчасти самими собой. Эта структура напоминает внутреннего двойника, Аниму и Анимуса, который также имеет индивидуальные и коллективные аспекты.

Очевидно, что Персона является неотъемлемой частью личности. Люди с несовершенной персоной действительно в очень невыгодном положении во внешней жизни. У них нет щита против проекций других и они находятся в постоянной опасности обратного падения в исходное состояние мистического соучастия с окружающей средой.

Эти опасности, однако, в равной степени очевидны. Как мы увидели, эта маска, роль, редко истинная сущность нашей личности, и мы всегда в опасности идентификации с ней. В первой половине жизни, мы действительно должны идентифицировать себя с ней существенным образом, иначе мы не добьемся успеха в удовлетворении потребностей, профессии или жизни. Но во второй половине жизни, она представляет собой лишь небольшую часть того, что мы есть на самом деле, отождествление с ней становится серьезным препятствием, особенно если мы использовали ее, как это слишком часто бывает, в качестве маски по отношению к себе, а также по отношению к другим. Все знают примеры людей, которые безоговорочно верят, что они представляют и становятся пустыми и мелкими. Я помню, как однажды, когда посетила старого римского театра в Карфагене, где мы видели довольно жалкое французское исполнение греческой пьесы. Я видела одного из актеров, который был не в силах отказаться от своей роли, и повторял все снова самостоятельно. Я не могу сказать вам, что он выглядел смешно, и тем не менее я часто невольно вспоминаю о нем, когда вижу пожилых людей, которые остались идентичными с их персоной.

Конечно, будет чрезвычайно опрометчиво и неразумно выбросить нашу персону, когда мы становимся старше. Это как выбросить нашу одежду и появляться голым в общественном месте. Существует рассказ Шелли, который иллюстрирует этот момент достаточно хорошо. У его отца было поместье в Суссексе, где был достаточно большой пруд для купания. Шелли очень любил воду и проводил много времени там. Однажды он вдруг вспомнил, что наступило время обеда и, забыв обо всем кроме своего живот, поспешил в столовую, представ перед всеми совершенно голый. Когда он увидел, что их лица в ужасе, то, все еще не понимая реальной ситуации и удивленно сказал: ''Что случилось, это же только меня! ". Хотя это может быть не столь очевидно,"только я" имеет очень беспокойный эффект как в психическом, так и в физическом смысле.

У нас должна быть персона, так же как и одежда, и мы должны постепенно научиться использовать это, так же, как мы используем нашу одежду. Это отнюдь не так просто, как это звучит, ибо во многих случаях персона так сказать врастает в наше тело, и больше не является съемной. Существует, таким образом, только одна вещь, которую мы можем сделать: понять, что каждый твердый объект, на этой земле отбрасывает тень и повернуться к этому факту. Если мы будем честны в этой попытке, мы скоро поймем, что есть много вещей, которые, несомненно, являются частью нас самих, но которые не вписываются в идею нас самих или нашей персоны. Реализация этих факторов даст нам все материалы, необходимые для того, чтобы отделить себя от идентификации с персоной.

Тень
Когда мы пытаемся приспособиться к внешнему миру и начинаем формировать персону, мы, как правило, подавляете качества, которые мешают нам в решении этой задачи, или которые портят идеальную картину нас, которую мы тайно лелеем. Эти качества вытесняемые в темноту, часто сопряжены с сильными эмоциями, но они продолжают существовать и, как правило, намного более видимы для наших соседей, чем для нас самих.

Бесспорно это страшная затея, и тот, которую необходимо решать снова и снова, чтобы отвернуться от знакомой иллюзии относительно нашего собственного характера и столкнуться с неизвестной темнотой позади. Это поистине, как однажды сказал Юнг, почти сверх человеческая задача. Но прилагая искренние усилия в этом направлении, пусть и небольшие, станут задачей, которая никогда не разочарует.

Основа, которую мы можем вернуть из тени является твердой и плодородной почвой, позволяющей нам начать строительство дома с каменным фундаментом. Напротив, все построенное только на светлой стороне эго комплекса или персоны, неизменно, оказывается, основанным на песке.

Банальность отмечать, что все в этом мире состоит из равных частей черного и белого, света и тьмы, и все же, когда дело доходит до себя, мы легко упускаем из виду этот факт, очевидный и простой, как он есть. Более того, мы обнаруживаем что невозможно, увидеть наши темные стороны, не теряя уверенности в наших светлых качествах. Но это необходимо, для того факта, чтоу нас также есть качества тени ни в коей мере не отменяющие наши хорошие качества.

На самом деле, нет такой необходимости, держать их в уме, когда мы становимся перед фактом, что подавили многое, являющиеся их прямой противоположностью.[5]

Хотя болезненное столкновение с нашими наименее замечательными качествами, было бы сравнительно легким, если бы не тот факт, что все, что попадает в бессознательное становится загрязненным другим содержанием. Приведу один пример: личная тень становится загрязненной коллективной тенью. Слово''коллективное", используется в юнгианской психологии, распространяя на все психическое содержание, не свойственные одному человеку, но в то же время общие для многих, то есть, к обществу, людям или человечеству в целом. Личного бессознательное, следовательно, состоит из содержания, принадлежащего одному человеку, а коллективное бессознательное - содержание являющееся общим для многих или даже всех. В этой степени мы осознаем нашу личную тень, прикрепленную к нашему эго, как реальную тень нашего тела. Но, постольку, поскольку мы не знаем об этом, то это попадает в бессознательное и становится неотличимым от других содержаний бессознательного, в частности от коллективной тени. Тогда люди могут даже ошибаться в отношении их личной тени, принимая за самого дьявола. Это, пожалуй, самый трудный аспект проблемы тени, ноя надеюсь прояснить это несколько позже, с помощью сна.

Вторая большая трудность в признании тень в связи с тем, что все то, что мы упускаем из виду в себе имеет тенденцию быть спроецировано на нашу внешнюю среду. Конечно, мы никогда сознательно не делаем прогнозы, но есть факторы бессознательного в нас, кажущиеся, дьявольской привычкой передачи этих репрессированных кусков нашей собственной личности в чужую. (Естественно, есть некоторое сходство, или не было бы никакого крюка для проекции.) Напомню читателю, например, что многие люди, лелеют черного зверя. Этот черный зверь обычно несет проекция того, что мы больше всего ненавидим в себе, и это также проецируется на другого искажая нашу картину данного лица, что делает его или ее совершенно неприемлемыми.

Это очень трудная задача, отделить такой фактор проекции от носителя проекции. Возможно, одним из самых надежных показателей проекции является наличие эмоций. Если чужие слабости или плохие качества заставляют нас безосновательно сердиться, мы можем быть уверены, есть некоторая проекция, потому что на самом деле нас не возмущают слабости других, они могут даже давать нам приятное ощущение превосходства. Слабость или плохие качества, на которые мы негодуем всегда наши собственные. Существует, конечно, всегда опасность интроекции таких качеств, если эта точка зрения преувеличена, то есть, принимая в себе черты, которые не принадлежат нам. Но у нас есть определенное инстинктивное признание того, что не принадлежат нам, инстинкт, подводящий нас, только если мы не хотим, увидеть себя, какие мы на самом деле. Этот инстинкт как бы "щелкает", когда что-то возвращается, что на самом деле от нас, и говорит «нет», когда мы подвергаемся интроекции. Есть ли'' щелчок"или нет на самом деле наш окончательный критерий.

Другим способом мы можем обнаружить нашу тень по влиянию на людей вокруг, у нас есть определенное влияние на других людей, которое мы не можем ни предсказать, ни адекватно объяснить. Например: когда я была ребенком, у нас была прачкой, который всегда ссорился со всеми. Когда её упрекали за это, она с оскорбленной невинности, отвечала: "Что я могу поделать? Я никогда не понимала подобных характеров у людей!» Конечно, в таком случае не сложно, хотя, несомненно, больно видеть, наш собственный нрав. Но становится гораздо более трудно, когда эффект наступает от чего-то гораздо более неясным, чем плохое настроение. Механизм, однако, всегда тот же самый и, когда у нас постоянно один эффектна разных людей, то это место, где мы, скорее всего, сделаем ценное открытие о нашей тени, анимусе или аниме.

Возможно, это нужно еще просто упомянуть, что, естественно, непознанная тень не только заражается в бессознательном коллективной тени, но и другими доминантами, в особенности Анимой и Анимусом. Это часто приводит ксоюзу между тенью и Анимусом или Анимой, что особенно имеет катастрофические последствия для эго, ибо тогда оно оказывается в невыгодном положении к бессознательному, будучи в меньшинстве.

В Семинаре 1935 упомянутого ранее, Юнг дал описание принятия тени, которое навсегда осталось в моей голове.[6]Вкратце: он использует сравнение нашего сознания с кораблем или шаром, плавающим на поверхности бессознательного. Каждая часть тени, которую мы обнаруживаем, имеет вес, и наше сознание опускается до такой степени, когда мы принимаем его в нашу лодку.

Таким образом, можно сказать, что основным искусством дела с Тень состоит в правильной загрузке нашей лодки: если мы берем слишком мало, то сразу уплываем от реальности и становимся таким же, как пушистые белые облака в небе. Если мы берем слишком много, мы можем потопить лодку. Мы все равно должны задать себе вопрос, что же снижений сознания означает на практике? Очень трудно ответить теоретически, так как это действительно вопрос опыта. Сознание в основном связано с нашей главной функции, где мы способны очень ясно, хотя односторонне, сознательно воспринимать. Но, когда мы принимаем что-то из бессознательного, которое требует более широкой реакции и заставляет нас расширить нашу точку зрения, вступая в реакцию с нашей неразвитой функцией и инстинктивной стороной. Таким образом, мы сталкиваемся с задачей согласования реакции нашего сознания с тем, что появляется из темноты, или, в лучшем случае, от инстинктивной стороны. Это, естественно понижает сознание, нов то же время, делая его более существенным, трехмерные вместо двумерного.

Существует еще один важный аспект тени, который мы должны упомянуть. Многие люди живут отрицательной стороной, а тень может быть гораздо более достойной и иметь больше положительных качеств, чем сознательное эго. Вы все знаете, таких люди, которые живут своей тенью - они всегда пытаются произвести неверное впечатление, а иногда даже, кажется, потворствуют такому поведению. Если вы спросите таких людей об их тени, они скажут вам, что это ужасный, ожесточенный убийца, и так далее, из-за общей иллюзии, что тень должна быть отрицательной. Но если убрать эту иллюзорную оболочку, часто обнаруживается, весьма приличный человек за ней. Юнг даже как-то сказал на одном семинаре, что тень содержит восемьдесят процентов золота.

Большая сложность обнаружить тень или возможно осознать просто компоненты, из которых она состоит. Естественно приятнее найти золото, чем разлагающийся труп, например, предпочтительнее обнаружить, что мы более достойны, чем думали, а не наоборот. Но, как ни странно, люди с чистым золотом в их тени, проявляют наибольшее сопротивление копать его. Это, как правило, потому что у них было тайное намерение, возможно, неизвестное и для самих себя, похоронить золото или подавить их положительных качества. Хорошие качества выполнять обязательства и, возможно, они не хотели брать на себя ответственность, которая всегда присутствует, когда мы живем чем-то положительным. Такие люди, как человек в притче Христа, который предпочел зарыть свой талант, другими словами, они живут за чертой их реального уровня для того, чтобы снять с себя ответственность.

Подводя итог отношений эго и личной тени, можно сказать, что один всегда обратная сторона другого, и поэтому, обнаружение тени первая необходимая работа. Точные элементы, из которых она состоит, различны в каждом конкретном случае и общие правила скорее вводят в заблуждение, нежели бывают полезными.

Сон Роберта Луиса Стивенсона
Для иллюстрации вышесказанного, я выбрала сон Стивенсона, который стал основой его знаменитой истории, о докторе Джекиле и мистере Хайде. Проблема эго и тени чрезвычайно часта в книгах Стивенсона, но у нас есть время только, чтобы рассмотреть этот фрагмент.

Бессознательное сыграло огромную роль в работах Стивенсона. Он сам говорит, что его домовые "выполняют одну половину всей моей работы для меня, пока я сплю, и все человечество, делает все остальное для меня, когда бодрствую, и наивно думает, что я делаю все сам."[7] Он представляет много доказательств в книге «Через равнины» "глава о снах".

В этой главе он говорит нам, что уже давно пытается найти механизм для"двойственного бытия человека, должный время от времени приходят и сокрушить сознание каждого мыслящего,"[8]когда он видит сон, ставший основой для «доктор Джекил и мистер Хайд».

Во сне была"сцена у окна" и если ее сократить то звучит следующим образом:
Г-н Аттерсон, адвокат, который является наблюдателем в книге и собирает материал, предпринимает свою обычную воскресную прогулку со своим родственником, г-н Ричардом Энфилдом, известным человеком в городе. Они заходят во двор дома доктора Джекила и видят, что последний сидит у окна и выглядя очень грустным. Он отказался присоединиться к их прогулке, но согласился немного поболтать через окно. Он едва смог говорить, как только перестал улыбаться, на его лице появилась гримаса ужаса и отчаянья, леденящая кровь. Доктор Джекил мгновенно закрыл окно, и двое побледневших и напуганных мужчин, покинули двор, г-н Аттерсон пробормотал довольно удивительные слова: "Бог простит нас, Бог простит нам", на что мистер Энфилд очень серьезно согласился.

Сон Стивенсона продолжил другую сцену, в которой мистер Хайд, преследуемый за некое преступление, взял порошок и изменился (в доктора Джекила) в присутствии своих преследователей. Сцена у окна была взят в книгу, как есть, хотя, вероятно, имена были сознательными придуманы. Вторая сцена, с другой стороны, не стала вписываться как задумывалось, но стала темой всей истории. Ё

У нас нет возможности в данный момент обратиться к истории, написанной Стивенсоном. Она очень хорошо известна, но я лишь напомню читателю, что дело происходит с весьма достойным и доброжелательным доктором Джекилом. Он изобретает порошок позволяющий ему превратиться в свою противоположность, и, таким образом, наслаждаться удовольствиями, которые он не может позволить себе перед обществом.[9] Сначала его удовольствий были просто мирские, но мистер Хайд становился все более и более озлобленным и в конечном итоге пошел даже на убийство. Изменения, которые сначала были полностью добровольными, стали неуправляемыми. В конце концов, личность доктора Джекила становится полностью поглощена мистером Хайдом.

Когда Стивенсон был студентом, он был очень серьезно напуган своими страшными снами примеры которых можно найти в разделе "Глава о снах ", но врач был в состоянии прекратить их на некоторое время. Позже, сам Стивенсон нашел способ использования их в своей литературной работы. Его, так называемые домовые помогали ему в этой работе, и он смог направить свое сознание в творчество. Знаете, творчество, действительно, может иметь отличный терапевтический эффект, и для Стивенсона стало единственным решением, не говоря уже о том, какой интерес, представляют его некоторые его рассказы с психологической точки зрения. Если я обсуждаю его сон, как и в анализе пациента, необходимо понимать, что я имею в виду не критику Стивенсона.

На мой взгляд, самая поразительная черта во сне кроме драматических изменений от Хайда в Джекила и потрясающим эмоциональным содержанием в страдании доктора Джекила за окном, и двух его зрителей отражает тот факт, что в совокупности существует четыре мужские фигуры и ни одной женщины. В книге, кроме того, нет никакой значимой фигуры анимы. (Она только появляется в ее негативном аспекте, как злая хозяйка г-н Хайда.) Стивенсон был единственным ребенком с сильным комплексом матери, который он никогда не перерос. Он, конечно, женился на женщине гораздо старшей его и с двумя детьми от первого брака. В своей последующей жизни в различных местах по всему миру, Стивенсон всегда казался старшим сыном нежели мужем. Понятно поэтому, что его проблема была более вероятно связана с тенью, то есть с поиском собственной маскулинности, чем Анимы.

Поэтому, если мы рассматриваем, этот сон Стивенсона с точки зрения психологии, я думаю, мы можем предположить, что фигура мистер Аттерсона, адвоката и зрителя в драме, представляет эго. Появляется впечатление, что он рассказчик этой истории, хотя книга на самом деле не написана от первого лица. Смертельного исхода можно было бы избежать, если бы г-ну Аттерсону было известно о фактах до конца драмы, во сне Аттерсон знал тайну. Мистер Энфилд, эдакий повеса, будет более или менее представлять личную тень, с мирской точки зрения, стороны которой Стивенсон жил очень мало.
Две другие фигуры, возникающие во сне, Доктор Джекил и мистер Хайд, носят более коллективный характер. Тот факт, что можно обратиться в другого с помощью порошка отмечает их не человечность, такая метаморфоза за пределами человеческого потенциала. Эта гипотеза также намекнула во сне на то, что доктор Джекил разговаривает только с двумя мужчинами из окна верхнего этажа. Более того, это подтверждается в книге, ни для Джекила, ни Хайд действительно не являются людьми, последний в особенности. Он представляет принцип зла как таковой и является гораздо более архетипической фигурой, принадлежащей коллективному бессознательному, чем что-либо подобное личной тени. Если, таким образом, мы столкнулись с этим сном в современной личности, первое и самое важное, что нужно сделать было бы отделить личное от сверх личностного, или коллективных элементов, и настаивать на том, что Аттерсон и Энфилд являются первой заботой сновидца, потому что они более или менее представляют человеческие сферы, где сновидец может что-то сделать.
Странные слова г-на Аттерсона, когда он уходит с г-ном Энфилдом "прости господи, прости господи, "бросить интересный свет на проблему. Видимо мучения доктора Джекилане по вине Аттерсонаили Энфилда. Номы не должны забывать, что сон продолжается с преобразованием сцены, так что Стивенсон, когда он проснулся, знал, что мучило Джекила. Поэтому, мы не можем прийти к заключению, что сон Стивенсона представляет человеческую пару в некотором роде виноватых в страдании доктора Джекила и преступление мистера Хайда, так зачем Аттерсону просить Бога простить их, с полного согласия мистера Энфилда?

Мы знаем, что в то время, когда Стивенсону приснился этот сон, он был глубоко обеспокоен сильным чувством двойного бытия человека, и расценивая это как "жесткий закон жизни, который лежит в основе религии и является одним из наиболее сильных пружин бедствия."[10]Единственное место, где Стивенсон мог встретить это двойное бытие изображено во сне двумя мужчинами, которые более или менее представляют, что мы называем эго и тенью. Но когда эго пытается объясниться с тенью, это неизбежно приводит к огромным страданиям. Человек распят, между противоположными тенденциями в себе, между добродетелью и пороками. И просто двое мужчин хотели избежать именно это страдание: один, Аттерсон, оставался в стороне от жизни, был зрителем, а другой, Энфилд, будучи "прожигателем жизни" заглушал все серьезные соображения выбирая социальную диверсию.

Эта тема ухода от страдания подчеркивается в книге Стивенсона. Целью преобразования порошка является освобождение честных и неправедных близнецов в человеческой природе друг от друга, так что один наделялся добродетелью, а другой жестокостью. Неограниченный другим, одной больше не подвергаются опале, а другой может свой путь зла без препятствий со стороны его добродетельного брата.

Мы можем увидеть тот же процесса при анализе жизни Стивенсона. Он происходил из семьи смотрителей маяка и должен был продолжить дело. Его дед, знаменитый Роберт Стивенсон, завоевал опасный BellRock в Шотландии к ярости шотландских контрабандистов. Мать нашего автора была дочерью министра и, была силой и светом семьи, это и не удивительно, что Луис, как и его собственный доктор Джекил не мог выносит недостатки в собственном характере. Он был типичный «вечный юноша», парящий высоко над реальностью и вечно убегающий от обстоятельств, которые бы заставили его столкнуться с самим собой. С того времени как он покинул дом своих родителей в Эдинбурге вначале двадцатых годов, он был всегда в движении, пока не построил свой дом на Самоа, в очень экзотических условиях, за три года до своей смерти в возрасте сорока трех лет. Единственным исключением было два с половиной года проведенных в доме в Борнмуте, подаренном отцом жены. Здесь он написал доктора Джекила и мистераХ айда.

Тут я хочу заметить, что когда человек осознает дуальность своей природы, как Стивенсон, безоговорочно констеллируется проблема добра и зла. У него появляется выбор сознательной работы с личной тенью, либо же ее подавлением. В последнем случае, это все равно будет занимать место в бессознательном, полностью зависит от его контроля, изредка видя лишь во сне.

Стивенсон изображает этот психологический факт очень ясно в этой истории. В начале, единственная ошибка доктора Джекила нетерпеливая веселость, и его удовольствий всего лишь недостойные. Но когда он избавляется от этих недостатков в его достойным человеком и выпивает порошок, чтобы избежать страданий, другими словами, когда он отвергает личную тень мистер Хайд становится чистым злом, убийцей и монстром, от которого бегут все люди. Другими словами, отвергнутая личная тень становится загрязненной принципом зла и практически делается самим дьяволом. Возможно, теперь мы можем понять, почему во сне Стивенсона, мистер Аттерсон просит Бога простить его и г-на Энфилдаза перенесенные страдания доктора Джекила. Посмотрим поверхностно, они не несут ответственности, но все же, если проблема двойной природе человека встречается на человеческом уровне, и никогда бы не была вытеснена в бессознательное, где оно может иметь место только в виде архетипических драм, таких как история Джекила и Хайда.

Двойственная фигура во сне сначала появляется как доктор Джекил. В следующей сцене, похоже, как мистер Хайд, преследуемый за преступления, затем глотающий порошок превращающийся в Джекилав присутствии своих преследователей. Наиболее ярким моментом здесь, для современного сновидца, была бы то, что эти две сверхличностные фигуры одна прототип филантропии и правдивости и другая преступления являются одними тем же. Те, кто читал"Ответ Иову" Юнга или «СатанавВетхом Завете» доктора Ривки Шарфа, уже приспособились к мысли, что даже Бог - единство противоположностей, содержит добро и зло в равной мере. Такое же явление во многих архетипических фигурах, как они появляются в мифах и сказках.

Сон Стивенсона одно из доказательств, которое указывает в том же направлении.
Интересно, что преобразование в сон от Хайда к Джекилу, в то время как в книге акцентирован переход от Джекилав Хайда. Это не только Джекил, который делает порошок и меняется в Хайда, но в конце, Джекил превращается в Хайд-невольно и когда порошок исчерпан уже не может вернуться в Джекила вообще. Кроме того, во сне происходят изменения на глазах публики, мотив, который был взят только в книге в очень измененной форме, изменение всегда происходит втайне, за исключением одного раза, когда Хайд-Джекил превращается перед доктором Лэньоном.

Во сне, однако, секрет раскрывается на глазах преследователей Хайда в попытке спасти себя от результатов его преступления. Это происходит на сверхличностном уровне, но вдумчивого современного сновидца должны были бы спросить, нет ли чего-то очень злого укрывшегося за лицом респектабельной персоны, что было бы целесообразнее провести расследование. Если сновидец может прислушаться к предупреждению в таком сне, может быть он все еще решит наличном уровне. Если предупреждение было вытеснено, личной тени, способной на преступление, удастся бежать в бессознательное, где она станет загрязненной коллективным злом и в конечном итоге спобствует катастрофе, которая будет видна всем.

  1. 51 Для определения термина " комплекс" кратко, можно сказать, что это бессознательное или полубессознательном состоянии кластера представлений нагруженные эмоциями. Комплекс состоит из ядра и окружающего поля ассоциаций. Комплекс может быть приобретён наличного опыта, или его ядра могут быть образованы архетипический характер. Комплекс эго принадлежит к последней категории, то есть, она основана наархетипической расположения которая по определению не известной психической факт. Мы называем эго сложной, поскольку она показывает все структурные характеристики других комплексов.
  2. 52 The Structure and Dynamics of the Psyche, CW 8, par. 387.
  3. 53 Ibid., par. 408.
  4. 54 See Nietzsche's Zarathustra: Notes of the Seminar Given in 1934-1939, vol. 1, pp. 390f
  5. Как писал Шекспир: Ткань нашей жизни сделана из смешанной пряжи - плохой и хорошей вместе. Наши добродетели возгордились бы, если бы их и бичевали наши пороки, а пороки наши отчаялись бы, если бы их и защищали наши добродетели. (All'sWellThatEndsWell, act 4, scene 3)
  6. 56Nietzsche's Zarathustra, vol. 1, pp. 478f.
  7. 57Across thePlains, p. 225.
  8. 58 Ibid., p. 227.
  9. 59 Dr. Jekyll and Mr. Hyde, p. 78.
  10. 60 Ibid., p. 79.

Барбара Хана. Перевод Анна Варина

  • Нравится 1
  • 0
  • 15 767

0
15,8k
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...