Перейти к публикации

Проблемы современной психологии. Диалоги с Юнгом

Vero Nika
  • · 14 минут на чтение

Ричард Эванс: Беседы с Карлом Юнгом о диагностической и терапевтической практике.

1.jpg

Эванс: Конечно, Вы знакомы с работой доктора Райна в герцогском университете. Часть его работы об экстрасенсорном восприятии, телепатии и ясновидении очень схожа с Вашим исследованием относительно интуитивной функции, которое мы обсуждали ранее. Согласно Вашей системе взглядов, можете ли Вы сказать, что ясновидящий относится к человеку с интуитивным типом восприятия?

Юнг: Это весьма вероятно. Это может быть человек ощущающего типа, находящийся под сильным воздействием бессознательных проявлений. Он направляет интуицию вовнутрь этого бессознательного.

Эванс: Юнг, поговорим о рациональных и иррациональных функциях. Вы говорите, что наши мысли и чувства относятся к рациональной группе, а интуиция и чувственное восприятие – к иррациональной. Могли бы Вы уточнить эти два понятия?

Юнг: Есть две группы, рациональная и иррациональная. Рациональная группа состоит из двух функций: мысли и чувства. Совокупность мыслей и переживаний результат работы этой группы. Они содержат в себе рациональные ценности. Это называется дифференцированное мышление. Иррациональная группа состоит из ощущений и интуиции. Ощущающий тип воспринимает факты такими, какие они есть, без предубеждения, не изменяя их сути, не дополняя и не исправляя их. Интуиция, напротив, не направлена на восприятие вещей, в том виде, в каком они существуют, она углубляется в бессознательное, в котором видит то, что не способен увидеть обычный человек.

Эванс: Это с точки зрения ясновидящего.

Юнг: Наибольшими способностями обладают интроверты, у которых интуиция направлена вовнутрь себя. Это всего лишь особенность данного типа. Мне интересен другой вопрос, а именно используемые термины. Сам Райн использует выражения: "предсказание", "телепатия" и т. д. Говоря "телепатия", он видит в этом нечто особенное, хотя это слово само по себе вообще ничего не значит.

Эванс: Но термин не должен включать в себя описание процесса.

Юнг: В данном случае, он не значит вообще ничего.

Эванс: Сейчас, анализируя Ваши примеры, некоторые ученые назовут их всего лишь случайным стечением обстоятельств. В своей работе Райн использовал статистические методы анализа вероятности. Он сообщает, что случайности появляются чаще, чем ожидаемый результат.

Юнг: Вот видите, он доказывает, что это не просто случайность, и статистически это вполне убедительно. Это - важный момент. Некоторые экспериментальные опыты, проводимые в Англии, пришли к обвинительным выводам, по поводу работ Райна, дескать, это всего лишь догадки. И Вы знаете, это чистая правда, ведь предположение или предчувствие-это и есть то, что Вы называете догадками. Но дело в том, что это - больше чем просто вероятность или случайность. Вот что важно. Но как Вы знаете, люди не любят ситуации, с которыми сложно иметь дело, и которые не укладываются в их головах. Фактически, даже Райн не осознает полностью действие этих непознанных явлений. Это - открытие, которое в наших устаревших рамках назвали бы анафемой, это великое открытие космоса и пространства через душу. Именно Райн доказал этот факт, но ученым сложно будет принять это на веру.

Эванс: Давайте углубимся в ряд Ваших недавних работ, которые нашим студентам не так хорошо знакомы, но которые достаточно глубоко затрагивают эту область.

Юнг: Хотя мои книги широко распространены, публика фактически не имеет представления о моих работах.

Эванс: Чтобы быть более точным, я ссылаюсь на принцип синхронистичности, о котором Вы рассказали, и обсуждение которого очень важно. Не хотели бы Вы его прокомментировать?

Юнг: Это ужасно сложно. С чего начинается синхронистичность практически невозможно уловить. Конечно, споры на эту тему начались давно, и когда Райн привел свои аргументы, я подумал: "Теперь, по крайней мере, мы имеем более-менее надежное основание, чтобы обсуждать эту тему". Но доводы не были приняты вообще, потому что доказать синхронистичность на деле очень сложно. Когда Вы изучаете бессознательное, Вы сталкиваетесь с множеством специфических случаев, когда события происходят параллельно друг другу. Например, я думаю об определенном предмете, который мне интересен и занимает все мое внимание; и в то же самое время, совершенно независимо от меня, случается событие, которое отражает то, о чем я только что думал. С причинной точки зрения, это - полный абсурд. Однако с точки зрения результатов экспериментов Райна, есть кое-что, что нельзя назвать ерундой. Существует вероятность; что это больше, чем просто случайность. Кроме этого метода, я никогда не приводил статистику подобных экспериментов. Но я столкнулся с множеством наиболее поразительных примеров, когда две причинно-следственных связи образовывались одновременно, но независимо одна от другой. Это очень ясно видно на примере. Допустим, я говорю о красном автомобиле, и в тот же момент красный автомобиль проезжает мимо. Я не мог видеть эту машину, она находилась за углом здания, но как только я заговорил о ней, она внезапно появилась в поле зрения. Сейчас многие скажут, что это всего лишь случайность, но эксперимент Райна доказывает обратное.

Я совру, если скажу, что произошло чудо: стоило нам обмолвиться о красном автомобиле, как он тут же появился перед нами! Это не чудо; это - всего лишь случай, но в нем слишком много совпадений. Это значит, что за этим кое-что стоит. Райн имеет целый институт, множество сотрудников, у него есть средства, чтобы проводить подобные эксперименты. У нас нет здесь таких средств; иначе, я, вероятно, тоже провел бы их. Но здесь это даже физически невозможно, поэтому я довольствуюсь лишь наблюдением за фактами!

Эванс: Интересная область, в том числе, я уверен, и для Вас - психосоматическая медицина, которую сегодня много обсуждают в Соединенных Штатах и которая изучает взаимодействие эмоциональных компонентов личности и физических функций тела.

Юнг: Как пример этого, я вижу много поразительных случаев излечения от хронического туберкулеза, в результате отличной работы аналитиков; люди заново учатся дышать. А помогает им в этом психоанализ собственных комплексов.

Эванс: Когда Вы впервые заинтересовались психической причиной туберкулеза? Много лет прошло с тех пор?

Юнг: Прежде чем стать аналитиком, я всегда интересовался естественными науками. Так как мои познания оставляли желать лучшего, я обратил все свое внимание на серьезное изучение этой области.

Эванс: В дополнение к моему раннему вопросу. Нас в Соединенных Штатах все больше интересует то, как эмоциональные, бессознательные факторы личности могут в жизни влиять на физическое тело. Конечно, классический пример в литературе - это язва желудка. Многие верят в то, что эта патология фактически была спровоцирована эмоциональным фактором. Подобные предположения были соотнесены и к другим областям. Допустим, если уже имеется предрасположенность к заболеванию, то эмоциональные факторы могут усилить это. Или как в случаях истерии или ипохондрии, когда истинной патологии нет, но у пациента возникают страхи относительно болезни. Например, много врачей в Америке говорят, что у 60 - 70 процентов их пациентов в действительности нет физических заболеваний, вместо этого у них наблюдаются отклонения психосоматического порядка.

Юнг: Да, но об этом было известно еще пятьдесят лет назад. Вопрос, как вылечить их.

Эванс: Говоря о подобных психосоматических отклонениях, опираясь на Ваши опыты и исследование туберкулеза, есть ли у Вас идеи относительно того, как пациент выбирает этот симптом?

Юнг: Он не выбирает; они сами появляются у него. Представьте, что на Вас напал крокодил, и Вы спрашиваете себя: "Зачем же я выбрал этого крокодила?". Это же бред ибо совершенно очевидно, что это он выбрал Вас.

Эванс: В таком случае, за "отбор" отвечает наше бессознательное.

Юнг: Нет, даже не бессознательное. Было бы преувеличением сказать, что оно выбирает подобные вещи. Это они завладевают им.

Эванс: Возможно, одно из самых радикальных предположений в области психосоматической медицины было бы утверждение, что некоторые формы рака тоже могут иметь психосоматические компоненты в качестве причинных факторов. Это удивило бы Вас?

Юнг: Нисколько. Мы знаем о них уже давно. Пятьдесят лет назад у нас уже были подобные случаи; язва желудка, туберкулез, хронический артрит, кожные заболевания. Все они являются психогенными при определенных условиях.

Эванс: И даже рак?

Юнг: Вы знаете, иногда я задавался вопросом о психогенных причинах этой специфической болезни; ведь она не может появиться просто так. Я уверен, мы еще много не знаем о раке. Любая болезнь сопряжена психической реакцией, поэтому нас всегда волновал вопрос, как лечить подобные недуги. Не смотря на то, что иногда сложно доказать психогенный фактор болезни, от психологической помощи зависит очень многое. Возможно даже жизнь человека. Если Вы испытываете физические страдания, связанные с определенным заболеванием, Ваша психика уже реагирует на этот недуг. Ангина - типичная психическая болезнь, просто ее физические последствия достаточно серьезны. Вы можете спросить, какая связь психики с этим заболеванием? Я отвечу: не исключено, что психологический фактор способствовал росту этой инфекции. Когда диагноз установлен, у Вас высокая температура или нарыв, Вы, конечно, не можете вылечить это с помощью психологии. Но предотвратить болезнь с помощью нее весьма возможно.
Эванс: Таким образом, Вам хорошо известны все преимущества психосоматической медицины.

Юнг: Я уже давно об этом знаю.

Эванс: Вас не так просто удивить новыми открытиями…

Юнг: Нет, возьмем, к примеру, токсический аспект шизофрении. Сейчас об этом говорит каждый, я же написал об этом пятьдесят лет назад. Америка, не смотря на прогресс в технологи, в психологии отстала на несколько десятков лет. Вы просто не замечаете этого, но это факт. Соглашусь с общепринятым утверждением, что Вы еще не готовы к осознанию некоторых вещей. Есть много тайн, которые люди еще не разгадали. Я рассказал Вам случай богослова, который даже не знал что такое бессознательное, он принял его проявление за мистическое озарение. Тот, кто считает себя мистиком, на самом деле просто идиот, ничего не смыслящий в определениях психологии.

Эванс: Действительно, нет ничего мистического в Ваших утверждениях. Развивая эту тему, давайте обсудим другое достижение психосоматической медицины, связанное с использованием наркотических препаратов в решении психологических проблем. То, что наркотики издавна использовались людьми для облегчения физической и психической боли, это исторический факт. Однако, наше внимание заслуживают те успокаивающие лекарства, которые не вызывают привыкания.

К таким, конечно, относится известный во Франции препарат, хлорпромазин. За ним следует такое наркотическое средство, как reserpine-serpentina и разнообразие других, более умеренных транквилизаторов, известных такими торговыми марками как "Милтаун" и "Эквинал". Они в свободном доступе для практикующих специалистов и терапевтов, которые могут прописывать их своим больным. Сегодня эти средства так же доступны, как аспирин. Их используют для снятия каждодневных стрессов, в то время, как сильными транквилизаторами снабжают тяжелых душевнобольных, например, шизофреников.

Юнг: Эта практика очень опасна.

Эванс: Почему Вы думаете, что это опасно? Предполагается, что эти наркотики не вызывают привыкания.

Юнг: Они вызывают такое же привыкание, как к морфию или героину. От них формируется зависимость. Вы не знаете, что Вы делаете, используя подобные препараты. Это обычное злоупотребление наркотиками.

Эванс: Но доказано, что они не формируют привычку и не вызывают физическую зависимость.


Юнг: О, да, так все говорят.

Эванс: Вы думаете, что от них формируется зависимость психологического характера?

Юнг: Да. Есть много наркотиков, которые не вызывают привычки, морфий, например, но от них появляется зависимость психологического плана и это так же страшно.

Эванс: Вы общались на эту тему с теми людьми, кто поставляет эти специфические наркотики и транквилизаторы?

Юнг: Я не могу это обсуждать. Видите ли, с нами согласны лишь немногие. В Америке все подсажены на эти порошки и таблетки. Все вполне счастливы, мы же пока не зашли так далеко. Американская жизнь идет настолько жестким и неспокойным путем, что Вам необходимо чем-то компенсировать свое психическое состояние. Вы вынуждены все время успокаивать свое бессознательное, потому что оно находится в постоянном шуме и, при малейших провокациях в Америке могут начаться большие волнения. Посмотрите на восстание современной молодежи в Вашей стране, на сексуальный бунт и т. д. Эти сопротивления происходят, потому что естественный и нормальный человек находится в открытом протесте против жестокой формы американской жизни. Американцы абсолютно лишены естественного развития и в этом, в том числе, есть вина наркотиков.

Эванс: Но что Вы можете сказать относительно лечения людей с серьезными психическими недугами? У нас есть проблема с психически больными пациентами, находящимися на госпитализации. Например, некоторые шизофреники настолько замкнуты, что психиатрам фактически невозможно взаимодействовать с ними; поэтому во многих больницах Соединенных Штатов для успешного лечения применяют такие препараты, как хлорпромазин. Я не думаю, что большинство наших врачей считают, что наркотики сами по себе исцеляют пациентов, но они, по крайней мере, делают их более поддающимся терапии.

Юнг: Остается вопрос – естественна ли их податливость или просто вызвана действием лекарственного средства? Я уверен, что в таком состоянии люди очень подвержены внушению, поэтому любой гипноз будет иметь эффект. Вы знаете, что любой наркотик или шок ослабляют жизненные силы, делая людей доступными для воздействия. Безусловно, на первый взгляд это помогает, но конечный результат будет плачевным.


Эванс: Предлагаю ненадолго сменить тему. Профессор Юнг, я знаю, что нашим студентам было бы интересно узнать Ваше мнение относительно того, какие дисциплины, кроме основной специализации, должен изучать будущий психолог. Например, одно из мнений гласит, что это должны быть точные науки, такие как статистика и экспериментальный дизайн. Другие считают, что исследование гуманитарных наук более важно для студента, желающего познать человеческую психику.
Юнг: Когда Вы изучаете психологию, сложно не заметить, что сущность человека состоит не только из инстинктивных проявлений, поэтому исследование чисто биологических аспектов не достаточно.

Существует много других определяющих факторов поведения. Необходимо изучить социальную сторону жизни человека. Вы должны учитывать факт, что существуют различные виды обществ, наций, традиций; и в наших интересах изучать человеческую психику исходя из этих стандартов. Этот момент действительно заслуживает внимания. Во время моих экспериментов с ассоциациями, встал очевидный вопрос: "Что же такое бессознательное? Из чего оно состоит: из остатков сознания или из независимых факторов?".

И скоро я пришел к выводу, что бессознательное существует само по себе. Понаблюдайте снова и снова, например, анализируя сны людей или фантазии шизофреников, в которых содержатся побуждения, никак не связанные с окружающей средой. Много зависит от веры, что душа родившегося ребенка не чистый лист, а набор определенной комбинации генов; и хотя гены содержат в основном динамические факторы и предрасположенность к определенному типу поведения, у них, несомненно, есть огромная связь с душой. И как только Вы загляните в нее, то увидите в ней определенные качества характера. Объяснение этого лежит в основе элементов, зародившихся в психике, в основе сознания ребенка, которое определяет его дальнейшее развитие. Это одна сторона медали.

С другой стороны, человек живет в определенной местности, взаимодействует с людьми, поэтому окружающая среда тоже влияет на совокупные черты его характера. Это усложняет задачу, так как природные и экологические факторы уже не субъективны, а объективны. Общие социально-бытовые условия, законы, убеждения и взгляды имеют непроизвольный характер. Они обусловлены историей человечества и определяют мысли и свойства души людей в прошлых эрах. История развития сознания Вселенной состоит из совокупности этих элементов. Когда я написал свою первую книгу о психологии бессознательного, я сформировал свое видение относительно этого. Человек, живущий в современном мире, не должен уравниваться общей статистикой, иначе он утрачивает свою "целостность", свою историю. Он должен ощущать свое "я", то, что он представляет собой в действительности.

Точные науки всегда приводят усредненные данные, сводят все к общему среднему показателю, но люди-это не числа. Они имеют индивидуальные качества личности. Здесь статистика неуместна. Это очень неподобающий метод, даже непристойный, потому что им Вы уничтожаете историю человека, его мифологию, и он становится просто средним числом, просто никем. Он лишается самой главной ценности, своей уникальности. Проблема в том, что никто не видит и хочет понять эти простые вещи. Науки не должны пренебрегать гуманитарными исследованиями. Мы не можем рассматривать человека отдельно от его прошлого, его семьи, его рода. Только глупцы думают, что мы рождаемся без истории, с сознанием чистым, как белый лист. Это абсолютно неверно.

Если Вы живете с отрывом от своего прошлого, это похоже на рождение без глаз и ушей. Ваши попытки почувствовать внешний мир не увенчаются успехом. Хотя точные науки внушают нам, что связь с прошлым не имеет значение и удобнее стереть это из памяти, без него человеческое сознание неполно. Из моей практики, я заметил, что анализ своего прошлого производит неизгладимый терапевтический эффект. Могу рассказать Вам случай с одной еврейской девочкой. Ее отец был банкиром. Она имела отличное систематическое образование и большой жизненный опыт в современном обществе, но ей совершенно не были знакомы традиции ее предков. Исследуя историю ее семьи, я узнал, что ее дедушка был отшельником в Галисии. Благодаря этой подсказке, я уже знал всю ее историю, и позвольте мне объяснить почему. Эта девочка страдала от специфической фобии, ужасной боязни, и уже проходила психоаналитическое лечение, но без особого эффекта. Она действительно была ужасно изведена различными страхами и постоянно находилась во взвинченном состоянии.

Путем наблюдения, я выяснил, что девочка блокировала в себе значимые влияния своего прошлого. Например, тот факт, что ее дедушка был отшельником, она считала мифом и подавляла его в себе. Ее отец также сопротивлялся этому аскетическому влиянию. Тогда я просто сказал ей, "Ваша фобия-это боязнь прошлого, примите его и не утрачивайте с ним связь. Так Вы избавитесь от страхов". Вы знаете, эффект не заставил себя долго ждать и в течение недели она избавилась от всех фобий и тревог, которые беспокоили ее на протяжении многих лет, так как моя подсказка подействовала на нее, как удар молнии. Я очень быстро обнаружил источник ее проблемы. До этого она была абсолютно потеряна. Ей казалось, что находясь в подвешенном состоянии, она чувствовала себя неплохо, но на самом деле она была сильно измучена и подавлена.

Эванс: Что мы можем извлечь из этого замечательного случая, Юнг?

Юнг: Это иллюстрирует то, что наше сознание неполно и это не имеет никакого смысла, когда мы - только "среднее число " и чем больше таких людей, тем быстрее деградирует общество. Возникает так называемое "идеальное государство" или "рабское государство". Если Вы хотите почувствовать себя таким, поезжайте в Россию. Там Вы будете "средним числом" и будите чувствовать себя замечательно. Но заплатите за это очень высокую цену, вся Ваша жизнь попросту будет сгорать, как у этой девочки. Я знаю много случаев подобного рода.

Перевод Светланы Крайон

  • Нравится 1
  • 0
  • 14 747

0
14,7k
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...