ПЕРСОНА: Юнг соотносил Персону с Эго и полагал, что Персона есть некоторая часть из нашей психики, которая обращена вовне и служит задачам адаптации.
Персону можно соотнести с нашими социальными ролями. По Юнгу, Персона – это не есть нечто индивидуальное. Это – маска, в которую мы рядимся для того, чтобы предстать перед кем-то. Эта маска коллективна, поэтому Юнг считает Персону фрагментом коллективной психики, которую часто удается получить с большим трудом.
«Слово «Персона» – и впрямь подходящее для этого выражение, ибо первоначально Персона – это маска, которую носил актер, и которая обозначала исполняющуюся им роль. И если мы рискнем предпринять точное различение того, что следует считать личностным, а что неличностным психическим материалом, то вскоре мы окажемся в величайшем затруднении, поскольку о содержании Персоны, в сущности, должны будем сказать то же самое, что сказали о коллективном бессознательном, а именно: что она всеобщая.
Лишь благодаря тому обстоятельству, что Персона – это более или менее случайный фрагмент коллективной психики, мы можем впасть в заблуждение, полагая, что это есть нечто индивидуальное. Но мы должны помнить, что это – лишь маска, которая инсценирует индивидуальность нашей персоны.
Когда мы снимаем эту маску, то обнаруживается, что то, что мы раньше считали индивидуальным – оно совершенно не индивидуально. Но Персона – это компромисс между индивидуумом и социумом. Поэтому Персона должна напоминать собой мембрану, которая позволяет нам дышать и взаимодействовать с социумом».
То есть у человека есть его некая сокровенная индивидуальность – Самость, есть его Эго, которое более-менее представлено в сознании, а для того, чтобы это Эго как-то соотносилось с социальным миром, человек нуждается в неком адаптаторе – и именно эту функцию выполняет Персона. Люди с неразвитой Персоной – это, грубо говоря, безбашенные социопаты.
Плохо адаптированная Персона чревата плохой приспособляемостью к окружающему миру. Но столь же опасна слишком хорошо адаптированная Персона – она грозит облитерацией индивидуальности (то же самое относится и к людям, у которых слишком много разнообразных Персон). И тогда человек покрывается своей Персоной как коркой (аналогия Юнга), и начинает задыхаться, находясь в плену своей Персоны, будучи охваченным ею.
И тогда его индивидуальность постепенно умирает Юнг приводит такой пример:
Цитата«Если профессор идентифицирует себя со своей кафедрой – это уже ненормально, потому что его индивидуальность оказывается задушенной».
Персона человека формируется в онтогенезе, когда человек усваивает какие-то стандарты поведения/чувствования/мышления/реагирования etc. Соответственно, Персона темпераментного итальянца и сдержанного японца будут совершенно разными. Таким образом, Персона, бесспорно, является культурно обусловленной.
Формирование Персоны – пожизненный процесс. Вход человека в новые трудовые коллективы и эмоциональные связи предполагает непрерывную модификацию Персоны и усвоение новых моделей поведения
И эта имитация/мимикрия у нас происходит пожизненно. Известно, что в процессе терапии клиенты очень часто начинают в чем-то подражать своим аналитикам (последним это бывает очень неприятно).
В детстве Персона представляет собой тоненький, еле заметный слой (Юнг называл его «шапочкой»), а по мере взросления этот слой все больше и больше разрастается.
В процессе формирования Персоны ее центральная ось (по которой она в основном и разрастается) организуется доминантной функцией сознания.
Юнг выделял 4 функции сознания по аналогии с азимутами в географии. Эти четыре функции хорошо знакомы по опроснику Майерс-Бриггс, которым и определяются (мышление-чувства; ощущение-интуиция). Мышление и чувства Юнг называл рациональными функциями (в основе слова «рациональный» лежит корень «рацио», что означает «соотношение»).
Две другие функции – ощущение и интуицию – Юнг называл иррациональными. Интуиция – это видение событий в целом, без замечания каких-либо деталей, а ощущение – это обращение внимания на детали без понимания ситуации в целом. Например, историк-интуит будет описывать событие в целом, тогда как историк с преобладающей функцией ощущения будет уходить в детали.
Та функция сознания, которая развита у человека больше всего, называется доминантной. Это та функция, которой мы можем произвольно управлять, на которую можем положиться. Кто-то считает, что она предопределена изначально и дается человеку при рождении, кто-то – что она определяется социумом через Персону. Сама Персона во многом организована нашей доминантной функцией – и по тому, как человек представляет себя в Персоне мы можем догадываться о его доминантной функции.
На ход развития Персоны влияет не только личный опыт человека, но и запросы внешней среды. Известно, что у каждого человека есть несколько Персон (вообще говоря, разнообразие Персон – не самая плохая вещь). Сам Юнг представлял личность как личину, как нечто, что обращено вовне – то есть как набор Персон. А то, что обращено вовнутрь – это Самость.
Две функции, которые развиты на горизонтали импровизированной оси координат (+) называются вспомогательными – они частично осознаются, а частично – нет. Причем одна из двух вспомогательных функций всегда развита получше. По этой же причине в опроснике Майерс-Бриггс есть разделение на первую и вторую функцию, а третья и четвертая определяются автоматически (ибо третья функция всегда противоположна второй, а четвертая – первой). Третья функция более-менее развита, если мы имеем невротика, в случае же психоза она полностью в Бессознательном. При психозе у человека максимум две функции, и те функционируют в ограниченном режиме.
Если проанализировать бред и галлюцинации больных в состоянии психоза, то можно заметить, что их фразы построены грамматически верно, более того – каждая отдельная фраза может соответствовать истине. Однако будучи сопоставленными вместе эти вменяемые по отдельности фразы образуют полный бред. «Я хочу переехать на другую квартиру». «На нашей лестничной площадке живет плохой сосед». Ну бывает такое? Бывает. А теперь добавляем фразу «Сосед прилетел с Марса и он не человек» – и вуаля, весь текст моментом превращается в бред сумасшедшего.
Общая идея такова: в норме первая функция сознательна и управляема всегда, вторая и третья – иногда, а четвертая – никогда. В состоянии невроза- бордерлайна-психоза происходит «погружение» сознания ниже импровизированной ватерлинии. И тогда две вспомогательные функции оказываются «под водой» (в Бессознательном).
Четвертая функция всегда бессознательна. Юнг в своих работах определял ее как неполноценную. Неполноценность этой функции заключается в ее архаичности, то есть в отсутствии гуманитарно обработанных форм данной функции. Например, у мыслительного человека чувства могут появляться out of fucking nowhere и точно так же пропадать. Юнг особо оговаривает, что человек не просто не может управлять этой функцией, а даже более того – это она управляет им.
Человек захвачен своей четвертой функцией. На человека мыслительного типа могут неожиданно накатывать какие-то чувства – причем он совершенно не понимает, откуда они взялись, но при этом они столь сильны, что он ничего не может делать. Он может оказаться погруженным или в безумное веселье, или в печаль – и не будет понимать, откуда все это накатило. Человеку мыслительного типа, взявшему на себя труд понимать то, какие чувства он испытывает, предстоит очень тяжелая работа.
Персона выполняет защитную функцию, обеспечивая защиту нашего Эго от воздействий социальной среды. Она же выполняет компенсаторную функцию
В процессе своего развития человек неизбежно идентифицируется с какой-то из своих Персон или с несколькими сразу. Одной из базовых идентификаций является наша гендерная идентификация (e.g. Девочка-девушка-женщина).
Если человек надолго задерживается на какой-то своей идентификации, не соответствующей его актуальному возрасту, у него есть все шансы прослыть фриком или чем похлеще (30-летний мужик, собирающий самолетики).
- архетип
- 1
- 1
- 0
- 3 386