Перейти к публикации

Инволюционный психоз

Ольга Травина
  • · 6 минут на чтение

Инволюционным психозом называют группу психических расстройств, которые характеризуются паранойей, бредом и неадекватным восприятием реальности. Психоз в основном случается в предстарческом возрасте, в период инволюции человеческого организма.

Инволюционный психоз.jpg

Психотерапия больных с инволюционными психозами включает фазу "изложение своих жалоб ближайшему окружению". Если больному удается свободно изложить врачу свои обиды и тревоги, порожденные подсознательным ощущением «краха своей жизни» или «фиаско своей жизненной стратегии», одновременно переложив свою ответственность за это на своих близких людей, то происходит своеобразный «дренаж» негативных переживаний, которые больной пока не может одолеть. Контейнирование аналитиком фрустрирующих переживаний пациента освобождает последнего от ригидной фиксации на наболевшем и связанном с ним напряжении, открывая таким образом путь к следующему этапу интегративного диалога.

Предвестников данной стратегии можно наблюдать уже во время предыдущего этапа, когда пациент представляет психотерапевту свою картину мира - враждебную, ненадежную, непонимающую, агрессивно настроенную и опасную. Во время предыдущей фазы эти переживания обобщаются и распространяются на весь мир. На данном этапе тема претензий становится доминирующей и, вместе с тем, четко сфокусированной на своем ближайшем окружении, что свидетельствует о некоторой стабилизации в системе Селф и открывает пациенту путь к более дифференцированной обработке своих негативных переживаний, чем на уровне первой фазы. Подобным образом и данная фаза является прототипом следующей, еще более дифференцированной обработкой отношений с окружением, которое развернется на 4-м этапе терапии в контексте осмысления пациентом собственного влияния на свою «жизненную кривую» и обратного принятия своих проекций.

Фокус переживаний пациентов: катартическое освобождение от аккумулированного напряжения, связанного с разочарованием в своей собственной жизни. «Разборка» с окружением и жизненными обстоятельствами («судьбой») соответствуют работе на объект-ориентированном полюсе тематического континуума центрального фокуса. В ходе этой фазы депрессивные пациенты релятивизируют собственное чувство несостоятельности (по формуле «Разве можно быть хорошим, когда меня окружают одни только негодяи?"), а параноидные - своим поведением и высказываниями - демонстрируют идентификацию с Эго-Идеалом, которое вытесняет нормальное функционирование Супер-Эго (в результате чего формируется расщепленная концепция мира - сам пациент представляет его положительный полюс, окружение - преимущественно негативный).

Поэтому в любом случае речь идет о самоутверждении больного, восстановлении его самооценки, что открывает путь для следующего этапа. Терапевтическая тактика: применение флэш-техники для верификации непосредственных переживаний пациентов путем фокусировки смысла сказанного больным и мягкой пробаторной нарации обратной составляющей вышеописанных переживаний. В случае инволюционной депрессии речь идет о разочаровании пациентов от своего собственного несовершенства, а при инволюционных параноидах - о бессознательном отождествлении себя исключительно с сильными, положительными сторонами реальности.

Фокус переживаний пациентов - возвращение и обратное принятие собственных проекций и коррекция концепции мира и себя, то есть расширение, дифференциация и согласование системы объект-и Селф-репрезентаций. У депрессивных пациентов защитная «ложноотрицательная» концепция себя и мира дополняется принятием реалистичных сторон самого себя, которые содержат как положительные, так и отрицательные компоненты, в результате чего происходит коррекция концепции мира. Система объект-и Селф-репрезентаций параноидных пациентов корректируется подобным образом, однако происходит быстрее в контексте тематики «надежности и ненадежности» самих себя и своих партнеров.

Терапевтическая тактика психотерапевта заключается в отслеживании колебаний пациентов между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями, осуществление поддерживающих флеш-интервенций двух типов. При возвращении к первой из названных позиций флэш-интервенции фокусируют осознаваемое пациентом содержание его собственных сообщений, при переходе ко второй - бессознательное содержание переживаний.

Данный этап в развернутом и дифференцированном виде содержит переживания, предвестники которых можно наблюдать во время предыдущих фаз: здесь наблюдается повторение центральной темы терапии - противопоставление и примирение себя со своей жизнью, с окружающим миром и со своим внутренним объектом (на языке теории объектных отношений), что происходит в фарватере сепарационных переживаний подфазы «повторного приближения» по М. Малеру.

Разница заключается в качественно более глубоком, более дифференцированном подходе к разработке данной проблематики на примерах различных жизненных опытов, в том числе и полученных в ходе самой терапии. Тематика этой фазы структурируется вокруг объект-ориентированного полюса, а в процессе прохождения этого этапа тематический маятник снова начинает двигаться к Селф-ориентированным переживаниям.

При условии успешного прохождения терапии «расстояние» между этими противоположными полюсами становится меньше - противостояние противоположностей теряет интенсивность, возникает больше согласования и примирения между противоположными опытами и оценками.

Фаза «осмысление связи между жизнью и актуальной болезнью», то есть принятие ответственности за свою жизнь и болезнь, готовит психологическую базу для окончания лечения. Собственно на этом этапе предыдущий мигающий опыт депрессивной позиции (М. Кляйн, В. Бион) может перерасти в стабильное переживание данной модальности.

Речь идет о постепенном смещении от состояния расщепления и проективного «вложения» нежелательных частей собственной личности во внешние объекты (присущих переживанием модальности шизоидно-параноидной позиции, которые доминируют на предыдущих этапах терапии) к возвращению и обратному принятию собственных проекций, осмыслению и принятию своей целостности, а значит и ответственности за собственную жизнь. Этот переход никогда не происходит как однозначное, целенаправленное движение от одной точки к другой.

Психическое созревания сопровождается колебаниями между названными позициями, временными возвратами к предыдущему уровню фрагментации Селф и постепенным продвижением к целостности вопреки психической боли, сопровождающей осознание жизненной реальности.

Терапевтическая тактика врача включает экспрессивную технику, направленную на пошаговую озвучку вышеописанного ключевого переживания, постепенное сведение его к форме последовательной формулировки, доступной для осознанного и целостного восприятия пациентом.

На этапе «прощение себя за совершенные ошибки и нахождение новых ценностей в жизни» происходит решение базового конфликта «целостность Эго против отчаяния» по Э. Эриксону. На данном этапе крайние точки центрального тематического континуума максимально сближаются, колебания между противопоставлением и примирением объект-ориентированного и Селф-ориентированного полюсов перестает существовать, трансформируясь в диалектическое «единство противоположностей». Поэтому (в идеальном случае) индивидуация завершается, открывается путь к новому способу построения отношения с миром, собой, своими внутренними и внешними объектами.

Фокус переживаний пациентов: как и на других этапах, пациенты возвращаются к разрешению конфликта «надежда против отчаяния», но на этот раз с более функционально способным Его и интегрированным Селф. Конструктивное прохождение данного этапа завершает процесс формирования достаточно целостной и стабильной системы Селф, а также нахождение индивидуального экзистенциального смысла собственной жизни.

Параллельно с вышеописанной тематикой видоизменяются и уровни бессознательного процесса переноса, детерминируя фантазийное наполнение и эмоциональный фон отношения в паре «психотерапевт-пациент».


Первая и вторая фаза разворачиваются в контексте первичного положительного переноса (анаклитично-диатрофического отношения по М. Гительсону), следующего зарождения и развития нарциссического переноса. Последнее предполагает такое отношение к объекту, при котором тот может переживаться только как «подобный мне», «согласованный со мной», а любое отклонение от этого иллюзорного тождества расценивается больным как нападение, поскольку разрушает фантазийное ощущение всемогущества. Техническим ответом аналитика на такие архаичные переживания пациента позиция отражения: психотерапевт использует поддерживающие флэш-интервенции, фокусирующие осознаваемое пациентом содержание его собственных высказываний.

Этим он как бы позволяет использовать себя как объект, подобно тому, как это делает мать (опекун) ребенка на ранних этапах развития, идя максимально навстречу его потребностям и ожиданиям. Как отмечают Б. Брандхафт и Р. Д. Столороу, эти Я-объектные отношения необходимы, чтобы поддерживать стабильность и связанность собственного Я (Cелф). Как и в случае очень маленького ребенка, нарциссический пациент с реактивно фрагментированным Селф нуждается в присутствии отражающего объектов - потребность видеть «блеск в глазах родителей» при взаимодействии и коммуникации.

Центральный фокус переживаний больных с психическими осложнениями, которые проявились в инволюционном периоде жизни, и, соответственно, центральный фокус терапевтической работы с ними можно сформулировать следующим образом: потребность в примирении со своей собственной жизнью (с обстоятельствами внутренней и внешней реальностей).

Разработка указанного центрального фокуса происходит в шесть психотерапевтических фаз, каждая из которых разрабатывает его частичный тематический аспект. Упомянутые фазы можно условно разместить в такой последовательности:

  1. Фаза «формирование доверия к врачу»,
  2. Фаза «изложение своих жалоб ближайшему окружению»,
  3. Фаза «воспоминаний о своих же достижениях и хороших временах»,
  4. Фаза «переосмысление своей жизни и восприятие своего личного участия в ней»,
  5. Фаза «осмысление связи между жизнью и актуальной болезнью»,
  6. Фаза «прощение себя за содеянные ошибки и установление новых ценностей в жизни».

В каждой фазе психотерапевтического процесса врач должен применяет соответствующую терапевтическую тактику и интерпретативную технику, которые согласуются с актуальным фокусом переживаний пациента и степенью интегрированности его Селф.

Сочетание выраженного «тематического каркаса» психотерапии с соответствующей терапевтической тактикой и интерпетативной техникой врача, которые учитывают также уровень интеграции Селф пациента и тип переноса, специфического для каждой фазы терапии, может рассматриваться как выверенный и патогенетически обоснованный (с точки зрения психогенеза заболевания) метод терапии инволюционных психических расстройств, который можно условно записать в форме структурированного терапевтического алгоритма

  • Нравится 1
  • 0
  • 283

0
283
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...