Перейти к публикации

Василиск и металл, структура Архетипа Змеи

Лада
  • · 7 минут на чтение

Василиск - чудовище, которое согласно легендам, способно обращать людей в камень. Оно имело облик, который мигрировал от дракона до змеи, крокодила, от петуха полу ящера. Василиск происходит от греческого «βασιλίσκος», что значит царевич. Это существо часто упоминается в библии.

1.jpg

Отметим, что появление василиска есть не что иное, как сохранение в памяти слияния двух родов тотема петуха и ящерицы. Такое толкование нельзя исключать. Василиск, это от филистимлянского и древнегреческого, Валкан - демон петух. Некое богоборческое начало. Василиск полиморфное существо ещё и тотемического порядка. Особенно широко тема василиска стала муссироваться в средние века. В средние века природа и сексуальность были обителью дьявола, натура была объявлена вне закона. Хотя и в самой Греции и древнем мире на природу и физиологию человека тоже не однозначно смотрели. Определенно, способность убивать человека взглядом приписываемая к василискам, по всей видимости, связана с психофизиологическим уровнем лимбической системы головного мозга отвечающей за тонус тела человека, напрямую связанным с комплексом Кундалини.

Традиционный уклад жизни в средневековой Европе под воздействием клерикалов говорил о том, что природа это сфера проникновения демонических сфер, в тоже самое время у людей с языческим сознанием, это прямая дорога к общению с глубинным знанием. Кстати, василиск появляется именно как символ необузданной страсти, в средние века, эпоху рыцарства и торжества теократического общества, где язычество медленно проявлялось через христианские образы. Геральдика связывает василиска с царственностью, могуществом и неудержимой силой. Василиск древней Греции Валкан демон - петух, связан с мистериями, позже трансформируется в Вулкана. Хромой, поверженный, но не сломленный кузнец. Кузнец это уже другой уровень. Вулкан как прародитель Земли и одновременно как символ патриархального и гетеросексуального общества.

Тотемический символизм Петуха, говорит нам о глубоком слиянии культа Солнца и Вулкана - Кузнеца. Оба творцы мира, войны, отцы и защитники рода, племени, культа и т. д. Если ВУЛКАН стал Василиском - Змеем, то здесь прослеживается динамика, точней, диалектическое движение. Смотрите, Бронзовый Век стал конъюнкцией Олова - Юпитера и Меди - Венеры, бронза андрогинный металл. Основа мира, Вулкан сотворил мир из бронзы, соединив мужское и женское - это предание стало развиваться еще по причине улучшения технологии металлургии.

Процесс стал мифологизироваться, но и мифологизировался он из-за предпосылок, находящихся в глубоких структурах психики человечества. Бронзовый век стал феноменальным и фантастическим этапом духовной эволюции человечества. Вулкан сковал вселенную и мир из бронзы, из этого же металла люди делали оружие и утварь, предметы культа, то же происходило в психике человечества. Первая Философская свадьба на практике, алхимическое соединение разных сфер психики, по-видимому, произошла в бронзовом веке. Проявление трансцендентной функции тоже явилось очередным свидетельством успеха. После этого Библейский Бронзовый Змей стал символом исцеления, целостности, возвращение к первородству. Необходимо сказать, что металл в психологическом смысле играет важную роль. Он обозначает интуицию. Согласно алхимии, каждая планета имела выражение своей сущности в духе, связанном и живущим в металле: золото с Солнцем, серебро с Луной, свинец с Сатурном, олово с Юпитером, железо с Марсом, ртуть с Меркурием (иногда имеется в виду сплав золота и серебра, в некоторых вариантах именно ртуть), медь с Венерой.

Металлы неблагородные олицетворяют чувственный мир человека невозрожденного, а золото символизирует достижение просветления и духовности. В алхимии неблагородным металлом считается свинец, над которым следует работать, чтобы получить наилучший металл - золото, просветление. Металлы это как бы зародыши в земном чреве. Важно упомянуть, что «золото алхимиков не есть золото дураков». Металлургия в алхимии напрямую указывает на связь и насыщение астральной энергией и сущностью планеты с металлом. Безусловно, астральный мир являлся неотъемлемой частью макрокосмоса и микрокосма. В психологии металлы символизируют человеческую чувственность, эмоции, аффекты, ограничиваемые только духовным развитием. В большинстве ритуалов инициации металлические предметы отбрасывались, чтобы продемонстрировать отказ от нечистоплотности. Тут важно упомянуть о связи золота с процессами дефекации. Золото и золотарь - эта проблема красноречиво описана на примере царя Мидаса. Он страдал от страшной жадности и патологической страсти накопительства. В результате Мидас умер от голода.

В психоаналитической науке золото и кал неразрывно связаны и относятся к личностям накопительского характера, получающим удовольствие от накопительства не только предметов и ценности, но и фекалий в собственном теле. Если учесть, что, согласно легенде, василиск питался камнями или железной неочищенной рудой, то результатом его процессов пищеварения был металл. В конечном счете, вода это символ и выражение бессознательного непосредственно близкого к взаимодействию с эго человека, в то время как металлы - это выражение глубинных слоев психики. В психологическом смысле, в них, в металлах капсулируется и интегрируется жизненная сила базальных инстинктов. Структура архетипа змеи Архетип Змеи, возник в результате духовно-психической эволюции и дифференциации. Сама природа этого начала древняя, как и природа материнства. Мы проследим и рассмотрим с вами, все его компоненты.

Итак, для начала вернемся к нашей дедукции с символами, в которых проявляется эволюционная динамика. Земля - Змея - Вода - Крокодил - Воздух - Металл. Рассматривая этот ряд, мы сразу натыкаемся на некоторые нестыковки, которые мы должны с вами разрешить.

В итоге мы имеем четыре диады. Земля - Вода. Вода - Воздух.

4 диады стихийного символизма. Земля - Металл. Воздух - Металл. В животном символизме мы изначально встречаемся с диадой. Змея - Крокодил. Однако, если мы начнём рассматривать логику потока репрезентации стихийных сил в животном символизме, то увидим то, что диада не полная или не законченная. Она вносит расщепление и не дает целостности. Попытаемся разрешить эту проблему. Земля - Змея - Вода - Крокодил - Воздух - Птица - Металл. Таким образом, мы получаем. Змея - земля, вода. Крокодил - вода, металл. Птица - воздух, металл.

То есть, где-то внутри мы видим конъюнкцию и два образа (птица и крокодил), которые соединяются и порождают дракона. Крокодил в перьях или змея в перьях. Новый образ Дракона - змееподобное или подобное крокодилу существо.

Таким образом, триада животного символизма архетипа Кундалини трансформируется из Змея-Крокодил-Птица в четверицу Змея-Крокодил-Птица-Дракон, что находит законченность, универсальную совокупность и целостность.

Заметьте, что слияние крокодила и птицы дает Дракона, соединение змеи и птицы ведет к появлению пернатого змея. Пернатый Змей это древнее верховное божество ацтеков, Кетцалькоатль. Он являлся вершиной пантеона и выражением Самости древних индейских племен. Мы видим, что такие промежуточные, но очень важны символы, как птица, были как бы утеряны. Но ведь тут есть еще символ рыбы. По сути своей, змея может выполнять функцию рыбы, ибо в природе есть морские змеи или их подобие угри. Так или иначе рыба и змея имеют чешую и не имеют рук и ног, что роднит их и делает фаллическим светоносным началом объединения и порядка. Глядя на динамику структуры архетипа, эти символы действительно сливались в мифах и легендах. Это является значимым, системным доказательством теории архетипа Змеи. Интересной особенностью является греческий и средневековый василиск. Ведь Южная Америка и Греция в такой позиции, находят много общего в выражении психических паттернов в мифах и легендах.

Понимая специфику архаичных начал и беря за условие, что не архетип, а наша установка сознания раскрывает суть реакции и отношения к данному началу, мы должны выявить основные позиции проявления архетипа Змеи в мистериях смерти, жизни, экстаза и вдохновения.

Вспоминая одну из работ Эриха Нойманна, посвященную Великой Матери, в главе рассматривающей динамику архетипа я почерпнул идею о том, что необходимо раскрыть подобную динамику, выявляющую внутреннее устройство архетипа Змеи.

1) Начнем с Мистерии Жизни.

Всеблагой Отец.

Дамбала - Вуду, Шеша - Змея Вишну реинкарнация Кришну, Серафим - Бронзовый или Медный Змей Моисея - духовное преобразование, вызываемое этой гранью - бессмертие, возрождение, исцеление, зачатье. Характер преобразования - раскрытие потенциала, свобода и рождение, креативность. Что содержит в себе окормляющие начало и заботу.

2) Далее то, что противопоставляется, Мистерия Смерти - оппозиция Мистерии Жизни.

Змей - Искуситель.

Апоп, Василиск, Дракон или Змей искуситель (Иллицебрус), Полоз - хранитель подземных богатств. Духовное преобразование, вызываемое этими тенденциями, ложь - обман, болезнь, духовная смерть, тление и окаменение. Характер преобразования - пожирание, сокращение, удерживание, накопление, фиксация.

3) Мистерия Вдохновения.

Офис - Гностиков.

Змея у гностиков символ Гнозиса - высшего знания ведущего к сверхсинтезу духа. Кундалини, Асклепий, Симаргл (Змей Огненный Волк). Духовное преобразование - мудрость, видение, прозрение, экстаз, инсайд, просветление, проводник душ. Характеристика преобразования - озарение, синтез сверхсознания.

4) Мистерия Опьянения - оппозиция Мистерии Вдохновения.

Змей - Вакханалии.

Уроборос, Вакх, Эрихтоний (Кекропс древнегреческий мифический царь аттики, родившей трех дочерей и не имевшей сыновей. Запертый в ларце Пандоры его приемник Эрихтоний. Увидевшие Эрихтония умерли в безумии, и у него вместо ног был хвост змеи). Духовное преобразование - самопоглощенность, ярый экстаз, безумное сладострастное удовольствие, обморок. Характеристика преобразования - изгнание, отверженность, отнятие и расщепление.

Максим Садов

  • Нравится 1
  • 0
  • 1 372

0
1,4k
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...