Эта сказка начинается с того, что «жили-были царь и три сына», это описание внутренней реальности человека. Сказка — это внутреннее пространство человека, где царь — это старший, организация рода. Отец — это родовое устройство, генетика, энергия, информация, которая стоит за человеком, это принадлежность к родовой системе. «Было у него три сына».
Старший — умный, это та часть внутри нас, которая «умная». Она отвечает за логику, за понимание как всё в мире устроено, какие действия надо совершать, это и про статус тоже. Старший брат, старшая сестра в семье всегда умные. В подарок, например, старшие сестры хотят зеркало или венец как символ короны — высокого социального статуса.
Второй сын — богатый. Это часть внутри нас отвечает за умение коммуницировать, за выгоду. «Надо ли мне туда идти, получу ли я там какой-то ресурс?».
Старший брат: разум, который отвечает за логику, за умение ориентироваться в социальном мире, понимать его правила, иерархию. У разума есть гордость, потому что «чем умнее, тем гордее». У нас есть средний брат: другая часть, которая отвечает за выгоду. У этих двух функций есть очень мощные тени — Кощей Бессмертный (холодный ум) и Змей Горыныч (испепеляющая жадность).
Третий сын, понятное дело, дурак. А кто является дураком с точки зрения социального, взрослого человека? Ребёнок внутренний. Он же дурачок, не понимает, живет чувствами, душой, творческой, эмоциональной, иногда с парадоксальной системой. Там нет намёка ни на выгоду, ни на разум. И вот такой дурак живет в этой системе.
У нас три составляющие внутри: разум, эмоции, тело. Отсюда значение слова «настроение». Когда у нас разум и чувства начинают спорить, нужно еще и телом почуять. Как только происходит настройка, три брата внутри «договорились», можно начинать движение.
И вот они живут, отец и три брата, и вдруг случается какая-то проблема. В сказках проблема это испытание, запуск движения, конфликт, обеспечивающий развитие сюжета. Ведь если всё хорошо, сказку можно и не рассказывать. То же самое и с жизнью человека.
ЦитатаЕсть такое выражение интересное: «Глубина травмы, пережитой психотерапевтом, обеспечивает качественную помощь клиенту, если терапевт из этой травмы выбрался».
Если существует внутри сказки конфликт, однозначно будет движение к целостности, родители дают очень мощный толчок к разобщенности, разделённости. Это своего рода инициация, смерть целостности и потом человек уже сознательно, двигаясь по жизни, проходя всякого рода практики, медитации и прочую красоту достигает той самой целостности, опять чувствует единство с миром, но это происходит уже сознательно. Отсюда история про блудного сына.
С появлением проблемы начинается конфликт внутри сказки, внутри мира человека. У царя есть дерево с золотыми яблоками (древо познания). Мы можем говорить о дереве вообще как о символе мироустройства. В разных традициях, у разных народов существует свое мировое дерево, мировой столб, мировая гора — вертикальный принцип организации всего со всем. В русских сказках есть три дерева: первое — это яблоня, как принцип организации женского взрослого мира, второе — берёзонька, как принцип организации девического, юношеского молодого мира и третье — дуб, на котором смерть Кощеева, как принцип мужского мира.
У царя была такая яблоня, и вдруг какая-то неведомая сила начинает золотые яблоки воровать. Представь, как это отображено в жизни человека: всё было хорошо, жизнь устроена, и вдруг что-то начинает основу жизни разрушать.
Например, в сказке «Сивка-Бурка» кто-то начинает топтать пшеницу. В моей жизни был такой момент, когда я ездила по городам и весям, все было хорошо, клиентская база отличная, достаточная финансовая стабильность. И вдруг я отчетливо понимаю, что не могу больше работать с людьми. По идее можно сказать — ну устала, выгорание. Но к чему это привело? Это привело к тому, что за два года, после того как я сказала: «Да и бог с ней, с этой пшеницей», я стала художником. То есть пшеница топчется не просто так.
Если в жизни начинается кризис, кто-то начинает воровать нормальные золотые яблоки и другие плоды ваших трудов, кто-то начинает разрушать систему, в которой ты жил, имея порядок и материальный достаток, это значит, что в жизнь стучится что-то пока непознанное.
Вначале старший брат отправляется искать то, что постучалось в жизнь. Сначала мы пытаемся разумом понять — что разрушает мою устоявшуюся жизнь? Естественно, он засыпает во время дозора. Разумом это не понять. Потом отправляется средний брат, который отвечает за выгоду внутри человека. Но в чём выгода перестать, например, зарабатывать деньги психотерапией? Что за глупости? Он тоже не может увидеть самого главного. И тогда в дозор отправляется третий брат, тот самый дурак, та самая душа, которая зорка. Он внимательно и с любовью смотрит на разрушение своей жизни в поисках ресурса. Что хорошего приносит мне эта ситуация? А что хорошего в том, что пшеница топчется, или кто-то крадёт золотые яблоки?
Самый младший брат внутри нас, Иван-Дурак, видит как прилетает огромная огненная Жар-Птица и начинает яблоки поедать. Что он делает? Он успевает вытащить из нее перо. В сказке с Сивкой-Буркой, с волшебным конем он умудряется оседлать золотогривого коня. Я буду приводить сказки как параллели, чтобы этот принцип можно было увидеть во многих сказках.
Иван успевает выхватить из Жар-птицы перо. Перо Жар-птицы это предвестник, предзнаменование и прикосновение к божественному, к чуду. В сказках есть такой момент — дать попробовать и забрать, так и в жизни часто. Влюбились — получили заряд, радость. Попробовали себя в творчестве — вдохновились, а потом внезапно все разделилось, разрушилось.
Для чего всё это происходит?
Для того, чтобы неосознаваемый контакт с красотой стал осознанным, стал частью жизни. Путь надо пройти, подтвердить намерение принять Жар-птицу в свою жизнь.
С того момента, как я начала рисовать, моя жизнь перестала быть прежней. С того момента, когда в жизни человека появляется понимание, что его радует по-настоящему, его жизнь меняется необратимо.
«Жар-птица» — это тот же символ, что и птица Феникс, она же огненный сокол Рарог, который из темноты, из мрака ночи, вытаскивает героя на небо, к богам. Это проводник к божественному свету и означает он чистую радость. Жар как свет солнца, энергия.
Как понять, что в жизни есть Жар-птица?
Когда просыпаешься с ощущением: «А-а-а, как же это круто — жить!», то Жар-птица с тобой. А если есть ощущение тоски, печали, усталости, то, скорее всего, поход за Жар-птицей тебе еще предстоит, радость дается не просто так. Счастье, радость, любовь — это такие вещи, которые не падают на голову человеку, а появляются бонусом в жизни при устремлении к свету, к этой Жар-птице. Ты идешь, совершаешь внутренние духовные и душевные усилия по пути сказки, и раз, у тебя есть эта радость.
Жизнь в целом для того, чтобы позабавиться, по большому счету. Чем больше радости в своей жизни, тем больше радости вокруг. В сказке герой встречает Жар-Птицу и понимает, что без неё теперь жизни нет — нужна радость. Он приходит к батюшке (к царю, к своему роду) и говорит: «Папа, мама, я теперь художник!» Папа, мама хватаются за голову, а что делать? И батюшка дает сыновьям задание: «Привезите мне, дети, эту Жар-Птицу».
Сыновья отправляются в поход. Когда наши родители чувствуют вкус радости, который им возвращают дети с благодарностью, род начинает расцветать целиком и полностью. Старшие братья отправляются в поход, и где-то на пути теряются, что естественно, ведь они не про радость, а про разум и выгоду. А Иван-дурак выходит на распутье. Распутье — это всегда момент выбора: вернуться в старую историю, оставить все как есть, или все-таки рискнуть и пойти за радостью. Иван-дурак встречает камень у дороги и стоит перед выбором.
У символа «Камень у дороги» очень много значений. Камень Алатырь — алтарь. Я его расшифровываю как стол, на который приходят обедать боги тем, что ты им преподносишь. И это не про состояние жертвенности, когда я отдаю свою жизнь на алтарь, это про то, что мне дорого, про самое ценное. Если ты отдаешь самое ценное, то ты не будешь себя хорошо чувствовать, правда? Будешь ли ты любить того, кто у тебя забрал все самое ценное? Вряд ли.
Когда ты отдаешь из изобилия, из радости, это и принимается легче. Тогда на алтарь и кладется радость. Вот такое значение у камня на пути — выбирать из того, чего у тебя много.
У камня начинаются парадоксы, которые можно понять, только если смотреть на сказку, как на внутреннее мироустройство человека.
«Пойдешь налево — будешь женатым». Всё, можно расслабиться, потому что жена — это обеспечение жизни, удовлетворение всех потребностей, если переводить на язык личности.
«Пойдешь направо — коня потеряешь». Это о потере того ресурса, с помощью которого ты можешь своей цели достигнуть. «Пойдешь прямо — потеряешь голову».
Выбор, в общем-то один — в пользу «женатым быть». Конь на месте, голова на месте. Но Иван-дурак делает другой выбор — идет прямо, потому что он очень умный и целеустремленный.
Во-первых, он помнит о своей цели — радости, ЖарПтице. Если он будет женатым, сразу целостным, то где подвиг, где достижения? Кто обладает опытом семейной жизни, сразу скажет, что это не про радость, а про серьезную школу саморазвития. Он отказывается быть женатым, потому что Жар-Птица в другом месте.
Отказывается идти и в сторону потери коня. А как же, думает он, я поеду, как доберусь до Жар-Птицы? А вот со своей головой я как-нибудь справлюсь. Это значит, что когда мы идем навстречу реализации своего дела, своей радости, самоорганизации, обязательно нужно взять ответственность на себя, и герой отправляется в эту сторону. А дальше парадокс, дальше сознанию нужно заснуть, и Иван едет в этом направлении и, как дурак, ложится спать. В тот момент, когда он спит, приходит Серый волк и съедает не его, а его коня.
Жизнь непредсказуема, даже если ты всё запланируешь. Пятнадцать процентов хаоса необходимы для развития.
Дальше Иван просыпается, видит что у него больше нет ресурса двигаться, чтобы добыть радость и начинает плакать. Вроде бы ненормальное поведение для мужчины — плакать в такой ситуации. По идее, для достижения цели надо бы разозлиться. Но мы говорим о внутреннем мироустройстве — душа заплакала, дух огорчился, сознание растерялось.
Иван не проявил агрессию к волку, не начал с ним сражаться. Дурак заплакал, душа заплакала, опечалилась, пригорюнилась. Рецепт для девочек: если хочется, чтобы мир, или мужчина, или пространство на тебя обратили внимание, надо пригорюниться. Не требовать, не предъявлять претензии, а вот так дать понять, что что-то не то, что нужна помощь. И таким мирным путем наша душа вызывает от мира материнскую, отеческую, заботливую реакцию: «Да ты что, деточка, сейчас мы тебе всё дадим!». В отличие от истории, где человек на реальность обиделся, смотрит на нее свысока, пытается манипулировать.
В сказке мы видим, что появилась печаль как основная мотивация — я больше не могу идти этим путем. И тогда Серый волк спрашивает: «Ну извини, так получилось, а ты куда собрался-то, чего тебе надобно?» И здесь очень важный момент — заявить о своей цели, помнить о ней, даже если у тебя мир рушится, приходят волки и всё съедают. «Я Жар-птицу ищу!» — и волк говорит: «Так я знаю, где она, и за три дня тебя домчу, а на своем коне ты бы туда три года ехал».
Здесь включается фактор доверия к миру, ведь других вариантов нет. Очень важно в любой ситуации видеть ресурсы. «Как жизнь?» — да понятия не имею, ещё в процессе. Изнутри не видно. Я узнаю, какой была моя жизнь, только когда она закончится, чтобы оценить её целиком. Можно совершенно не беспокоиться, хорошо или плохо сложилась жизнь, нормы здесь очень гибкие.
Серый волк в сказке, это обращение к своей животной части. Волк это метафора, персонаж внутренней реальности человека. Найти такого персонажа в своей внутренней реальности, можно в контексте медитации: обратись внутрь себя и задай вопрос: «Какой мой дикий зверь внутри меня может помогать мне достигать целей, путешествовать в мире сказки, в мире трансперсонального, кто мой тотем?». Это может быть не волк, может быть кто угодно. «Через какую яркую силу выражается моя жизненная сила?». Это отсылка к соединённости мира человека, мира сознания со всем миром через признание в себе этого зверя, через уважение к нему.
Традициям тотемизма много лет, это очень древние архаичные практики. У североамериканских индейцев есть обряд встречи со своим духом-покровителем. Помимо того, что они уже рождаются в кланах, родах, связанных с определенным животным, когда воин становится взрослым, ему нужно дать новое имя, ему нужно обрести контакт со своим помощником. Это метафорическое выражение силы человека через образ зверя. Бывают люди быстрые, бывают люди медленные, бывают люди юркие, бывают люди основательные, бывают люди крылатые, бывают люди ползучие. Они все равноценны, но для выражения и большего понимания этой силы можно включаться в игру с образами тотемов.
Как это делают индейцы? Во-первых, они накануне ритуала три дня не едят. Потом они выходят из пространства, где живут, и три дня бегут, не останавливаясь, по лесам, по прерии, постоянно проживая образы разных тотемных животных. Они бегут как волк, как лошадь, как лис, как енот. И когда человек испытывает максимальную радость от того, как он бежит этим зверем, это означает, что это и есть его персональный дух-помощник. Так происходит первое знакомство. Когда человек добегает и падает замертво, отдав все свои силы на то, чтобы встретиться со своим духомхранителем, выражением своей силы, к нему приходит образ духа-покровителя, и сопровождает его до конца жизни.
Это можно сделать в современной традиции: включить музыку, чтобы не было слов, которая позволяет мягко двигаться, и начать интуитивное движение, через тело и через звук пробуя разные образы зверей. На какой-то из этих образов будет очень чистый эмоциональный отклик. Очень ясный, иногда до слез. Его узнаёшь и получаешь возможность с ним дальше взаимодействовать. Это как один из вариантов. Если хочется более глубокого погружения, можно обратиться к тем, кто давно и серьезно этими практиками занимается.
Когда мы смотрим на героев сказки, как на части внутри нас, то животная сила, эта дикая сила внутри человека, позволяет быстрее, эффективнее, легче достигать любых своих целей. Чего не может человек, то сможет зверь.
По опыту практика я очень хорошо знаю, если человек в состоянии нересурсности, то нужно вспомнить, почувствовать и войти в состояние зверя, который максимально близок. Потому что звери не обусловлены социальными ролями, сценариями, какими-то жёсткими рамками. Например, если ты подходишь к сексуальным играм с точки зрения выгода и разума, то вряд ли получится достичь максимального пика удовольствия. А если ты будешь играть в эти игры как кошка или какая-то другая, условно говоря, «сексуальная» зверюга, то все получится гораздо интереснее, начнёшь играть, кусать, двигаться совершенно иначе.
То же самое и с набором ресурсов. В сказках получается, что каждый зверь, который приходит на помощь герою, это пробуждение дикой силы всего мира. Это можно очень хорошо ощутить в трансперсональных, телесных каких-то подходах, когда ты вдруг раз и уже не человек, а какой-то интересный зверь. Включается сразу чуйка и интуиция, потому что как человек я это не могу понять, а как у зверя у меня есть нюх — в какую сторону мне надо, в какую сторону мне идти, садиться мне в этот самолет или не садиться.
Вот такой Серый волк приходит к Ивану-дураку. И теперь Иван-дурак (сознание) мчит по темному лесу своей души, трансперсональному пространству на Сером волке. Это уже не маленький слабенький человечек, а это уже человек, обладающий навыками связи всего со всем, мира со всем. Он добывает Жар-Птицу (радость), он добывает уникальный способ достижения своей цели, потому что золотогривый конь — это необычный конь. И в конце этого пути он добывает себе Елену Прекрасную.
Если говорить про сказки, в которых героиня приходит к мужчине, то это сказки про анимус, а соответственно, сказки, в который путь героя приводит к достижению женского архетипа — это сказки про аниму, состояние целостности. Понимание анимы и анимуса подарил миру К. Г. Юнг.
Иван-дурак в сказке находит аниму — свою душу и свою радость, своё состояние целостности. И вот он, такой уже весь целостный, возвращается в мир людей.
Иван-дурак с радостью, со способностью достигать своих целей легко и быстро, и с Еленой Прекрасной.
Как это происходит в обычной человеческой жизни?
Человек прошел трансформирующий тренинг, семинар, путешествие в другую реальность, с собой поработал, нахватался инсайтов, набрал ресурсов, сил. Он знает, как и куда ему дальше двигаться, приезжает со всем этим в свою привычную жизнь и «засыпает». Начинаются звонки, расспросы близких и друзей: «Ну что, как ты съездил?», и он начинает эмоционально рассказывать, расплёскивать набранный потенциал, не центрируя, не сохраняя, и не превращая свою обыденную жизнь в постоянную практику.
Например, по возвращению из дальнего путешествия, насмотревшись на вулканы и водопады, засыпание будет проявлено в том, что внимание переключиться на бетонные стены, серость, уныние и несовершенства. Вместо того, чтобы оставаться в бодрствующем состоянии сознания, с теми ресурсами, которые были привезены из путешествия. Можно вернуться из поездки и сделать свою жизнь сказкой, и это значит остаться в бодрствующем состоянии, а можно после возвращение впасть в уныние, тоску и разочарование, и это будет означать выключение сознания, сон. По своему опыту мог у сказать, что у меня жизнь больше не делится на часть, в которой есть практика, духовная работа, чудеса и обыденную серую реальность. У меня нет серой реальности вообще, никогда. Каждый момент моей жизни наполнен чем-то сказочным.
Я выхожу из дома, разговариваю с деревьями. Просто гуляя по городу, я замечаю столько удивительных существ. Когда ты в «неспящем» состоянии, жизнь наполнена чудесами. В любой момент своей жизни я могу сорваться и куда-то поехать, куда-то пойти, с кем-то встретиться, организовать чудо себе и другим людям — концерт, медитацию, путешествие, да что угодно. Вот что значит «не засыпать », возвращаясь к людям, но иногда бывает полезно и «заснуть».
Когда Иван-дурак засыпает на привале со всеми этими дарами, приходят старшие братья — разум и выгода. Видят прекрасную женщину, волшебного коня, Жар-птицу. «Ух ты! А зачем тебе, дураку, вот это всё? Сейчас мы это пристроим, на этом заработаем, и покажем всем, какие мы просветлённые — пусть все увидят, пусть у нас будет высокий социальный статус и прочее». Братья пока дурак спит, убивают его, разрубают на части и раскидывают в разные стороны. Это образ творческого сознания, которое расчленяется на огромное количество социальных ролей, задач и перестает быть целостным в попытках как-то дары пристроить.
Образуется внутренний конфликт: герой шёл за целостностью, добыл все ресурсы, вернулся в мир людей, расслабился, но опять возникает проблема, братья забирают все дары и с этим уходят в мир людей.
Братья забывают о том, что Иван-дурак — это проводник, дверь для божественной творческой энергии. Когда братья расчленяют Ивана, они тоже обучаются, обретают целостность, потому что без этого опыта невозможно пройти инициацию, пережить смерть. Они разрушают душу, и дальше она может собраться только с помощью серого волка и других волшебных существ.
Это проще понять, если хотя бы немного познакомиться с практиками инициации. Например, в шаманской традиции, когда приходит время принять силу, человек сильно болеет. Его физический мир рушится, эмоциональное состояние меняется, «вытаптывается пшеница». Апогеем этого становится момент, когда приходят духи, которые приносят силу, и съедают человека. Разделяют, поедают тело, и когда находят внутри «дополнительную косточку », которая свидетельствует о готовности человека к силе, духи собирают его обратно уже с другими качествами. Например, у него теперь глаза орла, когти рыси, волчий хвост, и они навсегда становятся его помощниками. Теперь это уже не просто человек — он волшебник, шаман, он может много всего, но этого бы не произошло, без разрушения.
Через разрушение происходит интеграция, и начинается она с тела, иначе не восстановиться, не выжить. Все мои танатотерапевтические эксперименты и прохождение сложных жизненных ситуаций свидетельствуют о том, что любое возрождение происходит с момента включения желания выжить вообще, начать есть, двигаться, восстановить уровень энергии. Это животные инстинкты, которые позволяют собраться. Это практики «песни боли» — тотальный звериный рёв, когда ты выражаешь какие-то чувства, эмоции, через движения тела, через звучание. И вот звучишь, и понимаешь, что это уже не ты звучишь, а через тебя воет волк, или шипит змея.
В сказке к Ивану-царевичу на помощь приходит Серый волк. Он ловит вороненка, а ворона отправляет за живой и мёртвой водой. Ворон — это состояние тотальной честности и связи с предками. Мир мёртвых людей это те, кто были до нас, те, кто нас создал, по большому счету.
Мёртвые — это предки, все человечество, все люди, которые жили на земле до нас, наш базис, основа, корни. Именно оттуда берётся вся сила. «Ист» — источник, связь с предками, с родом, а в противоположности ему стоит другое значение этого же звука и буквы — это холод, лед. Холод можно преодолеть только через движение к этому источнику, тогда лед становится живой и мёртвой водой.
Ворон отправляется к предкам, к той силе, и энергии, и приносит оттуда живую и мёртвую воду. Мёртвая вода — это про очищение, когда отваливается лишнее, останавливается процесс разложения. Живая вода — когда мы собираемся, приходит состояние целостности, появляется радость. Живая вода завершает процесс. В жизни человека есть вдох и выдох, жизнь и смерть, очищение и наполнение, завершение и начало. Есть промежуточная точка — момент сохранения энергии. Но обычно всегда есть либо набор энергии, либо её потеря. Живая и мёртвая вода — это про умение балансировать. Бывает, что человеку надо выдохнуть, а он вдыхает, очень важно чувствовать баланс.
Когда запускается любой энергетический процесс, важно понять, что сначала идёт очищение, а потом наполнение. Если ты заполняешь чем-то хорошим пространство где была помойка, то хорошее испортится. Если ты всё очистил, но ничем не наполнил, придет привычное, скорее всего, та же самая помойка. Образ мёртвой воды — это очищающие практики. В славянской традиции это крещение, очищение души, духа, оси, внутреннего стержня. А радение — это наполнение радостью, любование. Можно выбрать один цветочек в огромном поле и им любоваться, можно любоваться человеком.
У меня была практика много лет, когда я рисовала метафору других людей, и ко мне часто обращались люди, которые не вызывали во мне никакого восхищения или удовольствия, вообще. Смотрю, а там такая жаба! А мне нужно ей нарисовать ресурс, по-честному, от души. И здесь сначала берешь мёртвую воду, находишь у себя жабу такую же, чтобы вы на одном языке разговаривали, очищаешь у себя эту жабу, а заодно и на той стороне процессы происходят, а потом уже на чистое место смотришь, что же там хорошего, в этой жабе.
Получается, набираешь ресурс в себе, принимая эту самую жабу в себе, и у другого человека вдруг видишь: «А жаба-то в цветочек!». И уже можешь из любви контактировать, и человек исцеляется, и ваши отношения становятся цельными, нет отношений с жабьей позиции. Это очень показательный процесс очищения мёртвой водой: очищаем, убираем, принимаем. Принятие неприятного, это мёртвая вода. И только после очищения наполняем живой водой, запускаем процесс радости, наслаждения. Исцеление через принятие любви — это очень трудная задача.
Чтобы принять любовь, надо стать меньше. Чтобы принять любовь Бога, пространства, надо чтобы тебя не было, твоего эго не было, твоего желания не было в момент принятия. Проходить через трудности — это человеку понятно, дух закаляется. Быть страдающим — это красиво, это выгодно, это дает определенный статус. А быть гедонистом, человеком, который наслаждается жизнью и любовью, это не очень почётно. И признать свою необходимость в этом — это признать свою нецелостность, нужду в любви, во внимании. Когда признаешь: «А я, оказывается, нуждаюсь, я не справляюсь со всем сам, мне нужна помощь», вот осознание этого, этой дырки, которую нужно заполнить, позволяет принять любовь. Но если всё место занято, не очищено, то любовь принимать некуда.
Если говорить метафорически, то расчленённое сознание может собрать базовый жизненный принцип через знание предков, через знание и связь всех людей, объединённости на Земле, через эти два процесса — сначала очищение, потом наполнение. Получается все достаточно просто. Как в сказке, сказать просто, а дело делается достаточно долго. Часто эта трансформация происходит много лет, через прохождение смерти, инициации, любое новое в нашей жизни приходит через уничтожение старого.
Когда Иван-дурак собирается заново, он возвращается в мир целостным, с силой внутреннего зверя. Его ресурсы пока там, в мире, их присвоили братья, но он не выходит в мир людей и не кричит: «Это моё, это я заслужил!». Он останавливается у старушки на краю царства. Старушка в этом случае это такой внутренний мудрец, интуиция, внутреннее начало, которое даёт силы, ресурсы. Когда мы себя собираем заново, не надо кидаться завоёвывать обратно потерянное, нужно побыть какое-то время в тишине, спокойствии и набраться любви, напитаться новым ресурсом.
Иван дожидается, пока Елена Прекрасная, которую хотят взять замуж братья, говорит: «А у меня перстень потерялся, я без перстня замуж не пойду», такой отклик от душевной, эмоциональной части. И только после этого Иван приходит и говорит: «А вот он, перстень!», и показывает, что этот ресурс действительно ему принадлежит по праву. Он не борется, не воюет с социумом, не воюет с собственными внутренними паттернами, а просто дожидается того момента, когда с той стороны будет отклик.
Твоё никто не может отнять — это твоя Елена Прекрасная, твой конь, твоя Жар-птица. И более того, эти дары, эти части души, сами очень хотят вернуться, соединиться и принадлежать не тайно, а быть явленными народу.
Сказка заканчивается когда Иван-дурак приходит, забирает себе обратно все дары и становится претендентом на престол. Стать царём в сказке — означает вырасти внутри своей реальности, научиться управлять собой, своими состояниями, настроениями, мыслями, чувствами. Царевич это тот, кто ещё не умеет править, это еще не царь, это сознание в процессе развития. Вообще, сказки про Ивана-царевича это всегда истории про инициацию и становление.
Светлана Патрушева. Из книги "Архетипы в русских сказках"
- сказки
- архетип
- 1
- 0
- 2 227