Генриху Больце, 13 февраля 1951
Дорогой герр Больце, Чтобы вы понимали: я психиатр, а не философ, просто эмпирик, который размышляет об определенных переживаниях. Психе для меня — это охватывающий термин для целостности всех так называемых психических процессов. Дух — это качественное обозначение некоторых психических содержаний (в отличие от «материальных» или «физических»).
Атлантида: мифический фантазм. Л. Фробениус: несколько легковерный оригинал с богатым воображением. Великий собиратель материала. Слабее как мыслитель.
Бог: внутреннее переживание, не обсуждаемое как таковое, но оставляющее впечатление. Психические переживания имеют два источника: внешний мир и бессознательное. Все непосредственные переживания психические. Существуют физически передаваемые (внешний мир) переживания и внутренние (духовные переживания).
Одно столь же правомерно, как и другое. Бог — это не статистическая истина, потому столь же глупо пытаться доказать существование Бога, как и отрицать его. Если человек чувствует себя счастливым, ему не нужны ни доказательства, ни опровержения. Кроме того, нет причин полагать, что «счастье» или «печаль» не могут быть испытаны.
Смотрите видео: Карл Юнг о Боге
Бог — это универсальный опыт, который затуманивается только глупым рационализмом и столь же глупой теологией. (См. Мою небольшую книгу Psychologie und Religion, Racher-Verlag, Zurich, 1940, где найдете кое-что по этой теме.)
То, что человечество называло «Богом» с незапамятных времен, вы испытываете каждый день. Вы просто даете ему другое, так называемое «рациональное» название — например, вы называете его «аффектом». Испокон веков он был психически сильнее, способный сбить с пути все ваши осознанные намерения, фатально расстроить их, не оставив и мокрого места. Потому немало тех, кто боятся «себя». Тогда Бога называют «я сам» и так далее. Внешний мир и Бог – это два изначальных переживания, и одно столь же великое, как и второе, оба имеют тысячи имен, которые все до одного не меняют фактов. Корни обоих неведомы. Психика отражает оба. Вероятно, в этой точке они соприкасаются. Почему мы вообще спрашиваем о Боге? Бог бурлит в вас, приводя вас к самым дивным рассуждениям.
Люди говорят о вере, когда потеряли знание. Вера и неверие в Бога – это лишь суррогаты. Наивный первобытный человек не верит, он знает, потому что внутренний опыт оправданно значит для него столько же, сколько и внешний. У него до сих пор нет теологии, и он еще не дал одурманить себя коварным концепциям. Он приспосабливает свою жизнь – из необходимости – к внешним и внутренним фактам, которые не считает – как мы – бессвязными. Он живет в едином мире, тогда как мы живем только в одной половине и лишь верим в другую, если вообще верим. Мы заслонили его так называемым «духовным развитием», которое означает, что мы живем самодельным электрическим светом и, что только добавляет комичности, верим или не верим в солнце.
Сталин в Париже[1] был бы une espèce d’existentialiste [своего рода экзистенциалист – фр.] как Сартр, безжалостным доктринером. То, что создает тучи болтовни в Париже, заставляет дрожать землю в Азии. Там властелин еще может поставить себя воплощением разума, заслонив собою солнце.
Весьма искренне ваш, К. Г. Юнг Западная Германия.
1. Б. Выразил сожаление, что Сталин не родился в Париже.
Комментарии участников:
- Что касается ПОСТИЖЕНИЯ – не только смысла жизни, но и чего-либо вообще, - то в процессе обучения и воспитания нам приходится принимать на веру 99% (условно) информации, так как наш собственный опыт существенно ограничен. (Да и 1% – это невероятно много; кроме того, знания быстро устаревают.) И каждый мыслящий человек сам выбирает, во что ему верить, а во что – нет.
Прикоснувшись к божественному, ведя духовную жизнь, мы просто обязаны принять на себя новую ответственность... Вероятно, во взаимоотношениях человека с Богом следует внести важное изменение: вместо умилостивительного восхваления своенравного монарха, вместо непосредственной, сердечно наивной молитвы ребенка к любящему отцу нашей формой поклонения Богу (соответственно и средством общения с Ним) должна стать пребывающая в нас Его животворящая любовь, что добродетельно несет нам свет и милость, другой же стороной нас, искушая властью.
Сегодня человек обладает таким знанием, что ему ни что не стоит уничтожить родную планету.
Так давайте же не терять надежду, что он и дальше будет руководствоваться в своих поступках страхом Божьим, поскольку именно от решения человека зависит дальнейшая жизнь венца творения Создателя.
Просто поразительно, сколько много божественной помощи может получить человек в свои руки
Карл Густав Юнг
- юнг
- бог
- 3
- 0
- 4 971