В 1891 Оскар Уайльд написал пьесу «Саломея». Центральный образ сюжета - героиня целует в губы отрубленную голову пророка Иоанна. В пьесе пророк отвергает телесную, преполненную эросом, любовь Саломеи, оправляя её к Спасителю. Но Саломея захвачена фантазией об обладании его телом и получает свой поцелуй, пусть и мертвых, но теперь принадлежащих ей губ.
В коротком сюжете взрываются эрос и танатос, земное и небесное, мужское и женское, молодое и старое, страх и желание, тюрьма и свобода. Интеллектуально танцевать вокруг сюжета можно бесконечно, уходя в теологию, историю или психологию персонажей и автора.
Саломея, целующая мертвую голову пророка, - это переворот Тесея, использующего отрубленную голову Медузы Горгоны, чтобы превратить своих врагов в камень. Здесь происходит восстановление культа Кибеллы или Великой матери, когда фалос приносится ей в жертву. Но в новое время фалосом мужчины становится его голова.
Карл Юнг в центральной мистерии, описанной в Красной книге, тоже встречает Саломею. Встреча с ней становится смертельной для его прежней, идентифицированной с интеллектом, личности. В чём суть этого образа для Юнга, почему Саломея важный персонаж юнгианской мистерии?
А пока хочу спросить вас, как вы думаете, почему поцелуй мертвой головы пророка так привлекает разных авторов от Бердслея до современных художников, от Штрауса до современных музыкантов, от самого Уайльда до Павича и Пелевина?
Давайте вместе интеллектуально и эмоционально потанцуем вокруг этой темы, снимая 7 покрывал Соломеи.
Легенда о Саломеи
Саломея иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Один из персонажей Нового Завета, однако там её даже не называют по имени - она упомянута лишь как дочь Иродиады (Мф. 14:6).
Согласно библейскому мифу, тетрарх Ирод заключил пророка Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал Ирода, отнявшего у своего брата жену Иродиаду и грубо нарушившего этим иудейские обычаи. Но казнить Иоанна Крестителя Ирод не решался, страшась его популярности среди народа (Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка).
Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха падчерица настолько угождает отчиму своим танцем, что тот обещает исполнить любую ее просьбу, вплоть до того, что он готов отдать ей полцарства.
Саломея обращается к матери за советом, чего просить в награду за танец. Иродиада, которая люто ненавидела Иоанна Крестителя за то, что он возмущал народ против неё, как против прелюбодейки, велит дочери просить голову пророка.
Потворствуя матери, Саломея просит у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод в ужасе от выбора своей падчерицы, но данное привселюдно царское слово заставляет его выполнить эту страшную прихоть девушки.
Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову пророка…
Архетипическое исследование
Архетипическое исследование картины мы начали с рассмотрения образов, определяя их ролевые функции, точки смысловых соприкосновений и степень их взаимодействия. По мере погружение в работу, картина обнажала новые грани кристалла восприятия, очаровывая новыми сюжетными ответвлениями и масштабом заключённых в себе идей. Само погружение осуществлялось интуитивно, образы сами проявляли себя, позволяя вглядываться в глубины своего содержания.
Атмосфера картины окутывала своей мистической силой, фокусируя внимание на голове Иоанна. Проскользнув по лучам, исходящих из головы Крестителя, мы прошли вглубь образа и увидели взаимосвязь между Саломеей и Явлением, определив её как процесс Воздействия. Образ головы как фигура потустороннего мира, воздействовал на Саломею, а она своим танцем воздействовала на окружающих её персонажей.
В пространстве картины, первым образом, который проявил себя – был Палач. Он выделялся из общего фона своей алой как кровь юбкой. Его отстранённый и безучастный взгляд был устремлён в никуда. Ассоциации на образ Палача: преследование, гонение, поиск человека, лишение жизни. Палач это инструмент в руках Правителя, он ищет, выявляет, затем уничтожает, или гонит неверных, чтобы защитить идеи и территорию государства, проявляя таким образом активную позицию и выступает в роли защитника устоев и традиции.
Вторым образом было само Пространство картины. Спокойные и даже мрачные полутона убранства дворца создавали не представительную атмосферу. Зал словно разделяется на две части и порождает следующие ассоциации: левая сторона – внешняя, более светлая, мужская, колонна олицетворяет фаллос и границу с правой стороной. Правая часть зала – женская, теневая, округлая арка символизирует чашу (женское начало). Если в этой перспективе проанализировать соотношение «Фигура – Фон», то можно заметить следующее:
- Саломея находится на границе миров (светлой и теневой части зала),
- Саломея единственная, кто видит свет потустороннего мира.
Через женское начало потусторонний мир (образ головы Иоанна), проявляет себя.
Для полноты переживания, Алексей почувствовал себя атмосферой внутри картины. Его руки покрылись мурашками от холода и возникло желание сжаться, чтобы согреться. Могильный холодок витал в этом плохо освещенном зале, все вокруг ощущалось грубым, холодным и безучастным, в пространстве не было теплых источников, единственный тусклый огонёк Алексей почувствовал в женщине на заднем фоне. После того, кто Алексей проговорил все свои ощущения, он почувствовал себя более комфортно
Следующим образом был Правитель. Он бездействует, он заворожён и находится под влиянием танца Саломеи. Ассоциации, которые порождает этот образ получились ёмкими: традиция, приемственность, созависимость, соподчиненность, выстраивание границ. Фигура Правителя в психическом пространстве Алексея символизирует процесс следования правилам, заключение в границы, и функцию: «Я принимаю, я передаю». Интересным было то, что Правитель не чувствовал своей воли в этой сюжетной линии, он действовал механически, по заданным алгоритмам, и этот механизм располагается в груди Алексея. Мы рассмотрели этот механизм и увидели, что это общечеловеческая структура, под которую попадает каждый человек. Функция структуры – блокировка чувственности и проявления воли. Когда человек идёт по заданным алгоритмам, у него исчезает связь с потенциалом своих внутренних ресурсов. Эта функциональная концепция перекликается с описанной Карлосом Кастанедой истории о Чужеродном разуме или Летунах2. Новое открытие отозвалось у нас обоих небольшим зажимом на уровне шеи и спины. Но чтобы далеко не отходить от сюжета картины, мы вернулись к работе над образами и сейчас пред нами предстала Саломея.
Волнующий образ Саломеи порождал целую палитру эмоций, поэтому мы начали объективизировать свои ощущения со свободных ассоциаций: красота, грация, утончённость, способность принимать и отпускать, способность вывести наружу то, что идёт из глубины через ноги в землю, принести на землю, проводник. Да, она не просто цветок, который дурманит, она – проводник! Она посредник не только как образ воспринимающий явление, как проводник между заказчиком Ириадной и жертвой – Иоанном, не только как проводник музыки, воплощая мелодию в танце, но и как Анима, указывающая путь к Самости.
Через мгновение, Алексей почувствовал как нечто его обволакивает и поглощает, обнажая женскую сторону его личности и формулируя новые ассоциации на образ Саломеи: танец, женственность, поток, воображение, проход. Последнее слово у меня вызвало особый резонанс и возникло ощущение, что Саломея не просто соприкасается с Явлением, она словно указывать направление… Никто кроме Саломеи не видит Явления, потому как все персонажи картины находятся в плену своих ограничений, традиций, они застыли в своём мертвецком холоде и единственная живая душа здесь – Саломея. Она уже находится в другом мире – поэтому так сильно её воздействие на окружающих персонажей.
Что означает Саломея в тебе?
Это тепло души, воздействие души. Её сила в том, что она позволяет встретиться во своей тенью. Это не просто танец, это обволакивание, обход.
Обход чего?
Обход всего, что является препятствием. Чувствую, что в «Явлении» показан процесс душевной работы.
Возникло ощущение, словно мы с Алексеем нашли ключи от Бездны…
И пока Алексей выражал свои мысли, я увидела как оживает образ Женщины на заднем плане, той самой, в которой он ранее увидел слабый огонёк тепла.
Да, я тоже вижу как она встаёт на одно колено, стряхивает пепел с белоснежных одежд. – Говорит Алексей.
Что она символизирует в твоём мире?
Ассоциации: поиск, взгляд, переживание, структурирование, прогресс, непостоянство, внедрение, изменение, переход на новый уровень. Я словно закручиваю по часовой стрелки колесо фортуны – коловорот! Поворот колеса в одну сторону означат прогресс, в обратную – регресс.
Ты нашёл механизм, который всё приводит в движение. Невзрачный образ – стал одним из ключевых!
Это архетип!
Алексей увидел в образе Женщины на заднем плане архетип - Аркан «Принцессу дисков» из колоды А. Кроули3. Принцесса дисков единственная, кто воспринимает Саломею, она олицетворяет конкретные действия в реальном мире, действия наполненные вдохновением. Танец Саломеи преобразился в танец Души и проявил себя через архетип Психеи. Таким образом, мы пришли к выводу, что Принцесса дисков активирует действия души (Психеи) в этом мире. А Саломея действительно является проводником, она есть точка соприкосновения миров…
Алексей задал вопрос Принцессе Дисков: «Что мне делать?» и у него появился образ коловорота. Один диск поочередно с разной скоростью и частотой вращался в разных направлениях и завораживали игрой красок. Коловорот - это ход движения всего, где регресс тоже является частью пути! Для Алексея это открытие увиденное вживую, он сказал что ощущает ценность движение колеса вспять. Это полное ощущение жизни. И только сейчас Алексей заметил в руках Принцессы дисков музыкальный инструмент! После чего, в образ Женщины на заднем плане вошёл архетип Терпсихоры. Терпсихора играет мелодию, под которую танцует Саломея (Психея), именно она создаёт атмосферу картины. Таким образом, мы пришли к выводу, что Принцесса дисков активирует действия души (Психеи) она играет музыку под которую душа танцует. Здесь напрашивается вопрос под чью дудку будет плясать душа не имея связи с потустороннем? Но в нашей работе описывается феномен восприятия душой запредельного, где Саломея есть точка соприкосновения миров…
Алексей отметил масштаб и новые открывающиеся пространства смыслов, добавив:
ЦитатаМы делаем фигуру Терпсихоры более проявленной. И если представить, что это не просто картина, а проекция картины мира, то наши действия более глубинны, чем мы могли предположить.
Алексей, когда мы определили взаимосвязь между Терпсихорой и Психеей (Саломеей), задняя стена, скрывающаяся за тенью синей колонны преобразовалась в дверь, в узоре которого кроется проход. Думаю, мы открыли новые пространства.
Да и новый взгляд! Второстепенные фигуры картины представляют собой четверицу в Арканах: Король (Повелитель), Королева (Царица), Рыцарь (Палач), Принцесса (Терпсихора).
Хотелось продолжить изучать новую раскрывшуюся перспективу, но внезапное ощущение обиды затуманили мысли. Чувство обиды принадлежало Царице на троне, которая ревностно отвернула свой взор. Образ проявился самостоятельно, намекнув, что только после работы с ней мы сможем продвинуться дальше.
Образ Царицы. Это женщина находится за спиной Саломеи (Психеи). Царица хочет положить руки на плечи за спиной Саломеи, но дотянуться не может.
Алексей, как внутри тебя отзывается этот образ?
Горло першит. Давай я расскажу об ассоциациях: незвержение, неизнемогание, неможет, неможность, не способность, не проявленность, не возможность, замок, закрытость, замкнутость, зашоренность, закрытость ширмой (причём закрыл правитель), замочная скважина и пр.…
У тебя первые слова начинались с буквы «Н», а потом на «З». И мне пришло имя Немезида - крылатая богиня возмездия, которая карает за нарушение общественных и моральных норм. Смотри, Царь – олицетворение традиции, границ, порядка. Граница – это Палач. Что думаешь?
Тогда понятно, почему образ этой Царицы именно такой, она под влиянием архетипа Немезиды4. Это фигура холодного царства, её воздаяние рук – это желание остановить Психею и прервать танец Саломеи!
Алексей вошёл в образ Царицы и почувствовал скованность, сдержанность набожного человека, но все её действия были не более чем формальность, формат поддерживания общения с Богом, инструмент поддержания традиции.
- Алексей, смотри! Король олицетворяеят традиционализм, его внешние проявления, с соблюдением ритуалов и атрибутов. Королева – это соблюдением внутренних традиций, формальностей. Таким образом, формируется замкнутая система, границы которой распространяются от левого края картины до правого, а внутри неё живет музыка, движение, душа!
- Картина живая, мы уходим от сюжета, - произнёс Алексей.
- Сюжет не умирает, он дополняется циклом.
- О цикличность мы говорим второй раз! Четверица (Король, Королева, Рыцарь, Принцесса) тоже означает цикличность.
- Это цикл мира.
Пока я пишу эти строки, приходит на ум следующее… В своей работе над картиной, мы с Алексеем как Король и Королева сливаемся в творческом акте творения, создавая душу, одушевляя пространство и через её живую импровизацию соприкасаемся с чем-то сакральным, непостижимым и таким близким.
Цикл… коловорот… вращение. Если цикл рассмотреть через призму учения Каббалы о четырёх мирах, то проявляются следующие символы: Жезлы – первичный импульс, божественная эманация (столб рядом с троном, Император), чаши – принятие импульса как семени в почву, зарождение (округлая арка на правой стороне картины, Королёва), мечи – процес рождения (палач, держащий в руках меч, Рыцарь), динарии – воплощение нового действия тем что родилось (Терпсихора, Принцесса в колоде Таро). Цикл идёт сам по себе, он автономен и устойчив перед любыми силами, кроме силы творения Души! Психея влияет на этот цикл, она воздействует на процесс! И, этот алгоритм можно свободно фрактальной сцепкой увеличить до мирового и общечеловеческого уровня, где все идет по циклу, с определенной частотой, автономно. Если Психея в образе Саломеи влияет своим танцем на всё, что происходит… то это влияние на цикл Творения!
Юся, сейчас мы вносим душу в этот процесс! И меня удивляет, что в работе центральный образ, который первым бросается в глаза, мы прошли вскользь, словно он был только импульсом.
Да, Алексей, это что-то необъятное. Это проход. И как мне кажется, что в течении работы наши души активировались, и мы стали видеть явление Иоанна по-настояещему, а до этого момента мы вслепую шли по сюжету… и не видели образ головы, как и остальные фигуры картины.
Цикл творения линеен (четверица это иллюстрирует), а когда душа соприкасается с этим процессом, интегрируется в него, танцует – процесс творения делается нелинейным, то есть ризомным!
После этого открытия, что ты чувствуешь?
Получается, что терограмматон5 – это линейная банальная модель. Я поражен открытием. Я всегда воспринимал: Дерево Сифорот как спектор нуминозных состояний. Но они как будто были отстранены от меня внутри, как-будто бы душа их не касается.
Картина движется, картина дышит и теперь на ней проявился образ крови. Алое пятно растекается по полу еле касаясь ступней Саломе, и она ступает на эту границу мира, на оголённое лезвие состояний. Созерцание крови переводит внимание наше на её источник – голову Иоанна. Мы начали свою работу с образа головы Иоанна, и следуя законам цикла, завершим свои исследования на нём.
Образ головы Иоанна является божественным, но не нуминозным, это импульс, идущий из потустороннего мира. Голова Иоанна придает движение сюжету. Ассоциации, которые порождается этот образ: начало, источник, проход, это то – откуда, но не куда, это связь миров,(обрезанная пуповина, и невозможность вернуться в матку).
Подводя итоги архетипического исследования, хочется отметить, что на картине “Явление” показан процесс душевной работы, и влияние души на мировые процессы, где линейные алгоритмы и структуры преобразуются пропитываясь душевной эссенцией делаясь при этом более человечными или возможными для проживания человеком. А воздействие Души на происходящее делается возможным из-за контакта с потусторонним…
Примечание
ЦитатаКартины Гюстава Моро – это раскадровка души и сценария его жизни со всеми аспектами переживаний. И чтобы по-новому взглянуть на его работу «Явление», необходимо изменить масштаб видения и взглянуть через призму историчности и контекстуальности. На момент начала создания картины «Явления» вспыхнула Франко-прусская война (1870г.) и последующие события, связанные с Парижской Комунной, - оказали глубокое воздействие на Моро. На протяжении нескольких лет, вплоть до 1976 года он создавал 2 картины: «Саломея» и «Явление».
В картине «Явление», голова Иоанна Крестителя представлена как видение, явившееся Саломее в ореоле небесного света. Некоторые критики считают, что на картине изображён момент, предшествующий усекновению головы Иоанна, и таким образом, Саломея видит последствия своего поступка. Другие полагают, что сцена, которую изобразил художник, происходит после казни святого. Критики увидели две грани события, которые вошли в одну картину, не нарушая её гармонии. Ещё одним спорным вопросом является точка соприкосновения руки Саломеи и Явления. В работе с Алексеем мы увидели, что Саломея протягивает свои руки к Иоанну. Однако, писатель Гюисманс, увидев в Салоне 1876 года картину «Явление», в своём романе «Наоборот» посвятил целую главу этой работе. В его видении Саломея выступает в роли богини вечного исступления и сладострастия» и она своим движением руки отгоняет видение.
Учитывая вышеописанные факты и следуя компасу архитипического видения, мы с Алексеем раскрываем в картине «Явление» особую смысловую глубину. Картина отображает позицию «до» события и равнозначную позицию «после» события, словно автор показывает объект и его отражение одновременно, как если бы сама его работа была Зеркалом. И это Зеркало является символическим определением Прохода – в новые состояния сознания, на новый уровень восприятия.
В ранее написанных работах Моро, посвящённых легенде о Саломеи, мы увидели попытку автора найти этот Проход, это «зеркало» для осуществления Перехода (см. Картины №1, 2, 3). Он в каждой новой картине пытался уловить особую мелодию, которую исполняет Терпсихора, приводя в движение Психею. Последней картиной, посвящённой легенде о Саломеи была работа, она так и осталась незавершённой, и в этом тоже есть своя мистическая прелесть. Если на картине «Явление» произошёл Переход автора в новое измерение жизни, то картина №4 иллюстрирует то, как автор увидел мир своим обновлённым взглядом…
Моро здесь сам превратился в бессмертный дух и глазами Ионанна Крестителя, как символа потустороннего, взглянул на свою душу и через неё – на душу Мира. Незавершённость картины тоже символично, это подчёркивает то, что созданное произведение есть процесс, а не статическая отображение происходящего. Взгляд Духа) преобразует пространство картины, где линии и черты стёрты, нет ничего лишнего, второстепенные фигуры померкли и ушли в тень, осталась только обнажённая танцующая в пустоте - душа…
Эти размышления укрепили наше с Алексеем видение того, что, картина «Явление» есть Проход, точнее Процесс Перехода – который объективизировал автор, выйдя на новый этап пути индивидуации.
- 2
- 0
- 1 915