Наши дети нуждаются в отражении. Поначалу любой из нас видит себя глазами тех, кто о нас отзывается. Глазами родителей.
Что важно знать о том, что именно мы говорим нашим детям.
- Наша тревога заставляет нас видеть в ребенке прежде всего проблемы, сложности, недостатки. И тогда мы не замечаем, как мы постоянно отражаем его именно с этих точек зрения. Он слышит: «я недоделанный, у меня много проблем, я не справлюсь с жизнью». И боится жить
- Наш нарциссизм хочет видеть его идеальным, и тогда мы разочарованы и недовольны, когда то, что он делает, до идеала не дотягивает. Он слышит: «как бы я ни старался, меня не будут любить» или «можно стать идеальным на один день, но потом от меня потребуют брать еще большую высоту». И все равно несчастен и старается.
- Наша слепая любовь захваливает его, восхваляя любую сделанную им мелочь. Он слышит: «я практически Бог, мир и должен постоянно восхищаться мной» и теряет контакт с реальностью, которая потом грозит разрушить его «божественность».
- Наши неосознанные чувства: зависть, ревность, ярость заставляют нас высмеивать, жестко критиковать, осуждать, обесценивать. Он слышит: «я настолько ужасный, что, мне нет места на этой Земле», и в нем просыпается мучительный стыд и начинает расцветать тяжелая депрессия.
Что же делать?
- Отражайте его правдиво и объемно: «ты здорово умеешь дружить, но тебе трудно усидеть на месте», «ты быстро решаешь примеры, но пишешь небрежно», «я вижу, что тебе нравятся танцы, но ты очень устаешь после школы».
- Разделяйте поступки и личность: «Мы знаем, что ты — хороший человек, но поступок ты совершил малодушный, возможно, ты был сильно растерян?», «даже умные люди временами делают глупости».
- Относитесь к самому себе с доброй иронией, и тогда вашему ребенку будет легче принимать какие-то особенности в себе.
- Не говорите ему общих фраз, например, про предстоящие экзамены или испытания: «ты у нас умный, у тебя все получится!». Этому трудно верить.
Лучше расскажите ему про его реально сильные стороны. «Ты всегда очень упорно готовишься», «ты всегда волнуешься в начале, а потом фокусируешься и все делаешь».
Чем точнее и объемнее отражение, тем оно больше встраивается в ребенка. При этом неплохо бы периодически задавать ему вопрос: «А как ты сам думаешь?»
Наряду с нашими отражениями ему нужно научиться открывать и осознавать себя самому. А также очень важно иметь друзей, они тоже являются источниками отражений. Чем больше у ребенка разных представлений о нем, тем больше выбора и возможностей соизмерить их с самим собой.
- дети
- 2
- 0
- 779