Обладают ли насекомые сознанием?

Paul Kashirin
  • · 4 минуты на чтение

Киты, например, известны своим интеллектом и коммуникативными навыками, а собаки, эволюционировав, смогли приспособиться к повадкам человека. Это заставляет нас чувствовать большую связь с этими животными, чем с другими существами, поэтому мы обычно проявляем к ним определенную симпатию и заботу.

1.jpg

С другой стороны, есть существа настолько чуждые и непохожие на нас, что о них вообще трудно заботиться, даже если они играют жизненно важную роль в мировой экосистеме. Такова судьба многих насекомых - особенно тех, которые вторгаются в дома людей и которых они убивают, не задумываясь.

Ученые привыкли описывать насекомых как существ, не имеющих центрального мозга, что влияет на представление о том, насколько насекомые могут быть сознательными. До недавнего времени считалось, что отдельные независимые ганглии контролируют различные сегменты тела насекомого. По этой причине полагали, что насекомые вообще не могут ничему научиться, что это своего рода живые маленькие автоматы. И до сих пор такого мнения продолжают придерживаться некоторые из ученых. Но недавние исследования показывают, что субъективный опыт может быть более распространен в мире насекомых, чем мы предполагали ранее.

Исследование сознания у мух

Группа исследователей из австралийского университета Маккуори пришла к выводу, что мухи способны испытывать "субъективные переживания", что представляет собой одну из основных форм сознания. Результаты исследования были опубликованы в журнале "Proceedings of the National Academy of Sciences".

Эндрю Баррон, ученый-когнитивист, и Колин Кляйн, философ, утверждают, что субъективный опыт может быть более распространенным в животном мире и более древним с эволюционной точки зрения, чем мы предполагаем. Субъективный опыт – это самая основная форма сознания. Если существо способно испытывать субъективные переживания, тогда есть что-то, что похоже на личность этого существа, и эта личность может включать в себя приятные или болезненные переживания. Проведем аналогию с автомобилем без водителя. У него есть детекторы, способные распознавать препятствия, с которыми авто может столкнуться. Автомобиль может быть запрограммирован на то, чтобы избегать таких столкновений. Но не существует что-либо, что можно было бы назвать личностью автомобиля.

По словам исследователя Колина Кляйна, дававшего интервью "Discovery News", когда мы с вами голодны, мы не просто движемся по направлению к еде; наш голод также связан с особым чувством. Можно сказать, что организм обладает субъективным опытом, если его психические состояния накладывают определенные отпечатки на его сознание в те моменты времени, когда они происходят.

Прежде чем прийти к таким выводам, команда изучала снимки мозга мух, которые были сделаны в определенной области среднего мозга. На основании этих изображений ученые провели аналогию между мозгом мухи и мозгом других животных. Было обнаружено, что структура мозга насекомого сходна с таковой у человека. По мнению ученых, это позволяет насекомым моделировать окружающий мир подобно тому, как это делаем мы. Поскольку насекомые моделируют мир схожим с нами образом, Кляйн и его команда утверждают, что насекомые также эгоцентричны. Ведь они избирательно обращают внимание на те или иные вещи, что помогает им выжить.

Сознание и эволюция

Теперь ученые хотят продолжить свои исследования, чтобы попытаться выяснить, как эволюционно возникло сознание у таких существ, как насекомые. В настоящее время ученые выдвигают гипотезы о том, что организмы стали сознательными, когда они начали определять приоритеты потребностей и обрели способность свободно передвигаться.

Лучший способ проиллюстрировать эту теорию – рассмотреть медуз –существ, которые, по-видимому, не обладают развитым сознанием. Медузы не могут свободно передвигаться по океанам – вместо этого они дрейфуют вместе с волнами и надеются, что их не вынесет на берег. Если бы они обрели мобильность, то возможно им в конечном итоге пришлось бы выбирать, в каком направлении следует двигаться для удовлетворения своих потребностей. И это, по мнению ученых, могло бы привести к развитию сознания.

Особенности проявления сознания у человека и насекомых

У людей субъективный опыт отличается от более высоких уровней сознания, таких как самосознание, для которого требуется функционирующая кора головного мозга. Субъективный опыт затрагивает средний мозг, а не кору головного мозга, и может продолжаться даже после массивного повреждения коры головного мозга. У насекомых имеется центральный ганглий, который, как и средний мозг млекопитающих, участвует в обработке сенсорной информации, выборе целей и управлении действиями. Он также может обеспечивать способность к субъективному опыту.

Насекомые – очень большая и разнообразная категория существ. У медоносных пчел около миллиона нейронов, что немного по сравнению с нашими примерно 20 миллиардами неокортикальных нейронов, не говоря уже о 37 миллиардах, недавно обнаруженных в неокортексе кита-лоцмана. Но этого все еще достаточно, чтобы быть способным исполнять и интерпретировать знаменитый "танец покачивания", который передает информацию о направлении и расстоянии от цветов, воды или потенциальных мест гнездования.

Баррон и Кляйн утверждают, что растения не имеют структур, позволяющих им быть сознательными. То же самое относится и к простым животным, таким как медузы или круглые черви. С другой стороны, ракообразные и пауки, как и насекомые, имеют такие структуры. Если у насекомых имеется субъективный опыт, то в мире гораздо больше сознания, чем мы могли подумать, потому что, по оценкам Смитсоновского института, в любой момент времени существует около десяти квинтиллионов (10 000 000 000 000 000 000 000) отдельных насекомых.

И не забудьте прочитать, Вам понравится