Перейти к публикации

Символы в русских сказках. Архетипы

Нинель
  • · 26 минут на чтение

Теперь давай познакомимся с символикой русской сказки, многогранной и многоуровневой, которая поможет еще глубже и ценнее понимать заложенные в сказке смыслы.

1.jpg

«Горькая слеза»

Когда главный герой либо спит беспробудным сном, либо погибает, либо ещё что-то должно произойти, его невеста роняет горькую слезу, и он внезапно, как от ожога, просыпается, пробуждается. В этих моментах душа испытывает и проявляет какие-то очень негативные эмоции: горечь, тоска, печаль и такие концентрированные состояния позволяют пробудиться.

Нужно внимательно относится к своему эмоциональному состоянию, к чувствам. Учиться понимать, причины негативных эмоций и не игнорировать свою «горькую слезу», позволить ей упасть, пробудить сознание. Пробудить героя который либо спит околдованный, либо в затуманенном состоянии. Как только горькая слеза касается героя, он сразу же понимает, что всё, пора просыпаться. Слеза его обжигает и начинаются какие-то действия: герой выходит на борьбу со змеем, либо узнаёт где его любимая.

Вот такие вещи происходят в нашей внутренней реальности, поэтому свои эмоциональные состояния, и особенно негативные, надо понимать и изучать: отчего, что именно, кого ты хочешь пробудить, для чего, что происходит, почему падает эта «горькая слеза».

«Делать заказы»

«Делать заказы» в сказке, это про доверие миру, Творцу, Вселенной. Я расскажу подробно на примерах, потому что эта тема очень востребована на моих занятиях.

Есть такое выражение: «Дитя не плачет, мать не разумеет». Для того чтобы в реальности что-то хорошее для тебя проявилось, надо обязательно сделать заказ.

Например, когда чувствуешь голод или чего-то не хватает, есть мечта какая-то неосознанная еще до конца. Человек до конца своих дней будет пытаться понять себя и готовой карты желаний не будет никогда, всё меняется с годами. Но, первое что имеет смысл сделать, это все-таки определиться в направлениях. Я хочу пиццу или суши? И когда ты приходишь, например, со своим желанием купить суши, в пиццерию, то тебе говорят: «Этого тут нет!» Т. Е. Надо со своим заказом прийти в нужное место, в нужный магазин, к нужному человеку.

Цитата

Реализовать желания можно в том месте, где есть потенциал для их реализации, это первое.

Второе, допустим, я не знаю, чего хочу. Но я захожу и смотрю: люди что-то едят, я смотрю на разные блюда, набираю образы, примеряю, что мне хочется попробовать и составляю индивидуальное внутреннее меню. Потом я подзываю официанта и говорю: «Покажите мне весь список, что вообще в мире есть?».

Когда ты живешь в узких рамках, в каких-то своих границах, сценариях своего круга и социума, то ты понятия не имеешь о том, например, что существует профессия «переворачиватель пингвинов на Южном полюсе». Только «швея-швея-швея» или «бухгалтер-бухгалтер-бухгалтер».

«А что, люди зарабатывают, переворачивая пингвинов?». «Да!», и открывается новая реальность.

Чтобы сделать заказ, нужно посмотреть весь список, и из этого списка сделать запрос. И вот я делаю запрос посланнику: официанту, пространству, тот уходит на кухню, где все это готовится. А я в этот момент начинаю активно сомневаться: «А я хочу рыбу или мясо? А не переперчит ли создатель мою цель? А справится ли? Я, наверное, сама сейчас на кухню схожу, посмотрю. Ой нет, я передумала! А может мне денег не хватит? А что я теперь за это буду должна?».

Или вообще думаю: «Мне, конечно, это надо, но я не готова вкладываться ни временем, ни силами, ни своим вниманием, ни обучением, но я хочу. Прям хочу-хочу. Хочу дом на море. Хочу-хочу».

Есть другой вариант заказа. Ты делаешь заказ, и сидишь с благодарностью ждешь, пока там всё готовится, отвлекаешься, смотришь по сторонам, читаешь книжку, всё что угодно. Потом приходит официант, приносит от шеф-повара шикарное блюдо, твой заказ. Ты кушаешь, благодаришь, даёшь щедрые чаевые, оставляешь отзыв, и тебя в этом ресторане всегда будут снова рады видеть.

Вот так происходит механика мечтаний и загадывания целей, так она работает. Но очень часто в процессе, когда человек делает заказ, он например, орёт на официанта, или слишком торопится, или передумывает, что он хочет, или не знает, в какой ресторан он вообще пришёл, есть ли там это, или нет там этого. Я рассказываю это метафорически, чтобы было понятно, как делать заказы и как они выполняются.

«Дочка на выданье»

Это определенный срок души, когда она созрела для отношений. Если человек травмированный, у него другие задачи, приоритеты. Не стоит искать партнера для близких отношений раньше срока, пока не созрела душа для любви, умения отдавать, одаривать, а иначе это получится потребительство и закрывание дыр.

Когда душа созревает, что делает внутри женщины мужской архетип?

Он рассылает гонцов во все царства и государства. Не невеста поехала по городам и весям искать, а разнеслась весть о её красоте, доброте и мудрости, и она ведь не на пустом месте разнеслась. Значит, есть у неё и красота, и доброта, и мудрость. Начинают съезжаться потенциальные женихи, и претендентам задается очень трудная задача.

Например, разгадать загадки царевны, но чтобы загадать правильную загадку, женщина должна знать себе цену и быть достаточно мудрой. Кроме того, основное условие: если не отгадаешь, головы лишишься. Почему это важно? Потому что для мужчины этот контакт важнее его эго, чтобы он мог отдать всё по максимуму, а если он не боится головы лишиться, то либо эта не та женщина, либо голова слишком умная и более ценная, чем отношения. На испытание соглашается тот, кто действительно готов. Мужчина, это стержень, структура, это стрела, намерение. Для мужчины вхождение в отношения, это всегда некая опасность потери жизни и потери головы. Невозможно, входить в пространство отношений, и оставаться прежним. В отношениях всегда действует принцип развития: придется обязательно учиться, а обучение, инициация, это всегда смерть предыдущего опыта.

Когда царевна видит, что мужчина готов пойти на риск, и видит, что она, и их грядущие отношения ему ценнее, чем всё, что было у него ранее, она начинает ему помогать. Как только она убедится в том, что она действительно ценнее, чем все остальное, только после этого она помогает ему проходить через те задачи, которые сама же придумала, либо придумал её батюшка как родовая мощная оберегающая энергия.

«Три царства: медное, серебряное и золотое»

Метафорически можно сказать, что речь идет о трёх видах энергии, которые существуют в человеке. Это три царства, или три царевны, которые живут под землёй, и эти три царства можно вывести из бессознательного в область сознательного и каким-то образом с ними взаимодействовать. В сказках герои женятся на царевнах, которые в этих царствах живут и становятся полновластными хозяевами, обитателями этих царств.

Есть в знахарстве, в славянской традиции образ трёх, который называется странным словом «стогний». Это объединение энергетических центров или видов энергии, вокруг которых всё крутится и связывается друг с другом.

Первое царство — медное, царство жизни, витальной энергии, действия, мира материального. Когда наведён «порядок в медном царстве», это означает, что человек умеет управлять своим телом, умеет вовремя засыпать и просыпаться, соблюдать режим дня. Это характеристики, соответствуют материальному миру, медному царству. Наше тело, наши телесные ощущения — это всё медное царство.

Царство серебряное — царство души и эмоций. Если мы говорим про наведение порядка в этом царстве, то это про умение управлять собственными настроениями, эмоциональными состояниями, умение анализировать свои эмоции и чувства. Это другая часть, другой уровень, другой «котел».

Можно сравнить царства серебряное, золотое и медное с тремя котлами, в которые по очереди герой прыгает и происходит перевоплощение, и он обретает новый опыт.

Царство серебряное — это эмоции, чувства, состояния, а царство золотое — это разум, умение мыслить, удерживать и транслировать образы.

Везде, где упоминается «медное, золотое и серебряное», или если речь идет о каких-то трёх предметах, это метафорическая отсылка к этим трём уровням организации энергии в человеке.

Например, в сказке «Марья Моревна» герой оставляет в царствах орла, сокола и ворона волшебные предметы. На эти предметы можно смотреть, чтобы узнать о состоянии героя. Если с ними что-то не так, если они темнеют, либо портятся, соответственно, что-то не так с героем.

Почему нужно доставать эти царства из сферы бессознательного, из той области, которая под землёй?

Как правило, понимание и основы взаимодействия с этими царствами скрыты от сознания человека, поэтому имеет смысл изучать, какое оно царство медное, что оно из себя представляет, и возвращать его на свет божий так, чтобы это стало подконтрольно сознанию, присутствию человека.

Цифры: 3, 9, 40

Для меня до сих пор загадка, почему именно эти цифры, почему именно эти циклы. Но я подозреваю, что здесь есть связь с космологией повторов вообще, если мы берём какую-то планетарную систему или наблюдение людей за процессами, которые происходят. Если брать процесс умирания, то через три дня начинает разлагаться тело, уходит твёрдая материальная структура, через девять дней уже происходит ощущение выхода души из тела, из этого поля, разделение, разотождествление, через сорок дней выход.

Три события в жизни человека, которые являются неизбежными: рождение, свадьба, смерть. Свадьбы, конечно, можно избежать, но если ты хочешь продолжить свой род, тебе нужно встретиться с партнером и завести детей.

Рождение, сложение мужской и женской энергии для появления новой жизни и смерть как завершение. Эти циклы описаны в разных религиозных системах, можно найти описания как поступать в разные периоды и какие есть для них обряды и ритуалы.

Думаю, цифры завязаны ещё и на биологическую цикличность. Например, психологи рассматривают возрастные кризисы, которые совпадают цифрами, упоминаемыми в сказках.

  • «Сорок сороков» некий предел, который встречается в сказках.
  • «Тридесятое царство» больше про время, чем про расстояние. Про время, которое нужно на освоение, понимание этого пространства.

Я думаю, имеет смысл сравнивать цифры с собственной цикличностью и понимать, что они действительно не просто так в сказке присутствуют и задавать себе вопрос: «А как у меня с этим?».

Например, наблюдая за собственной жизнью, мы можем понимать, что нужно три раза попробовать что-то, чтобы это стало реальностью. Первый раз — увидеть, второй раз — попробовать изменить что-то, третий раз — сделать вообще по-другому. Это циклы для перестроек своего мышления, циклы для прохождения определенных обрядов, ритуалов, которые ты придумываешь себе, либо берешь из архетипического поля. Три раза сделать, три посоха сломать, три железных хлеба изгрызть для того, чтобы это стало укоренённостью.

«Кормление птицы своей плотью»

Здесь речь идет о шаманской инициации, о кормлении духов, о заявлении своих намерений. Невозможно без труда, без вложения своей энергии, своей жизни, своего тела, своего пота, а иногда и крови, получить результат. Здесь птица как символ того навыка, который может вытащить и привести богатыря и его невесту к нужной цели.

Мы можем кормить эту птицу, этот свой новый навык, какими-то ресурсами, энергией, которых в избытке, но в какой-то момент может случиться так, что цель потребует решения отдать свою жизнь за ее достижение. В такой момент нужно определить для себя: «Насколько это для меня важно, насколько для этого меня значимо?».

Это решение про бескорыстие и про следование своей цели, когда цель становится «больше», чем герой. Это уже история про то, когда цель и намерение, выносят героя из глубины неосознанного в понимание мироустройства. Отдавая свою плоть во внутреннем мире, мы понимаем, что цель важнее плоти и тела, важнее страхов и нежелания что-то делать, важнее апатии.

Так у меня, например, происходит с проектом «Вещие путеводные сказки. Архетипы в русских сказках», когда не всегда хочется, но внутренне принимаешь решение о том, что тебе туда, чтобы лететь дальше. Я говорю не о причинении себе страданий, а про необходимость какой-то жертвы, которую ты приносишь во имя этого дела, не ожидая, кстати, возмещения этой жертвы.

Когда герой или героиня кормили птицу мясом своего бедра, не было ожидания, что птица это вернет обратно. Но когда цель уже достигнута, эта плоть, часть жизни возвращается обратно, причем в трансформированном виде, как в шаманской инициации, уже с информацией и энергией от тотема. Здесь прямая отсылка к такому образу: когда человек проходит шаманскую инициацию, приходят духи в образе зверей, или просто чудовищ, они разбирают человека на части, поедая его полностью, целиком, даже голову, глаза, мозг. Понятно, что всё это образно происходит, во внутреннем мире. Позже, к герою всё вернётся в уже трансформированном виде, в виде своих крыльев, когтей, хвостов, еще чего-то. Человек пройдя через такое «переваривание» становится другим и если, например, речь шла про ноги, то он становится способным ходить по пути этой птицы. Он сам становится птицей, теперь у него ноги такие же, как у этой птицы и он может ходить по этому пути.

«Лягушка и огненная река»

«Лягушка» это символ хаоса этой жизни, энергия, которая ассоциируется с плодородием, ведь лягушка, как и рыба, мечет много икринок. В символизме лягушка это символ богатства, щедрости, но вместе с тем лягушка это еще и хаос. Если в сказке герою надо перескочить через огненную реку на лягушке, то речь идёт о том, что сознание, разум способны перейти через какой-то страх, через какое-то ограничение. Потому что «огненная река» это граница, в которой разрушается вся предыдущая жизнь. Если в сказке встречается переход через реку, то это всегда про кризис в жизни человека, про его инициацию через прохождение кризиса. Пройти кризис можно на лягушке, которая умеет увеличиваться в размерах, т. е. через осознание собственной связи с хаосом, с энергией вообще.

Лягушка — это еще и теневой символ, потому что когда мы говорим о хаосе, там всегда содержится то, что мы не любим. Если ты вдруг начинаешь внимательно смотреть на ту часть в других людях, в жизни, в себе, которая тебе очень не нравится, то ты обязательно находишь там ресурс, какую-то силу. На первый взгляд это кажется неприятным, не принимаемым.

Например, когда Иван-царевич сжигает кожу лягушки и, соответственно, дальше случаются все приключения. Непринятие лягушачьей кожи, означает неприятие того, что жизнь может быть не только летучей, легкой, красивой, нежной. Лягушка — это символ жизнелюбия и принятия жизни со всеми её особенностями и «тараканами».

ПРИРОДА И МЕСТА

В сказках действия и трансформации обычно происходят в места, которые имеют значение для нашего внутреннего бессознательного. Вот список таких мест:

  • Башня или высокий терем, в котором сидит царевна
  • Болото, озеро, либо пруд волшебный, в котором водится специальная рыба, которую оттуда можно достать
  • Высокие горы. Царевич искать свою невесту за ними, они же вырастают на пути ведьмы, когда она гонится, преследуя главных героев
  • Глубокая пещера
  • Дремучий лес
  • Дуб
  • Землянка — это пространство, куда отправляется девица на инициацию. Там живет Баба-Яга или медведь
  • Избушка на курьих ножках
  • Избушка отца и матери
  • Калинов мост
  • Край света
  • Молочная река с кисельными берегами
  • Остров в океане
  • Печка
  • Подводное царство
  • Подземное царство
  • Путеводный клубок
  • Путь-дорога
  • Река Смородина
  • Сад, в котором растут волшебные деревья, яблони
  • Синее море
  • Темница
  • Тридесятое царство
  • Хрустальная гора
  • Хрустальный мост и хрустальный дворец
  • Царский двор
  • Царство медное, золотое и серебряное
  • Царство-государство, с которого начинается поход
  • Чистое поле — пространство, в которое герой выходит после битвы, либо находит силу или талант, либо встречает какого-то волшебного персонажа, либо несет дозор
  • Яблоня

Я выборочно дам интерпретации этих сказочных образов относительно процессов, происходящих во внутреннем психическом, чтобы показать какое символьное значение данные локации имеют в мировой мифологической символике. Начну с того места откуда сказочный герой начинает свой поход. Как правило, это «царство-государство», либо это «избушка», «двор отца-матери». Во внутреннем пространстве, если говорить метафорами Станислава Грофа, это «первая матрица», безопасное пространство, в котором человек рос и развивался. Это как купель, родительское пространство.

Внутри человека это ресурс, который формируется как базовое доверие к миру. Если мы говорим про путь героя, то он выходит из этого царства-государства, выполняет какую-то трудную задачу и возвращается обратно: либо с невестой, либо после инициации, после смерти, после победы над злодеями. И когда он приходит обратно в свое царство-государство, к своим родителям, на свой двор, совершается полный цикл, и это можно назвать психологической интеграцией, которая и происходит в сказках.

Как это происходит в жизни человека?

Ребенок от рождения не имеет дуальности, не имеет понятия, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Он пребывает в состоянии единения и отсутствия ярко выраженного эго, которое может разделить пространство на объекты и стать субъектом в этом контексте. Всё поле сказки, это поле психологического становления. Сначала разделение, огромное количество родительских сценариев, прохождение испытаний, появление той самой дуальности: «что такое «хорошо», и что такое «плохо», а потом сознательное возвращение в связь со всеми существами, возвращение уже через осознание, через понимание целостности всего мира. Но это не возврат в то прошлое из которого герой уходил, это привнесение в свою жизнь состояния комфорта, детской игры, радости, любопытства, после огромного количества испытаний. Изменение отношения к миру с критичного на игровое, как у батюшки с матушкой за пазухой.

Что происходит с героем в сказке?

Он выходит на дорогу. «Дорога» и «дерево» очень похожи по своему определению в символизме, но дорога — это горизонтальное описание, а столб или дерево, или волшебный камень — это вертикальное описание мира и связей в нем. Герой выходит на дорогу, либо выходит к волшебному дубу, волшебной яблоньке, к железному столбу, который стоит на дороге. «Пойдёшь направо, налево, прямо…» в сказках может быть написано и на камне и на столбе, который как правило, либо железный, либо серебряный или каменный.

Когда речь идёт о «столбе» или «камне на развилке дороги», это значит, что наш разум, сознание, дух, находясь в этом месте, познаёт основы мира, базис. Для того чтобы познать, каков мир, надо выйти на дорогу.

«Гора» — это необходимое усилие, которое нужно приложить, препятствие, которое герою нужно преодолеть или обойти. В то же время это еще и символ защиты, когда ты встречаешься с пугающими персонажами из глубинного мира, из трансперсонального. Когда, например, спасаясь от ведьмы, главный герой бросает гребень, то у него за спиной вырастают высокие горы. Там ещё есть символ очень интересный, когда ведьма начинает грызть эти горы, то есть грызть «гранит науки» в таком неожиданном образном ключе. Учитывая, что в сказках речь идёт о внутренних персонажах человека, здесь имеет смысл задать вопрос: «Что это за ведьма внутри меня грызёт горы, что это за горы, что это вообще такое?».

Интересный образ с «хрустальной горой», которая рассыпалась. «Хрустальная гора» — это как будто не настоящая гора, также как хрустальный мост и хрустальный дворец. Это образ иллюзии перехода, иллюзии организации жизни и образ организации природы, иллюзорной, не настоящей. В сказках хрустальный мост и хрустальный дворец разрушаются, когда вскрывается обман. В сказке «Волшебное кольцо» героиня забирает хрустальный мост и дворец, уносит и ставит посреди города Парижа, либо в том заморском государстве, куда она отправляется к своему любовнику. Освобождение Мартынки сопровождается как раз разрушением этого хрустального моста и дворца. То есть это некая оптическая иллюзия, созданная нашим бессознательным для того, чтобы уверить нас, что всё хорошо. Но это не настоящий дворец, не настоящая гора, не настоящий мост и не настоящий переход.

В царстве-государстве, как правило, у царя есть сад, где растут молодильные яблоки. Или сад есть там, где находится колодец с живой и мёртвой водой, и туда отправляется царевич для того, чтобы принести их своему батюшке. «Сад» — это пространство внутри нашей психики, которое мы взрастили. Это не природное, не дремучий лес, который уже существует и существовал до того, как мы направили внимание внутрь себя, а это то, что мы создали, то красивое, ценное, удивительно плодоносящее, что есть внутри нас.

Когда в сказке что-то покушается на наш сад, то это значит, что наши сознательные творческие вклады начинают обесцениваться тем или иным образом. Сюда же относится «поле», но не «чистое поле», а поле с пшеницей. Это то, что мы контролируем, те ценности, которые мы для себя создаем. Это наша светлая, творческая сторона, которая как на ладони, она реализована, видна и приносит свои плоды.

Есть ещё образы, которые близки к царству-государству. Это те образы, которые присутствуют до похода в тридесятое царство, и через дремучий лес, т. е. до похода в бессознательное. Они есть в том же дворце, т. е. в обыденной организации жизни человека, в области сознательного, видимого, родного, привычного. Это «башня» и «темница» как два противоположных полюса.

«Башня» здесь чаще всего означает лишение себя эмоциональности, когда царевна, анима, образ души, образ чувственной сферы помещается высоко-высоко и запирается там. В жизни так выглядит очень умный человек, у которого нет жизненного тонуса, жизненной силы и эмоциональности.

И наоборот, когда герой помещается в «темницу», он не видит света. Здесь мы говорим о глубине проживания какого-то чувства, когда разум лишен контакта с другими частями и отсутствует обратная связь. Темница сочетается с походом в пещеру, но если из пещеры всегда извлекается что-то ценное, то в темницу герой просто помещается и там находится до момента, пока его кто-то не вытащит, не спасет, либо он сам спасается побегом, либо с волшебными помощниками, либо приходит время его оттуда доставать.

«Темница» не самое лучшее место для пребывания, но если ты уже находишься там, в этой глубине, в оковах, то это тот самый случай, когда тебе нужна помощь извне и пришло время обратиться за этой помощью либо к психологу, либо к коучу, либо к друзьям, либо к каким-то мудрым книгам, в которых есть понимание, как выходить из темницы.

Кроме того, недалеко от дворца в мире людей, т. е. ещё в мире видимого, находится озеро. «Озеро» это портал в область природного, в область бессознательного. Важно сразу понимать, какую функцию это место несёт, для чего нужно отправляться к озеру, или к пруду, которые находятся ещё в мире людей. В озере герой ловит волшебную рыбу.

Еще очень важная тема «колодцы», это тоже переход, если говорить метафорически, из мира людей в мир предков, мир богов, мир духов и демонов. Если говорить на языке психологическом, то там есть часть сознательная, освещённая часть эго, и есть бессознательная часть, глубинное бессознательное и коллективное бессознательное. И вот «колодец» — это как раз возможность перехода, прыжка из мира людей в мир духов, предков, энергии бессознательного, образов, архетипов, всего что с этим связано.

«Озеро» та же самая история, но более сглаженная, более мягкая, потому никто в озеро не прыгает, но в сказке, например, из озера появляется рука Чуда-Юда, которая хватает за бороду царя и берёт с него обещание отдать ему то, чего он сам в своем царстве-государстве не знает. Эта история, также как и появление волшебной рыбы, из-за которой рождаются Иван-царевич, Иван-кухаркин сын и Иван Быкович, говорит о том, что в жизни обычного человека бессознательное всегда присутствует, и оно знает лучше и может дать жизнь тому, кто победит «зло» и уберёт все препятствия.

Я очень часто говорю на своих тренингах и лекциях — доверяйте себе, своей чуйке, своей интуиции, доверяйте жизни и бессознательному, которое через тебя периодически, то «рыбу дает», то «за бороду хватает». Потому что, не схвати в свое время Чудо-Юдо царя, и не было бы такой сюжетной линии, такого развития сюжета.

Когда главный герой идёт дальше, ему встречается «болото». Это как «озеро», но хтонического, метафорического там гораздо больше. Оно уже находится на границе между миром людей и миром духов, миром мёртвых, миром предков, миром энергоинформационным, миром бессознательного. На пути герою обязательно встречается «путеводный камень», либо указатель, который по своей символике очень пересекается с «мировым древом» как некая система координат. Я часто рассказываю о выборе Ивана-царевича, младшего сына, когда он с этим камнем встречается. «Пойдёшь направо — женатым будешь, пойдёшь налево — коня потеряешь, пойдёшь прямо — головы лишишься». Он выбирает прямой путь, потому что потеря коня означает, что у него больше не будет ресурса для достижения цели. «Быть женатым» — это вообще выпадение в другую реальность. Если выбирать между потерей коня и потерей жизни, первый вариант может показаться меньшим злом для сознания.

Тут полезно бывает задать себе вопрос: «Поможет ли мне это исполнить мечту, поможет ли мне это пройти реализацию, самоактуализацию?». Понимая что «нет», Иван-царевич выбирает собственную смерть и возможность лишиться головы, потому что это его жизнь, то, чем он может так или иначе распоряжаться и управлять, и он решает, что с этим как-то сам справится.

Еще герою может встретиться «чистое поле», очень интересный образ, который тоже находится на границе с тридесятым царством. В сказках герой очень часто попадает в какую-то трудную ситуацию и выходит в чистое поле, например, на битву. Это значит, что горизонт виден, и нет ничего, ничего не осталось. Такие психологические состояния бывают, когда ты из области сознательного и из области бессознательного выходишь в процесс наблюдателя, когда у тебя нет особых чувств, особых эмоций, особых целей. Но здесь, именно в этом чистом поле, в этом состоянии чистого наблюдателя, можно увидеть и поля битв, и встретить Сивку-бурку, сотворить волшебство и всё что угодно может произойти в чистом поле. Это как метафора того, что очень важно давать себе пространство и внутреннее пространство, в том числе.

К символам бессознательного, трансперсонального в сказках, я отношу:

  1. «Синее море», погружение в которое происходит, как правило, в бочке, либо просто выбрасывание.
  2. «Щуку», которая поднимает яйцо Кощея Бессмертного из синего моря.
  3. «Остров», на котором растет дуб как некий сканер, описание понимания мироздания в области огромного моря бессознательного, моря жизни.
  4. К глубинному бессознательному относится «дремучий лес», «пещеры» и «подземное царство». Безусловно, туда же относится «Избушка Бабы-Яги» — центр этого тридесятого царства.
  5. «Царство Кощея Бессмертного» это еще более глубинный уровень, и может иметь отношение к подземному царству.
  6. «Река Смородина», «огненная река» и «калинов мост» тоже лежат в области бессознательного, это глубокие и сильные переходы, трансформации, инициации, которые мы уже проходим через принятие своего бессознательного.

Очень интересные вещи происходят с огненной рекой. В одном случае Баба-Яга, либо ведьма, погибает, когда она пытается перейти по условно крепкому, а на самом деле тонкому мосту через огненную реку, и герой от неё спасается внутри тридесятого царства, забирая волшебного коня, который поможет убить Кощея Бессмертного. В другом случае происходит встреча героя со Змеем Горынычем на калиновом мосту и бой. Это всегда около огненной реки, около реки Смородины. Название реки не от ягоды -смородины, а от слова «мор», от слова «смерть», и здесь в бессознательном ты встречаешься с архетипом смерти. Третий образ, который помогает перейти через реку Смородину в сказке «Пойди туда, не знаю, куда» это волшебная лягушка. Она маленькая, но потом вырастает, и на ней Федот-стрелец, либо Андрей-охотник перепрыгивают через огненную реку.

Огненная река» — это пограничный рубеж, такая горизонталь на земле. Опять же, надо понимать, что это линия мирового древа, описания мира, положенная на землю и горящая. Что такое «огонь» в данном контексте? Это сила, максимальное выражение духа природы, и вместе с тем, это разрушение, то есть можно сказать, что река Смородина, огненная река — это огненная дорога, мировое древо, которое в психике человека отображается принятием смерти как части жизни. Умение справиться с этим, перескочить через это, взять силу этой огненной реки, реки Смородины, делает человека бесстрашным.

В подземном царстве находятся «царства медное, золотое и серебряное». Эти царства имеют принадлежность к миру бессознательного, но кроме этого есть очень яркий образ в том, что они скатываются в клубок, шарик, яичко и выносятся на поверхность. Это возможность для человека взять ресурс из области своего бессознательного, понять, что именно там находятся золотое, медное и серебряное царства, и вытащить их в свою сознательную жизнь, сделать их частью своей реальности, принести в мир людей. Задавая какой-то вопрос в поисках лучшего решения, человек может заснуть и проснуться уже с образом ответа, это метафора такого переноса.

Что может означать здесь «золотое», «медное» и «серебряное»? Поскольку очень часто речь идёт о трёх направлениях, здесь важно понимать следующее. Например, есть очень простое русское слово «настроение», «нас трое», то есть внутри человека есть три базовых понятия. Это нижний энергетический центр, сердечный энергетический центр и голова, если говорить в таких терминах. В других терминах можно говорить о чувственной стороне, о телесной стороне, и о разуме, то есть тоже три составляющие. И получается, «медное» царство, это царство жизни, царство тела. «Серебряное» царство — это царство души, эмоций, чувств. «Золотое» царство — царство разума, видения, мышления. Не зря золотая корона царская на голове находится, а серебряные украшения носятся на груди. Это отсылка уже в мировую символику, тем не менее, в русских сказках, так или иначе это тоже присутствует, дабы указывать расположение, что где находится.

Когда в сказке речь идет о Бабе-Яге номер один, номер два, номер три — это не просто так, не для того, чтобы сказка была длинной. Каждый поход имеет свое значение: освобождение на уровне тела, освобождение на уровне сердца, чувств и освобождение на уровне разума.

В сказке «Финист-ясный сокол» главная героиня ломает железные посохи и по очереди приходит к каждой Бабе-Яге. Есть сказки, в которых герой ищет ответ и не находит его ни у старшей сестры Бабы-Яги, ни у средней сестры, а находит только у младшей, или наоборот, только у старшей находит ответы, помощь и поддержку. Это значит, что данная проблема не решается на уровне только тела или только чувств, а решается всем комплексом. Все внутренние Бабы-Яги, все внутренние богини приходят на помощь главному герою.

«Дремучий лес» это символ того, что растёт помимо участия человека, это природа, это жизнь как таковая, это описание организации области бессознательного и коллективного бессознательного. Именно в дремучем лесу находится избушка Бабы-Яги и дорога. Необходимо пройти через дремучий лес, согласиться с тем, что внутри нашего бессознательного такой символ леса существует, и это символ жизни, безусловно. Он может быть пугающим, но там есть и светлые поляны, и открытые пространства, и горы тоже находятся в дремучем лесу, как ни странно.

Когда герой приходит на «край света», он встречается с олицетворением стихий, с прямым восприятием солнца, луны, месяца. На краю света живут божественные проявления, поэтому поход на край света в сказках случается достаточно редко, но такие сказки тоже существуют. Край света — это место, до которого доходят нечасто, но когда доходят, получают поддержку всего мира, потому что уже изучили всё, и уже везде были: и в дремучем лесу, и в пещере, и на горе. Край света, та самая граница, после которой контакт со стихиями и принятие собственных сил, понимание становится на очень высоком уровне. Для меня это место интереснее, чем многое другое в сказках.

«Избушка на курьих ножках», это центр, место обитания верховной богини-матери, Бабы-Яги, центр жизни и смерти, центрообразующая фигура.

«Подводное царство» сопоставимо с подземным царством. Если подземное царство в большей степени про скрытые образы, ощущения, то подводное царство это ещё и интуиция, чувства, эмоциональная часть, скрытая от глаз людей и от самого взгляда человека, область бессознательного.

Есть в сказках ещё один очень важный образ, это «молочная река с кисельными берегами», «яблоня» и «печка».

«Молочная река с кисельными берегами»

В сказках она встречается достаточно редко, но это как «край света», и не удивительно, что в сказке «Гуси-лебеди» она встречается самой последней, то есть это последний рубеж. Молочные реки и кисельные берега это такое пространство, такой символ и место, в котором реальность становится мягкой и тягучей. Плюс ещё здесь можно увидеть указание на Млечный путь, на корову Земун, которая в славянской мифологии идет по небу, рождает жизнь и питает её.

Есть места, где проходят инициации, испытания, есть ресурсные места, и это, безусловно, молочная река. Если река огненная и река Смородина, это реки испытаний, которые хоть и дают силу, но там не отдохнёшь, не наберёшься энергии или ресурса, то сад, край света, озеро, молочная река с кисельными берегами, отцовский двор, может быть, ещё избушка на курьих ножках, это места, где герой получает питание, баню, ощущение что он добрался до центра и можно выдохнуть. Дуб и яблоня, это те ресурсные места, те символы, которые говорят о наборе энергии, наборе силы, о поддержке.

«Печка», это центр жизни людей, тёплое место. Это энергетически собранная структура, место, символ. На печи «как за пазухой», то есть это место культурного слоя, там, где тепло. Это принцип организации стихий в дикой природе из камня, воды и огня, ветра, для того, чтобы жизнь людей поддерживалась. Когда в чистом поле идет девушка и встречает печь, это символ того, что даже если ты выходишь туда, где нет ничего, где есть только процесс наблюдения, ты можешь обнаружить там поддержку. Можно обнаружить там себя, потому что печь — это еще и символ человека, в том числе, потому что сделана руками человека.

Из книги "Архетипы в русских сказках". Светлана Патрушева. Опубликовано с разрешения владельца. Копирование запрещено, связывайтесь с автором

  • Нравится 1
  • 0
  • 3 317

0
3,3k
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...