На протяжении 2 лет в медицинском исследовательском центре им. Бехтерева проводилась реабилитация психологического состояния пациентов, впервые поступивших с диагнозом “рак”. Еженедельно психотерапевты проводили индивидуальные консультации с онкобольными и работу в группах.
По словам Павла Чернова, м. Н. С. МНИЦ психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева, после 10 таких сеансов у пациентов уменьшается уровень тревоги, уходят негативные эмоции. Консультации помогают онкобольным преодолеть стеснение и страх, получать поддержку и помощь у других людей, открыто говорить о своих проблемах.
Также у пациентов улучшается аппетит, повышается работоспособность. По мнению специалистов по онкологии, основная польза реабилитации состоит в том, что пациенты практически перестают отказываться от химиотерапии и лучевой терапии.
Подобные результаты достижимы при слаженной работы коллектива врачей с разными компетенциями, обязательно с наличием клинического психолога или психотерапевта. Как отмечает Маргарита Вагайцева, сотрудник НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова, это позволяет и уменьшить нагрузку на лечащего врача.
Другой сотрудник этого же учреждения, Валентина Чулкова, считает, что лучший лечащий врач - это тот, с кем пациент может говорить о том, что реально его беспокоит. Тем не менее, врач не должен выходить за пределы своей компетенции.
Согласно опросу, проведенному Ульяной Шкатовой, автором блога “Ульяна против рака”, общение со специалистом улучшает моральное состояние и тягу к выздоровлению у пациента. Врачу важно донести до онкобольного всю серьезность его ситуации, но в то же время не обрушить его эмоциональный настрой.
Настроение пациента зависит от уверенности и спокойствия, доброжелательности и тактичности врача, от того, насколько индивидуален его подход. Чем более четко врач доносит информацию о течении заболевания, вариантах лечения и побочных эффектах, чем понятнее он отвечает на вопросы, тем более доходчиво он объясняет сложные вещи, чем более он отзывчив, тем крепче спокойствие пациента. Особенно важна возможность позвонить или написать врачу в приемлемое для него время: даже сам факт наличия визитки с контактами у пациента делает его эмоциональный настрой намного лучше
Не менее четверти пациентов онкологических стационаров готовы получать помощь психолога, примерно столько же людей с большей легкостью попросят о поддержке медсестру. Доверительное общение с медсестрами полезно для снятия страхов и тревог перед процедурами. Это подтверждается итогами опроса, проведенного Татьяной Вихровой, студенткой фельдшерского колледжа в Санкт-Петербурге.
Многие медсестры онкоотделений также стремятся поддерживать пациентов, однако им не всегда хватает навыков и знаний для этого, а дополнительное обучение требует много времени. По мнению Вихровой, исправить эту ситуацию можно созданием методических рекомендаций и внедрением коммуникативных программ для медсестер.
- 1
- 0
- 522