Перейти к публикации

Цыгане в Болгарии. Цыганский вопрос

Лёля
  • · 30 минут на чтение

Мне не нравятся цыгане. Ну, вот не нравятся, и все тут.

1.jpg

Ничего не могу с собой поделать, это – личное мое чувство... Возможно, это очень плохо, а возможно – мое отношение чем-то и оправдано. Не могу разобраться до конца... Но именно поэтому я и попытался „раскопать“ как можно больше материала о цыганах с целью, быть может, попытаться понять причины такого своего отношения к этому народу /или племени, не знаю/. Честно говоря, после рассмотрения массы материала я надеялся, что мое отношение к ним изменится, несмотря на „личные счеты“.

Но, увы...

Итак, несколько сообщений в моем дневнике будет посвящено „цыганскому вопросу“, и да простят меня читатели, если я пишу слово „цыгане“ через букву „И“: стучу по болгарской клаве. Кроме того, слово „цыгане“ соответствует болгарскому написанию.

Ну хорошо, а кто это такие - цыгане?

ЦыганЕ, рома, единственное число ром (самоназвание), народ, живущий во многих странах мира. Цыган называют по-разному: англичане - Gypsies ("египтяне"), испанцы - Gitanos, венгры - Cig‘any - Pharao n‘epek ("фараоново племя"), французы - Bohemiens ("богемцы") или Tsiganes, итальянцы - Zingari, голландцы - Heidens ("язычники"), финны - Mustalainen ("чёрные") и др. Язык цыган имеет диалекты. Большинство цыган владеют языком окружающего населения. В процессе расселения сложились многочисленные субэтнические группы цыган: кэлдэрари, ловари, сэрвы и многие другие.

Откуда же пришло это племя – цыгане?

Никаких древних документов о цыганах просто нет. Почти все ученые выводят этот народ из Индии согласно лингвистическим и генетическим исследованиям. Не вызывает никаких сомнений, что в Индии – стране со строгим кастовым делением - цыгане принадлежали к шудрам – низшей касте. В принципе, прямо об этом не говорится, но, судя по роду их занятий, иначе и быть не может.

Считается, что предки цыган вышли из Индии группой около 1000 человек. Цифра, прямо скажем, взята „с потолка“. Время миграции предков цыган из Индии точно не установлено, также, как и количество миграционных волн. Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых «протоцыганских» групп VI—X веками н. э. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии прежде, чем ветвь ромов продвинулась западнее, на территорию Византии.

Есть красивая, на мой взгляд, легенда. В Индии дОмами и луриями называли себя цыгане. Когда-то, много веков назад, имели землю дОмы. Богатые города и селения стояли на берегу великой реки в их стране. Но пришли арийцы и все разрушили. Мужчин убивали они, а женщин забирали для себя. В лес убежали уцелевшие дОмы, и только обжигом деревьев разрешили им заниматься. А те, кто остался, просили подаяние, пели и играли, потому что нет на земле добрее и веселее людей.

Но раз в сто лет выходили дОмы из леса. Они шли в селения и брали себе все, что хотели, ибо на их земле это выросло. Правители посылали войско, которое избивало и топтало слонами не знавших оружия дОмов. И луриев-музыкантов ловили и убивали в селениях. Куда придется бежали цыгане тогда от родины своей - Индии...

Во времена доброго шаха Ездигерда пришли дОмы в Персию-Эраншахр, нагрузив детьми и женщинами свои большие деревянные повозки. Но пока ехали они, царевич Бахрам Гур сделался царем. Он любил слушать песни цыган и брал у них девушек на ночь. Но за это главный царский министр-вазирг - цыганский гонитель Михр-Нарсе - запретил им строить жилища.

И живут с тех пор цыгане в повозках, сплетая из тростника стены и крышу от непогоды. При последующих персидских шахах разрешали им оставаться на одном месте, но многие уже не хотели этого, потому что родились в повозке...

Итак, цыгане продвинулись западнее. И явились предками европейских цыган: ромов, кале, синти, мануш. Часть мигрантов осталась на Ближнем Востоке. Существует мнение, что ещё одна ветвь прошла в Палестину и через неё в Египет.

В начале 15-16 веке цыгане расселились по Европе (где первоначально принимались за выходцев из Египта), позднее - по Северной Африке, в 19 веке - в Северной и Южной Америке и Австралии. Первоначальное доброжелательное отношение к цыганам в Европе сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Думаю, что не за просто так. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств.

Наиболее распространенными цыганскими занятиями были у мужчин торговля лошадьми, у женщин - гадание. У разных групп цыган преобладают различные ремёсла - кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и др. Работа мужчин была, как правило, сезонной, ежедневный доход в семью приносила женщина.

Цыгане всегда славились как музыканты, танцоры, певцы. Заимствовав элементы национального фольклора у народов, среди которых они живут, цыгане внесли некоторый вклад в культуру этих народов. В мелодиях румынских и венгерских скрипачей, испанском танце фламенко сказалось значительное влияние цыганского фольклора.

Цыгане объединялись в кочевые таборы, члены которых не обязательно связаны кровным родством. Таборы насчитывали от 5-10 до 20-25 палаток, в любой момент каждая семья могла отделиться от табора. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая нетрудоспособных. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения.

Сохранялись так называемые "роды" (вицы, кхоч, родо), представляющие собой большую 2-3-поколенную семью, название которой обычно происходит от имени реально существовавшего прародителя, иногда - от названия животного, растения, какого-либо предмета или характерной черты его членов. Обычно предпочтительным считается отцовский род, хотя цыгане вправе причислить себя и к роду по материнской линии. "Род" не представляет собой функционирующую в определенном месте группу, члены одного "рода" могут никогда не собираться вместе.

Для совместного выполнения какой-либо работы цыгане также объединялись (отдельно мужчины, отдельно женщины) в группы (вортэчия, амал). Доходы делились поровну между членами группы. Решением конфликтов и спорных вопросов занимался суд (сэндо, крис). В него входили преимущественно пожилые цыгане, выбиравшие из своей среды главного. Решение сэндо выполнялось беспрекословно.

Вообще, цыганское общество отличается крайней степенью мужского шовинизма. Племенем управляет совет старейшин-мужчин. Все решения, важные и не очень, принимают мужчины: где разбить лагерь, кто чем должен заниматься, когда и куда отправляться в путь и даже кому на ком жениться. Но есть одна женщина – обычно бабушка или прабабушка семьи, – которая пользуется непререкаемым авторитетом. Её называют «пуридаи» (от слов «пури» – старая и «дай» – мать). Она не обязательно шувани /колдунья/, хотя часто исполняет и эту роль. Решениям мужчин беспрекословно должны подчиняться все представители племени, но во многих случаях, перед тем как объявить своё решение другим, они сначала излагают его пуридаи. Если она кивает, то мужчины идут и объявляют своё решение всему племени. Если же она выражает неодобрение, то предводитель племени возвращается к старейшинам, и они пытаются придумать что-то другое. Окончательное решение всегда такое, с которым согласна пуридаи.

У кочующих цыган 19 - начала 20 века была простая (малая) семья, обычно многодетная, но сохранялась и сложная (большая) семья. Уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчёркнуто почтительны. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы.

Обычной формой заключения брака было сватовство. Детей могли сосватать в грудном возрасте. Существовал обычай обмена дочерьми: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У некоторых групп цыган за невесту платили выкуп. Был распространён брак через похищение.

С весны до глубокой осени цыгане кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках. Внутреннее убранство шатра строго регламентировано. "Чистые" предметы - икона, сбруя, кнут, зеркало, посуда, самовар - обычно помещались в углу, противоположном от входа. Женщина обычно не приближалась к нему.

Одежда всегда шилась из покупных тканей, т. к. ткацким делом цыгане не занимались. Традиционная цыганская юбка - несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком (кытрынцы). Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребёнка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины - платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря), на шее носили монисто, на голове - платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Мужской костюм - шаровары, сапоги, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шёлковые рубашки.

В семье ели, как правило, один раз в день, когда мать возвращалась из деревни или города с тем, что она заработала. При этом к столу приглашались остальные члены табора. Совместная еда у цыган - знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте хозяев. На больших праздниках женщины и мужчины сидели отдельно.

Чем занимались и занимаются простые цыгане в наше время? Ну, кроме ремесел, конечно

А вот чем: разовая работа по найму, гадание на картах, по руке, мелкая спекуляция, воровство, сбор металлолома, изучение содержимого мусорных контейнеров, проституция, торговля дурью... Далеко не все перечислено.

Как-то один знакомый рассказывал: для цыгана или цыганки обокрасть чужого – норма. Это внутри общины у них жесткие законы и взаимоуважение, а все остальные для них – ну, не совсем люди...

Нет, я ее не разжигаю расовую ненависть, может и есть нормальные цыгане /наверняка, есть/, но в России я их просто не видел... А вот по городам летом ходят толпы цыганок всех возрастов, дергают каждого прохожего, и не дай бог остановиться - и в карман залезут, и в сумку, деньги прямо из рук вырывают (сам не попадал - не останавливаюсь на призывы "молодой, красивый, дай погадаю" никогда, но картину как других облапошивали видел). Полиция на них внимания не обращает, возможно просто опасается... А может, в доле?

Во многих российских городах и поселках вопрос, где купить наркоту не возникает – цыганские компактные селения, куда вечером нормально одетый человек побоится зайти. Где точки по скупке краденого? - тоже цыганский поселок...

Цыганам, откровенно говоря, и не нужно создавать никакие искусственные группировки. Такой криминальный центр функционирует в них постоянно. Не зря же за ними закрепилось международное прозвище «конокрадов». У цыган есть стопроцентная круговая порука. Клановые связи у них развиты настолько, что невозможно даже представить себе, чтобы один из них мог помочь следствию в отношении другого.

Цитата

Кроме того, преступному промыслу учат цыган с детства

Всем известно, что женщины-цыганки с давних пор промышляют в том числе и гаданием. Много раз мне приходилось слышать о недюжинных гипнотических способностях цыганок. Склонен верить, что таковые имеются у многих цыганок. И они этими способностями, а также приобретенными навыками успешно пользуются.

Разумеется, я не ахти какой специалист-психолог, но вот мнения настоящих спецов.

Для повышения мастерства цыгане развивают в себе способность воспринимать мир правым (животным) полушарием, т. е. языком чувств и интуиции. Для этого они стремятся контактировать не интеллектуально (с логическим доказательством необходимого им), а интуитивно-чувственно на уровне подсознания. Чтобы подобное получалось, и левое (логическое) полушарие не мешало, цыгане тренируют четыре составляющих восприятия внешнего мира: эмоции, зрение, кожно-мышечные ощущения (прикосновения, тяжесть, тепло, боль и др.) и слух. Цыгане учатся чувствовать эмоции другого человека, стараются быть наблюдательными и замечать мельчайшие детали видимого и слышимого мира. Еще один секрет — это прикосновение к правой руке человека. Прикосновения к другому человеку порождают взаимное доверие, симпатию и очарование. Поэтому цыгане под любым предлогом ищут возможности коснуться правой руки объекта их мошенничества. Научно это объясняется тем, что правая рука человека представлена в коре головного мозга человека более, чем четвертью его площади. Поэтому овладев правой кистью, вы овладеваете воздействием на кору головного мозга, то есть воздействием на сознание и подсознание человека. Главное, чтобы бы контакт был максимально искренний, чего цыгане и добиваются.

Многие цыгане умеют вводить людей в своеобразный транс. Одним из методов вызывания транса через цыганский гипноз является метод индукции транса через каталепсию, когда, например, пожилым или уставшим людям предлагают присесть, расслабиться, успокоиться, а затем в разговоре незаметно усиливают появляющиеся симптомы дремоты. Иногда представители уличного цыганско-психологического криминального гипноза используют ситуации, когда уставший или подвыпивший пожилой человек уже сидит на скамеечке позевывая.

Еще одним методом мгновенного погружения человека в транс является наведения гипноза методом вызванного замешательства через парадоксальное непривычное поведение, разрывающее привычное шаблонное поведение человека. Так называемый „разрыв шаблона“. Эту технику «замешательства» цыганские криминальные гипнотизеры часто применяют на вокзалах, когда люди спокойно сидят без дела, в ожидании, например, поезда. В это время вдруг раздается внезапный душераздирающий и парализующий всех сильный женский крик. Пока оцепеневшие люди смотрят на возникшую драку между двумя цыганками, другие цыгане спокойно уносят их вещи. А когда вышедшие из шокового, стрессового оцепенения люди хватаются пропажи, цыган уже и след простыл, так как обычно по «сценарию» одна из дерущихся должна убегать, а другая ее догонять.

Все перечисленные техники такого рода обладают одним общим содержанием — запредельный раздражитель по одному из органов чувств, внезапное конфузящее воздействие, парадоксальность и непривычность поведения, разрыв начатого шаблонного поведения и т. д. Например пойманные с поличным цыганские воровки вдруг неожиданно задирали юбки и начинали кричать. Обалдевшие от «увиденного» и «услышанного» зрители разом попадали в состояние замешательства (транса), чем пользовались воровки, убегая.

Наиболее активно в цыганском криминальном гипнозе используется психотехника установления раппорта /импульса внушения/ «методом заговаривания». В этом случае цыганами намеренно создается сенсорная перегрузка (информационная перегрузка сознания объекта), при которой запускаются физиологические механизмы прогрессирующего гипнотического психофизиологического торможения. Внимание объекта воздействия в этом случае может устойчиво удерживаться разными интереснейшими историями, анекдотами, случаями, поучительными байками и т. д.

Занимаются цыгане и другими преступлениями. Например, совершают кражи и грабежи на квартирах в присутствии хозяев. Обычный способ проникновения в квартиру заключается в том, что, спекулируя на человеческих чувствах, цыганка с малолетними детьми ходит по квартирам и просит пустить перепеленать младенца или дать воды, говорит, что беженка. Попав в квартиру, дети быстро проникают в комнаты, пока ребенка пеленают на кухне в присутствии хозяйки, хватают все, что под руку попадет. Если хозяева пожилые и немощные, цыгане вообще могут ворваться силой, открыто ограбить.

Кстати, приятель-болгарин буквально на днях рассказал одну историю. В одной из маленьких /примерно 30 жителей/ деревень Центральной Болгарии /не буду говорить название, т. к. информация получена неофициально/ проживает старая болгарская пара, муж с женой, пенсионеры. Дети и внуки давно разъехались – кто в Америке, кто в Испании, и они доживают свой век одни. Не так давно в ту деревушку стали наведываться цыгане из недалеко расположенной махалы. Воровать, конечно. Обокрали и стариков: стащили кое-что из одежды и металлической утвари. На другой раз их обокрали уже в открытую: под вечер зашла группа молодых цыган и забрали все, что хотели. Причем, за день до этого старики получили свою крохотную пенсию. Деньги, естественно, отобрали. Но теперь эти цыгане-уроды вычислили, когда приносят пенсию...

Полицейского участка в крохотной деревушке, естественно, нет и никогда не было, участковый приехал как-то, пытался разобраться, но поделать ничего не смог. А может быть, не захотел связываться: себе дороже выйдет. Так и живут старики, ожидая смерти, от ограбления до ограбления, „странным“ образом совпадающего с днем получения их пенсии...

Но вернемся от частного - к общему

Основной статьей доходов цыганских группировок остается наркобизнес. Давным-давно существуют целые цыганские семьи, промышляющих этим. Мужчинам таких цыганских кланов-семей практически всегда удается избежать ответственности, поскольку непосредственно самым делом занимаются в основном женщины, и, именно они попадают в руки правоохранительных органов. Подобное у цыган было всегда и является нормой. Сложность заключается также и в том, что в современную наркоторговлю вовлечены и малолетние дети. Выручка, конечно делится между всеми участниками группы-семьи, но основную часть забирает вожак, от него деньги поступают барону, который „держит“ под контролем несколько семей или родов, а от барона – цыганскому королю.

Еще раз оговорюсь: есть, конечно, и „хорошие“ цыгане. Есть очень талантливые. Вот, изучая вопрос, узнал, что Чарли Чаплин, оказывается, из цыган. А я всегда полагал, что он – еврей. Надо же! И у Софьи Ковалевской – цыганские корни. А уж выдающихся певцов и музыкантов – большое множество. Кстати, цыганская музыкальная субкультура всегда была приятственна для русского уха, в распевных, минорных, романсовых традициях. "Очи черные", " Милая, ты услышь меня" – это, несомненно, шедевры, которые рвут душу возлиявшую, надрывно плачут так...

В Болгарии тоже немало певцов и певиц из цыган. Азиз, например, а имен девчонок с силиконовыми губами я и не запомнил...

Талантливы, конечно, ОТДЕЛЬНЫЕ представители их племени.

Но сколь талантливы отдельные, столь МНОГИЕ и подловаты, ленивы и безобразны в своих черных промыслах. А название им - разбой и беспредел.

Цыган в Европе преследовали практически всегда

Отчего бы это? Уж очень непохожий ни на что привычное уклад жизни, безответственность, склонность к воровству и мошенничеству – вот что приписывали /и приписывают сейчас/ представителям этого племени. Все знают, что наибольший урон был нанесен европейским цыганам в период правления нацистов в Германии. Но, в то же время, нельзя не сказать о том, что фашисты в своих антицыганских настроениях были отнюдь не одиноки. Попытка исторического анализа приводит к неожиданному открытию: оказывается, законы, направленные против этого народа, принимались во времена Средневековья практически во всех странах Европы. Достаточно напомнить, что в период 1470-1560 гг. В 12 европейских государствах были приняты законы, в той или иной мере направленные против цыган. В последующие века такого рода законотворчество отнюдь не прекратилось.

Приведу лишь несколько примеров из не столь отдаленного прошлого. И сразу задумаемся: а просто так ли принимались меры по контролю цыган? Или все-таки были причины?

В 1868 году в Голландии Ричард Либих пишет работу о цыганах, начинающуюся фразой: «Недостойны жизни…». Она относится именно к цыганам. Позднее она была использована как расистское определение цыган в нацистской Германии.

В 1876 году Цезаре Ламброзо публикует свой труд «L’uomo deliquente» («Преступный человек»), который содержит пространную главу о генетически преступном характере цыган. Он переведен на много языков, включая немецкий и английский, и имеет глубокое влияние на западное законодательство.

В том же году в Баварии выходит указ строжайшим образом проверять документы цыган, как на границах, так и внутри страны, и конфисковывать разрешения на работу при малейшем подозрении. Лошадей осматривать и конфисковывать, если они уже глубоко больны. Передвижения цыган, которым разрешили остаться, должны внимательно прослеживаться.

В 1880 году Аргентина запрещает цыганам въезд в страну.

В начале 1886 года Канцлер Германии Отто фон Бисмарк издает директиву для всех германских земель, призывая их «сообщать об ущербе, причинённом бандами цыган, разъезжающих по Рейху и причиняющих все больше беспокойств населению». С въехавшими в Германию из других стран цыганами следует разбираться особо. Этот указ привел к созданию многих региональных полицейских отрядов, призванных депортировать цыган, не родившихся в Германии.

В этом же году кочевой образ жизни цыган запрещается в Болгарии.

В 1890 году Парламент Швабии /Земля в Германской Империи/ организует конференцию «Цыганская накипь» (или «Цыганское отродье») и настаивает на том, чтобы о присутствии цыган сигнализировали от деревни к деревне звуком церковного колокола. Военным дана власть переселять цыган.

В 1899 году в Мюнхене под руководством Альфреда Дильмана организовано Информационное Агентство «Центральный офис борьбы против цыганского зла» (Nachrichtendiest in Bezug auf die Zigeuner). Его цель – собирать информацию о передвижении цыган по Германским землям. Начинается регистрация всех цыган старше шести лет. В информацию входит фотография, отпечатки пальцев и другие генеалогические данные, а также информация о «преступности».

17 февраля 1906 года прусский министр издает директиву «Борьба с цыганским злом». В нем перечисляются двусторонние соглашения между странами, решившими изгнать цыган со своей территории: Австро-Венгерская Империя, Бельгия, Дания, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Россия и Швейцария. Полиции дана власть преследовать цыган за нарушение закона, «за зажыгание костров в лесу, незаконную рыбную ловлю, незаконную стоянку табора» и так далее. Запрещено временное посещение школ детьми, родители которых кочуют по округе.

Пруссия вводит «цыганские лицензии», обязательные для всех, кто хочет там остаться. Они выдаются только, если заявитель имеет определенное место жительства, финансы для обучения детей, правильные налоговые отчеты и не имеет серьезных преступлений. Но даже прошедшим такую аттестацию не разрешают жить в некоторых местностях.

В 1912 году французское правительство вводит carnet antropometrique - документ, содержащий личные данные, фотографию и отпечатки пальцев. Цыгане должны носить их с собой. Это действовало вплоть до 1970 года.

В Швеции в 1914 году принят закон запрещает любой дальнейший въезд цыган. Он оказался очень эффективным, и цыгане в Швеции оказались изолированными от своих родственников в других странах Европы. Он действовал до 1954 г.

27 июля 1920 года Министр Общественного благосостояния Германии запрещает цыганам входить в любое общественное оздоровительное заведение – бассейны, общественные бани, курорты, парки. Уже тогда два немца - Карл Биндинг и Альфред Хош - аргументируют уничтожение тех, кто является «балластом», т. е. тех, чья жизнь видимым образом является мертвым грузом для окружающих. Их надо безжалостно убивать. Сюда включают и цыган.

В 1921 году новая Чехословацкая Республика признает цыган национальным меньшинством. Позднее этот закон отменен под давлениям самих же чехов и словаков.

В 1924 году в Словакии состоялся громкий процесс над цыганами, которых обвиняли в каннибализме. Подсудимые тогда были оправданы.

В 1926 году Швейцарское общество Pro Juventute «в соответствии с теорией евгеники и прогрессом» начинает насильственно отбирать у цыган их детей, менять их имена и отдавать детей в приемные дома. Эта программа действует до 1973 года, но остается неизвестной до 1980-х. Впоследствии Швейцария принесла цыганам свои извинения, но твердо отказывается открыть доступ к архивам, которые могли бы помочь установить местонахождение отобранных детей.

Вообще, именно Швейцария в начале 20-го века стала одной из первых стран, запретивших свободное передвижение цыган (запрет отменили лишь в 1972 году). После того как ее примеру в 20-х годах последовала фашистская Италия, тысячи цыганских семей были вынуждены курсировать взад-вперед через границу двух государств-соседей. В начале 30-х эту практику переняла Голландия, а затем и почти вся Европа.

Документации о цыганских маршрутах того времени сохранилось совсем немного. Все пути отслеживала так называемая международная криминальная полицейская комиссия - предтеча Интерпола. На организованной ею в 1932 году конференции швейцарские делегаты гордо доложили: "... Цыганам больше не позволено получать вид на жительство, у нас все они были интернированы еще с начала первой мировой войны".

Или вот еще информация по „нейтральной“ Швейцарии: до и во время второй мировой войны Швейцария отказала в убежище тысячам цыган, зная, что они спасаются от гитлеровского геноцида. К этой нации в Берне относились еще более цинично и жестоко, чем к евреям-беженцам, что отмечено в обнародованном на днях 102-страничном исследовании европейских историков. Причем политика эта была осознанной, последовательной и мало чем отличалась от установок Третьего Рейха.

14 июля 1933 г. Кабинет Гитлера проводит закон против «недостойных жизни», названный «Законом по предупреждению наследственных отклонений». Он легализует стерилизацию некоторых категорий людей «особенно цыган и чернокожих немцев» (называемых «прирейнскими бастардами», т. е. тех, которые являлись потомками немок и сенегальцев, привезенных из французских колоний для патрулирования долины Рейна во время Первой Мировой Войны; так же и для людей, переехавших в Германию из германских колоний в Африке.) Этот закон относится также и к евреям, инвалидам и к другим «асоциальным» личностям.

Префект района Оберворф в Германии подписывает прошения в Лигу Наций с требованием изучить возможности организации колоний по переселению европейских цыган на Полинезийские острова.

С 18 по 25 сентября 1934 года Рейхминистр Внутренних дел и пропаганды призывает к расследованию и аресту цыган, в согласии с «Законом против рецидивистов». Многие цыгане посланы в концентрационные лагеря, чтобы исполнять исправительные работы.

В том же году Швеция принимает закон о стерилизации, который становится жестче в 1941 году. Все, включая цыган, ведущие «нежелательный образ жизни», должны быть стерилизованы. Хотя закон не говорит этого четко, он предполагает, что рома и «татары» (норвежские синти) социально нежелательны и посему должны быть стерилизованы, чтобы сохранить в чистоте шведскую расу.

8 сентября 1935 года Дюссельдофский административный суд в Германии запрещает цыганам получать лицензии на занятие торговлей.

3 декабря того же года в Берлине и Дюссельдорфе выходят полицейские указы, запрещающие гадание.

7 марта 1936 года в Германии цыган и евреев лишают избирательного права.

В июне 1936 года организована главная нацистская организация по делам цыган – «Исследовательский институт расовой чистоты и криминальной биологии» (13-ое отделение национального Министерства здравоохранения.) Руководитель – Роберт Риттер. Министерство Внутренних дел шефствует над этим проектом, частично финансируемым Германским исследовательским фондом. Его главная цель – определить являются ли цыгане и афро-европейцы – арийцами или недочеловеками. К началу 1942 Риттер имеет документированную генеалогию почти всего германского цыганского населения.

Самым большим специалистом по "цыганскому вопросу" в фашистской Германии считалась женщина-врач Ева Юстин, работавшая в "Центре расовой гигиены" доктора Риттера. Она провела большие исследования статистики наследственных заболеваний цыган, а также возможностей их социальной адаптации. Ева Юстин, в частности, исследовала практику усыновления цыганских детей немецкими семьями и пришла к выводу о невозможности воспитания из цыган полноценных членов общества. По мнению Юстин лень, стремление к бродяжничеству, девиативные наклонности (склонность к инцесту, воровству и пр.) будут проявляться в характере цыгана независимо от его воспитания. Представители этого этноса неспособны к наукам, не желают систематически трудиться и не станут частью общества как бы государственная власть не стремилась их ассимилировать. Эти выводы Евы Юстин, хотя и были созвучны взглядам других немецких ученых-расистов (Рюдигера, Шуберта, Кюпперса и пр.), все же резко выделялись на их фоне своей научной аргументацией и подкреплялись статистическими выкладками.

Здесь я считаю необходимым подчеркнуть очень важный момент: сами по себе изыски нацистской расовой теории не содержали в себе состава преступления. Те исследования генеалогии и наследственности, которые проводили сотрудники "Центра расовой гигиены", отнюдь не были преступны. Работы Евы Юстин, хотя и послужили научной базой для нацистского законотворчества, не содержали подтасовок и не были вымышлены. Влияние наследственности на девиативность поведения показал еще Ломброзо; современная генетика полностью признает объективное существование такого рода зависимости. Поэтому отнюдь не случайно то, что Ева Юстин никогда не была осуждена за свои исследования.

В 1964 г. Прокуратурой Франкфурта-на-Майне была предпринята попытка обвинить ее в соучастии в геноциде, но суд признал ее невиновной. Также был оправдан по суду и Риттер.

С началом Второй мировой войны цыгане оказались на положении гораздо худшем, чем военнопленные. Последние могли, по крайней мере теоретически, рассчитывать на уважение своих прав, обусловленное женевскими соглашениями о правовом статусе военнопленных (сие, правда, не касалось военнопленных из СССР, поскольку большевики пренебрегли Женевской конвенцией 1929 г.). Международная организация "Красного Креста" осуществляла гуманитарную поддержку военнопленных и инспектировала места их содержания. К цыганам "Красный Крест" не имел ни малейшего отношения и на судьбу их влиять никак не мог. Да и не хотел.

Объективности ради следует заметить, что геноцид цыган осуществляли не только нацисты в Третьем Рейхе. В годы Второй Мировой войны их систематическое преследование проводилось также властями хортистской Венгрии и Румынии. В последней также проводились опыты по отработке способов массовой стерилизации цыганского населения.

Анализируя информацию о геноциде цыган в 20 веке, не приходится сомневаться, что если бы страны гитлеровской Оси победили в войне, то уже через одно поколение цыган в Европе не осталось бы.

Лучше это для Европы или хуже – пусть каждый решает сам.

А теперь немного о болгарских цыганах. Здесь я буду опираться на открытые источники и собственные наблюдения в течении полутора лет проживания в Болгарии.

Сколько в Болгарии цыган? Важный и сложный вопрос. Сами болгары признают, что статистика по численности цыган путана и туманна. Предполагается, что в 2001 г. На территории Болгарии проживало 370 тыс. Цыган, но неофициальные исследователи останавливаются на цифре 700-800 тыс. Человек. Первая попытка посчитать цыган была предпринята в 1887 г. Тогда цыган насчитывалось 50 тыс. Человек, а в настоящий момент по численности они находятся на третьем месте после болгар и турок.

С религиозной точки зрения больше половины цыган считают себя христианами, какая-то часть верит в Магомета, остальные не верят никому и ничему. Болгарские цыгане, как утверждают специалисты, говорят примерно на 30 диалектах, разделены на группы и подгруппы в зависимости от диалекта и мужских занятий в общности. По официальным данным, в 2002 г. Цыгане по стране населяли 347 отдельных поселений и кварталов. Такие локальные самоорганизованные цыганские территории в городах, как „Факултета” в Софии, „Столипиново” в Пловдиве и „Максуда” в Варне, стали символично привычными со своими проблемами для болгарских граждан и властей. В основном цыгане обитают, как правило, по окраинам городов и сел, сожительствуя с другими этническими группами. Цыганские поселки разбросаны по всей территории страны, но большая часть цыган живет в районе таких городов как Сливен, Монтана и др. Много цыган и в Бургасе, где они относительно компактно проживают в кв. Победа и в своей махале в кв. Меден Рудник.

Болгарские исследователи выделяют несколько цыганских общностей

Основными цыганскими группами (родами) являются йерлии, калдераши и родаре. Первые из них – самые многочисленные. По происхождению их связывают с Македонией и Сербией, а сами себя они, в основном, называют турецкими цыганами.

Вторые - самые малочисленные, но и самые зажиточные. По происхождению и традициям они близки к венгерским, сербским и, отчасти, к румынским цыганам. И в наши дни вы можете присутствовать при „покупке” невесты для создания семьи в этой группе. Третью группу-«родари» называют также «копанарами» или «власами», что указывает на их предыдущее место обитания- Валахию или Румынию. Характерными промыслами цыган этой группы являются трюки с медведями и обезьянами и изготовление столовых приборов из дерева. Некоторые исследователи выделяют ещe одну группу – демирджиев, называемых также „старыми болгарами”, которые определяют себя «наследниками хана Аспаруха». Они христиане, и в основном, утратили цыганский язык.

Можно услышать, что в Болгарии быть цыганом нелегко. Цыгане уже давно стали притчей во языцах, и цыганская тема в СМИ и речах политиков давно уже набила оскомину. Появился даже термин «цыганизация». Имеется в виду тенденция к преувеличению отрицательных черт в характере и поведении цыганской общности.

Не знаю, не знаю... От многих знакомых болгар я уже не раз слышал горькие слова: „Болгария – цыганская держава“. Сейчас поясню смысл этих слов: цыгане позволяют себе такие поступки и мелкие правонарушения, которые болгары себе не позволяют – из уважения к окружающим людям и к закону. Ну, например, нелегально подключиться к линии электропередачи, демонстративно отказываться платить за проезд в общественном транспорте, в пьяном виде орать и иными действиями нарушать общественный порядок, ехать на своей лошадной повозке по скоростной магистрали и много чего еще. И все им сходит с рук! Они могут не работать официально НИКОГДА, не платить налогов, но с пеной у рта требовать социальных пособий на себя и детей, которых рожают с завидной регулярностью.

И болгары, и иностранцы могут видеть цыган практически во всех болгарских городах, где они являются активными торговцами мелкими бытовыми товарами, мелкими валютными мошенниками, профессиональными карманными ворами. Женщины-цыганки повсеместно промышляют гаданием или попрошайничают вместе с детьми. В летнее время молодые цыганки становятся исключительно активными жрицами любви в городах, в курортных поселках и на магистралях Болгарии.

Здесь, на побережьи, цыган разных возрастов можно постоянно наблюдать в зоне пляжей, где они, как бы прогуливаясь, бросают свои хищные взгляды на одежду и сумки отдыхающих. И не надо думать, что они заняты исключительно любованием морских пейзажей: чуть зазеваешься или расслабишься – можешь оказаться без своих вещей.

В дни массовых распродаж в больших магазинах и дни праздничных гуляний активно действуют организованные цыганские группы карманных воров. Они готовятся к таким дням заблаговременно, тщательно планируя свои места, роли и пути отхода. Об этом мне как-то в разговоре сообщил один полицай...

Короче говоря, граждане – будьте всегда внимательны ибо враг цыган не дремлет! Он всегда в поиске своей жертвы.

Во избежание обвинений в оголтелом расизме приходится постоянно твердить одно и то же: есть, есть цыгане, добившиеся определенного положения в жизни, ставшие адвокатами, нотариусами, инженерами, врачами, художниками, литераторами, популярными артистами и телеведущими...

Однако подавляющая часть цыган в жизни далеко не так успешна. Не будет преувеличением сказать, что в жизни большинства цыган за последние несколько столетий мало что изменилось. Вероятно, самым большим изменением в жизни этой народности явился переход от кочевой к оседлой жизни. С точки зрения наблюдателей и специалистов на этом все плюсы исчерпываются. Оседлую жизнь подавляющей массы цыган рассматривают как жизнь в добровольном гетто, а болгарское общество наделяет цыган множеством негативных черт в характере и поведении. Практически все цыгане являются хроническими безработными, и могут рассчитывать только на государственную социальную помощь. Вряд ли можно рассматривать часто цитируемые в средствах массовой информации доклады о недостаточном обеспечении цыган элементарными условиями для жизни и постоянные сетования на недоступность образования для цыганских детей, действенной помощью общества для представителей этого племени. Напротив, чаще их называют мелкими преступниками и жуликами.

К слову сказать, значительная часть этих обвинений кажется справедливой.

Согласно болгарским источникам, в последнее время наметилась тенденция к социальной интеграции цыган в болгарское общество. Все больше и больше детей начинает получать образование, все больше и больше взрослого цыганского населения отходит от традиционной иждивенческой идеологии и осознает необходимость зарабатывать деньги тем, что окружающее общество считает честным трудом. Результаты этой тенденции видны на болгарских стройках - больше половины строительных рабочих, пусть даже низкой квалификации – цыгане.

А вот еще собственное наблюдение: на цыганах держится и благоустройство, и санитарное состояние болгарских городов и курортов. Их постоянно можно увидеть в качестве уборщиков мусора, чистильщиков дорог и тротуаров. Говорят, работа с отходами и бизнес, связанный с извлечением прибыли из отходов - один из фирменных цыганских промыслов по всей Европе. Такое положение вещей вполне устраивает бюргерскую Европу.

Наблюдается некоторая активизация цыганской общности и в сельскохозяйственной отрасли – конокрадство и кража домашнего скота у крестьян стали уступать место разведению скота, птицы и другим видам крестьянского труда. Конечно, до сих пор даже оседлые цыгане остаются не самыми спокойными соседями в болгарских селах. Нередко возникает много мелких бытовых и земельных конфликтов.

Несомненно одно, - стартовые возможности цыган в жизни несравненно более скромные, чем у представителей любых других европейских наций. Правда, лично мне кажется, что цыганам не очень-то и хотелось вести такую же жизнь, что и все другие „цивилизованные“ народы.

Понятно, что цыганская проблема или проблема интеграции цыган в болгарское общество является одном из наиболее важных и болезненных внутренних проблем для болгарских властей.

Власти всех уровней регулярно пытаются выработать политику по «цыганскому вопросу», разрабатывают программы и планы, способствующие улучшению условий жизни цыган в стране. Ключевым понятием здесь является „интеграция” цыганского населения.

Не так давно Община Бургас, например, приняла решение о строительстве четырех многоквартирных домов исключительно для цыган. Планируется переселение их из трущоб в нормальное жилье. Что-то большие сомнения вызывает у меня ожидаемый успех данного мероприятия, ибо на многочисленных примерах можно убедиться, ВО ЧТО превращается новый дом, населенный цыганами. Но в таком случае, возможно были правы швейцарцы, изымавшие в середине прошлого века малолетних детей из цыганских таборов с целью их интеграции в нормальное общество?

В Евросоюзе в недавнем прошлом разработаны стратегии, направленные на осуществление равноправия, интеграцию цыган в обществе, защиту от дискриминации, наряду с заботами об образовании, медицинским страхованием и жилищными условиями цыган. Имеются долгосрочные программы, например, до 2020 года и в Болгарии. Причем болгарские власти совершенно правильно рассматривают цыганский вопрос на территории Болгарии в общей связи с данной проблемой в общеевропейском масштабе. Справедливости ради следует сказать, что для решения этих проблем руководство Болгарии сделало все, что ей указывали из Страсбурга. Это и стало одной из причин, почему ее приняли в Евросоюз.

На выручку новоиспеченным членам ЕС поспешил Всемирный банк, руководство которого напомнило Евросоюзу, что цыганская проблема – один из самых серьезных вызовов Евросоюзу, поскольку ассимиляция цыган продлится не менее одного поколения. Для этих целей была разработана отдельная программа «Десять лет интеграции цыган».

Однако, как известно, за все надо платить, в том числе и за игры с толерантностью. Прошло несколько лет после начала программы. И что же? Как свидетельствует некоторые болгарские источники, «предубеждений меньше не стало». Более того, подобные программы вызвали жалобы самих болгар, что цыгане оказались «над законом».

Совершенно очевидно, что Евросоюз так и не может разрешить цыганскую проблему: совсем недавно Европу потряс скандал во Франции, откуда по приказу Николя Саркози было выслано несколько тысяч цыган (при этом за депортацию им приплачивали по 400-500 евро на каждого). Высылали их в Болгарию и Румынию. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковал Брюссель и ООН, однако Париж эту критику пропустил мимо ушей. Но одной высылкой побороть цыганскую миграцию невозможно, депортированные цыгане, как показывает практика, все равно возвращаются обратно во Францию, МВД страны разработало даже специальный закон, запрещающий цыганам возвращаться во Францию.

Действия Саркози подержали тогда 69% французов. И их понять можно. Вот только статистика.

Издание «Пуэн» приводит несколько цифр: в 2009 году в Париже румынами (имеются в виду, конечно, румынские цыгане) было совершено более 3 тысяч правонарушений, что на 138% больше, чем в позапрошлом году. Две трети этих правонарушений — кражи, а виновники половины этих преступлений – несовершеннолетние. За первые 7 месяцев 2010 года в парижском регионе румынские цыгане совершили около 3 с половиной тысяч краж, 20% краж в Париже, по мнению полиции, – дело рук румынских цыган, причем четверть этих преступлений совершают несовершеннолетние.

Заключение.

Цыгане не такие, как все

Более пятисот лет они живут внутри белой европейской цивилизации, но не желают в ней растворяться.

Напротив, кажется, что белая цивилизация постепенно оцыганивается, перенимает исконные цыганские ценности. Например, тягу к свободе: цыгане всегда жили как хотели, а европейцы состояли при господах. Пацифизм и демократия - исконные ценности цыган, несмотря на войны и диктатуры вне табора.

Так после долгих веков презрения к цыганским ценностям и белые признали „ошибку“ и встали на путь исправления. Они теперь тоже уезжают из дымных городов на природу, к барбекю и лошадям, вслед за цыганами путешествуют по всему миру, заводят кучу детей, раскупают караоке, чтоб петь бескорыстно для себя...

Правда, то, что принадлежало любому бедному неграмотному цыгану по праву рождения, пока что могут себе позволить только состоятельные люди. Но это же только начало!

А с цыганами что будет дальше?

Мне встретилась такая фраза некоего цыганского пророка: "Мы вернемся в Индию, ступая по пеплу Европы".

И вы это понимайте как хотите.

  • 0
  • 3 073

0
3,1k

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...