Царь-колокол

Царь-колокол – это памятник и образец литейного мастерства, который обладает своим генеалогическим древом



Этот памятник русского искусства был создан из другого колокола, который был создан Александром Григорьевым, но разбился в начале 18 века. Однако и этого колокола был другой предшественник – колокол, созданный во времена Бориса Годунова.

scale_1200.webp

По приказу императрицы Анны Иоанновны колокол, вылитый Григорьевым, было решено увеличить, и его итоговый вес составил 202 тонны. Первоначально предполагалось, что грандиозным проектом займется зарубежный специалист. Первое предложение было адресовано мастеру из Франции Жарменю, однако, он не захотел приезжать в Россию, посчитав, что его разыгрывают. Таким образом, изготовление Царь-колокола было поручено специалисту из Москвы Ивану Моторину. Его имя навсегда увенчалось в величайшем творении: «Лил сей колокол российский мастер Иван Фёдоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

aa41a7b67923a292091fb565201fd455.png

План по созданию колокола, его подготовительная часть и строительство вспомогательных объектов заняли более двух лет. По свидетельствам для возведения печей было потрачено более миллиона кирпичей. Отливание колокола началось в 1733 году. Сначала была изготовлена его миниатюра, весившая 170 кг. Предварительную модель вместе с проектом послали в Санкт-Петербург для согласования. Царь-колокол должен был возвышаться на колокольне Ивана Великого. Помимо прочего, для контроля за ходом работ по изготовлению этого гиганта была создана рабочая группа особого назначения.

Очевидно, что для создания колоссального колокола, который базировался на работе Григорьева, требовался дополнительный материал. Для этого Моторину выписывали медь из Сибири и олово из Англии. В работе над проектом участвовали две сотни мастеров различных направлений: каменьщики, слесари, кузнецы, скульпторы и прочие специалисты.

Проект колокола
Сложный процесс создания Царь-колокола стартовал с выкапывания десятиметровой ямы прямо на территории Кремля на Ивановской площади. В нее опустили шаблон, стоящий на предварительно созданном фундаменте. На основании формы шаблона сформировали внутреннюю сторону колокола. Использовался достаточно широкий перечень материалов: сало, кирпич, глина. Формовочная смесь наносилась несколькими слоями. В качестве промежуточных материалов между слоями использовался лен, проволока, бечевка. Прослойки делались для недопущения растрескиваний шаблона в процессе сушки.
По периметру ямы для литья были установлены четыре металлоплавильные печи.

Каждая из печей была емкостью порядка 50 тонн. В процессе работы две печи сломались, испортив медь, которая находилась в них. После этого главный мастер Моторин был вынужден спрашивать совет у специалистов, работающих с пушками. Коллегиально было принято решение продолжать работу в двух функционирующих печах.

Испорченную медь взяли с 600 маленьких колоколов, которые были доставлены из Пушечного двора, а остатки восполняли медными монетами. Помимо сломанных печей, случилось другая неудача – сгорела одна из машин. Несмотря на то, что пожарные пытались устранить возгорание, подъемный механизм не подлежал восстановлению, а сгоревшие элементы конструкции повредили форму колокола.

Этот инцидент заставил Моторина сделать паузу в работе для того, чтобы осмотреть пострадавшую форму на предмет целостности и дальнейшей возможности литья. Главный мастер принимал все неудачи близко к сердцу и в итоге не смог закончить свой проект. В 1735 году Моторин умер. Его обязанности взял его сын Михаил и уже в ноябре отливка гигантского колокола закончилась.

Фрагмент Царь-колокола

42bb3fe98fa984493019aa6d5c8122b6.jpg

В 1737 году в Москве произошел страшнейший пожар (названный Троицким, так как в тот период отмечался праздник Святой Троицы). Тогда Царь-колокол до сих пор находился в яме, в которой его отливали. Рассматривается несколько вариантов событий, произошедших в тот роковой день. Однако, судя по всему, колокол был залит водой, в попытки спасти его от огня, из-за чего целостность Царь-колокола была нарушена: от него откололся фрагмент весом 11 тонн.

После этого колокол оставался в яме еще практически столетие. В 1792 и в 1819 годах его извлечения увенчались неудачами. Лишь в 1836 году Огюст Монферран смог поднять Царь-колокол, проект извлечения был разработан архитектором Мироновским.

После поднятия колокол было решено установить на основание, на котором он стоит и сегодня. Что интересно, свое имя «Царь-колокол» получил не сразу, а лишь после отливания. Изначально он именовался большим Успенским колоколом.


Paul