Перейти к публикации

"Не смотрите наверх": 4 кита защит, перевернутый "Аватар" и весёлая "Меланхолия"

Станислав Раевский
  • · 7 минут на чтение

Посмотрел фильм. Начну с того, что такое взгляд наверх и взгляд безверхий.

dont-look-up.jpg

Традиционно взгляд наверх - это взгляд, ищущий большее. Взгляд, выходящий за пределы ограниченного, буквального видения. Взгляд, заставляющий строить телескопы и микроскопы, то есть смотреть в невидимую глазом даль и невидимый глазом микромир. Взгляд, позволяющий прикоснуться к божественной тайне мироздания и украсть тепло и смерть божественного огня. Взгляд восхищённый и ужасающийся бесконечности и мощи вселенной.

Взгляд безверхий - это буквальный, материальный взгляд. Когда субъект видит в многообразии воспринимаемого знакомые и удобные объекты. Когда весь мир - это не течение сложных взаимосвязанных процессов, а набор объектов. Когда психическое отделено от физического, и материальное кажется надёжнее виртуального. Когда тонкая живая энергия жизни материализуется в привычные объекты манипуляций ограниченного эго. Такое расщепление и отделённость себя от рая присутствия заставляет чувствовать неполноценность и искать свою полноту в другом. Тогда смотреть наверх, вниз или в глубину страшно, потому что это разрушит матрицу иллюзии театра сансары.

В фильме показано, что предложение от диджея молодёжной примадонне вызывает значимо больше интереса, чем комета, убивающая всё живое. Интернет создавали учёные для того, чтобы обмениваться научной информацией, то есть взглядом наверх. Но он быстро превратился в мегамаркет и обмен котиками. Тут действует понятный защитный механизм созидания матрицы. Если смотреть вверх, то видишь так много красоты, так много жизни и смерти, что невольно опускаешь глаза и просишь вернуть тебе безверхий взгляд. А если смотреть ещё дольше, ты сам станешь космосом и выйдешь за пределы субъект-объектного взгляда.

Такое реальное не может не пугать неподготовленного созерцателя. Поэтому учёный старается видеть лишь маленький кусочек верха. Потому неучёный предпочитает наверх вообще не смотреть. Ведь если твой взгляд не готов, божественность мира превратит тебя в горстку пепла, как Семелу. Кто не помнит мифа, так это любовница Зевса, которую его жена Гера подговорила попросить предстать бога в его истинном облике. Вот этот солнцеподобный огненный облик её и испепелил.

Как же создаётся защитная матрица? Прежде всего, отрицанием: наверху ничего нет, есть только видимое всеми. Такая защита является компенсацией новой доступности взгляда наверх. Раньше человек считал себя созданным Богом созданием, живущим на плоской, удобной земле, освещаемой солнцем и луной. Тайные знания или взгляд в верхние и нижние миры были доступны только жрецам и шаманам. Теперь, погуглив, можно легко узнать, что мы живём на краю галактики, в центре которой черная дыра. Что условия нашей жизни настолько же уникальны, насколько хрупки. Что земная жизнь может быть разрушена в любой момент не только как в фильме, астероидом, но уже и самим человеком с помощью ядерного оружия. Но если конец человечества непредсказуем, то конец твоей буквальной земной жизни близок и неизбежен.

Базовые защиты от этого экзистенциального ужаса у современной культуры две: экономически-нарциссический успех и семейные ценности.

Начнем с первой - культурно-экономической. А давайте срубим бабла на падающей комете. Чтобы, в отличие от простых смертных, я смог создать ковчег для избранных. Давайте создадим побольше рабочих мест, чтобы точно не смотреть наверх.

Выделим четыре мифа экономически-нарциссической защиты современной культуры.

  1. Протестантская ценность спасения через труд. Работай побольше, и ты попадешь в рай. Обсессивно-компульсивно мы смещаем экзистенциальную тревогу и религиозный инстинкт на решение практических, мелких и часто придуманных задач.
  2. Победа в конкуренции и обладание большим, чем другие. Заложенная в нас иллюзия отдельности и мощная программа конкуренции заставляет сражаться за ресурсы друг с другом, теряя огромный потенциал внутренних ресурсов. Конкуренция и война за внешние ресурсы пока соблазнительнее сотрудничества в раскрытии ресурсов внутренних.
  3. Покупка здоровья, безопасности и счастья. Кажется, что, продавая свои ресурсы и свой интеллектуальный и духовный потенциал, я смогу купить безопасность и здоровье. Но именно осознание невозможности этого заставило Будду искать пробуждения. Если я князь, обладающий всеми ресурсами, не могу отменить болезнь и смерть, я не могу быть счастливым.
  4. Замещение отсутствия Бога ложной нарциссической красотой индивидуальности. Главный симптом современности - это нарциссизм. В современной культуре вместо обнаружения живой пустотности мироздания, свергнутый бог замещается его эго-симулякром. Технологическая культура, свергнув всемогущего Бога с его устойчивого пьедестала, поставила на его место ложную грандиозность нарциссического эго. Убив бога своей фантазии, мы не разрушили иллюзию эго и не поняли буддовость собственного сознания. Лишив мир божественности, мы натужно раздуваем пузырь собственного я, имитируя бога и пряча свою иллюзорную неполноценность. Мы имеем нарциссическую, подобную пузырю, экономику, нарциссическую, то есть имитационную, политику, и нарциссическую, кумирозависимую, культуру

Так, мы видим четыре кита матрицы экономической защиты от экзистенции, которая была опровергнута еще Буддой. А смысл всего этого, если я все равно умру? Какой смысл трудиться, если это лишь отвлечение от темы смерти? Какой смысл конкурировать и иметь или даже создать больше других? Здоровье, безопасность и счастье нельзя купить, а тогда зачем зарабатывать? Притворяться князем, когда ты простой смертный, это играть в нарциссическом театре, где ты главный зритель, точно уверенный в своей неполноценности. Но как раз сама неполноценность, в тени которой лежит единство с божественным миром, и есть ключ к пробуждению. Отбрось привязанность к оценке, к отдельности своего эго, и ты сольешься с божественным в предельном внутреннем экстазе и внешней скромности.

Со второй защитой - семейными ценностями, близостью и любовью - не так всё просто. С одной стороны, бегство в отношения - это укрепление и умножение сансары. Чем больше мы объективируем и материализуем любовь, тем плотнее погружаемся в паутину матрицы. Вопрос "любишь ли ты меня, остаёшься ли ты со мной или с ней?" - это бесспорно смещение тревоги от экзистенции болезни и смерти. Но, как и в терапии нарцисса, вопрос можно развернуть от "любит ли он меня?" к "способен ли я к любви?". Или точнее "как мне раскрыть свою способность любить или быть любовью?".

Сюжет фильма "Не смотрите наверх" - это такой перевернутый "Аватар" или весёлая "Меланхолия". Герой, вместо того, чтобы сражаться с эксплуатирующими планету своими, продаёт свою душу чужим за ложное я нарциссической известности. Все герои фильма продолжают шутить, даже в преддверии Апокалипсиса, в отличие от "Меланхолии", где всё тотально депрессивно и серьёзно. Антигерой "Аватара" (злой полковник) здесь превращен в аутичного гения бизнеса. Это такая тень Стива Джобса или Илона Маска.

Но самое печальное, что переворачивание "Аватара" привело к выпадению пути спасения. В "Аватаре" этот путь ясен, как свет. Предательство ложного я буквальности, следование за любовью ведёт к пробуждению из матрицы и обретению связности мира через спасение мирового древа. Не видим мы этого пути и в "Меланхолии", но на то она и меланхолия. В этом её отличие от "Жертвоприношения" Тарковского. В нём герой жертвует собственным умом и статусом нормального, чтобы остановить апокалипсис ядерной войны. Ох, как актуально, когда нынешний локальный апокалипсис является продуктом замкнутого в абстракциях ума. В «Не смотрите наверх» таких очевидных путей не видно. В пародии на современную культуру искать путь спасения странно, или всё же попробуем?

Спасти Землю, как и своё тело, героям не удаётся. А что же про душу? В финале герои собираются в доме у главного учёного. Он всё осознал и хочет встретить смерть не с киборгообразной идеальной любовницей, а с любимой бодипозитивной и душепозитивной женой. Очевидная победа семейных ценностей, близости и любви над смертью. Немного напоминает финал "Меланхолии", где герои, построив вигвам, встречают тот же метеоритный апокалипсис, взявшись за руки. Вместе не так страшно умирать. Но тут ещё для полноты главный герой Дюны, замаскированный под подростка-неформала, вовремя читает молитву. То есть умираем в семье и Боге. Уже не плохо, хотя бы не как у экзистенциалистов, где приходишь один и умираешь тоже один.

Но смотрим ли мы при этом наверх? Чем тогда такое поведение героев отличается от предложения, которое делает в прямом эфире диджей примадонне? Ага, там они рубят бабки кликов, на публику, а здесь тихо вместе умирают в любви и близости, честно осознавая смерть. То есть там любовь деланная, на камеру, а здесь настоящая, предельно искренняя перед лицом неизбежного для всех конца.

Вот тут и появляется луч света в темноте общего неведения. Ведь в "Аватаре" тоже есть любовь, но, кроме любви, в паре есть и древо жизни, связи всего со всем или любви как связности мира. Любви, так отчаянно утраченной Триером в "Меланхолии". Любви как естественного состояния мира, которая включает в себя и смерть распада, и жизнь нового соединения.

Взгляд наверх без этой любви превращает мир в код, в часовой механизм, в лишённую чувств механическую вселенную. Спасти из этой чёрной дыры "Интерстеллара" героя может только воспоминание о любви и тепле прикосновения. Точнее, опыт любви, созидающей мир. То есть в предельном познании мира мы обнаруживаем не пустой холодный космос, не вращающиеся частицы, не математический код жизни. В этом мистическом гнозисе любовь не отделима от познания.

Тогда шипперинг, признания в прямом эфире, котики и мелодраматические сериалы - всё это доступные безверхому взгляду проявления льющейся с небес любви. Взгляду, смотрящему наверх, доступно раскрыть эти проявления как любовь божественную, безобъектную, сострадательную. Поэтому ясность взгляда наверх неизбежно компенсируется не только пониманием равенства сансары и нирваны, но и нежностью к красоте проявления иллюзий отдельных объектов и субъектов. Поэтому буддизму, который отказался от буквального безверхого взгляда ради поиска смысла и обрел верхний взгляд, видящий пустоту и иллюзорность отдельного объекта, одновременно свойственна бодхичитта или любовь как сострадание к тем, кто этот взгляд пока не обрел.

А в финале текста, как в финале фильма хочется сказать тост, подобный молитве: смотрите наверх, чтобы стать тем, чем мы всегда были, - безбрежностью и бесконечностью, наполненными ясным светом любви.

Простите за длительность, что-то меня разнесло, давно не писал). Буду признателен за отклики и размышления.

  • Нравится 1
  • 0
  • 710

0
710
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...