Государственных школ по-прежнему больше, чем частных. Увы, ориентироваться в них становится все сложнее и сложнее, ведь среди них не так много осталось школ, которые согласятся с названием "обычная". Достаточно четкое деление школ по специализации, которое было пять-десять лет назад, превратилось в хаос имен и названий.
Выбирая учебное заведение, следует ориентироваться не столько на его название, сколько на содержание обучения в нем, его статус и авторитет.
Школы с углубленным изучением иностранного языка
Языки (вернее, практически один язык - английский) превратились из роскоши в необходимость. В связи с этим научить ему теперь обещают не только в языковых, бывших "спец", но буквально в каждой второй школе. И лишь некоторые честно признаются, что язык не их специализация, что с педагогами проблема, текучка кадров заела и прочее.
Действительно, во многих школах с некоторых пор перешли на изучение языка с первого класса, но количество, как известно, не всегда переходит в качество. Поэтому, если хорошее знание языка видится вам залогом будущего успеха, стоит обратить внимание на те самые бывшие спецшколы, например, школа №1239 (бывшая спецшкола №20, м. Маяковская), №45 (м. Фрунзенская), 1250-й (Ленинградское шоссе), 1225-й (на Покровке), 1275-й (м. "Новослободская"). Но, предупреждаем сразу, конкурс в них как в институт, 3-7 человек на место.
"Французских" школ традиционно меньше, не говоря уже о "немецких". Но с традициями, уровнем знания языка и знаменитыми выпускниками у них тоже все в порядке. Большинство имеет старинные контакты со школами и организациями за рубежом, так что ученики могут рассчитывать на поездки и стажировки за границей. Например, одна из лучших "французских" школ, №1215 им. Ромена Роллана (м. "Проспект Мира"), член международной ассоциации европейских лицеев Horizon. Лучшая "немецкая" школа - гимназия при Гёте-институте.
Стоит обратить внимание и на государственные лицеи и гимназии, во многих из которых иностранные языки преподаются на очень высоком уровне, в том числе и редкие, так, например, в гимназии №1535 при ИСАА преподается японский язык (м. Спортивная), а в "Классической гимназии" Ю. А. Шичалина - латинский и древнегреческий.
Физико-математические
Несмотря на бедственное положение инженеров и научных работников, умненькие мальчики (да и девочки в общем-то тоже) со склонностью к точным и естественным наукам никуда не исчезли. Именно для них продолжают функционировать математические, физико-математические и т. п. школы.
Математика не иностранный язык, с пяти лет глубоко в нее погружаться не обязательно. Поэтому физико-математическая и химико-биологическая специализации появляются обычно в старших классах, тогда же идет активный набор учащихся. Вернее сказать, не набор, а отбор. Например, "Вторая школа" (м. "Университет"), 57-я (м. "Кропоткинская"), 91-я (м. "Арбатская") - школы с именем и репутацией, тоже можно сказать и о лицее №1511 при МИФИ.
Пройти собеседование и сдать экзамены в старшие классы - это уже хороший показатель. В школу им. А. Н. Колмогорова вообще традиционно стекались юные таланты со всей страны - для двухгодичной "тренировки" перед МГУ. Несмотря на особое отношение к математике (или химии и биологии -в зависимости от специализации), в этих школах параллельно существуют общеобразовательные, а иногда и гуманитарные классы (как, например, в 57-й и 91-й; в них же на хорошем уровне преподается и язык).
Гуманитарные
Если математиков у нас растили всегда, то гуманитарное направление вошло в моду несколько лет назад. Родители увлеченно отдавали детей в школы, которые обещали просветить их в области логики, риторики, латыни, художественной культуры, правоведения и проч. Но при выборе школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин надо быть осторожным: они весьма склонны к обилию приятных, но в сущности бесполезных предметов, которые будут отвлекать силы от главного (литературы, истории, языка). В 1531-й (м. "Алексеевская") и 1634-й (м. "Сокольники") школах начали работать с программой международного бакалавриата, что позволит выпускникам наряду с обычным получить аттестат международного образца и облегчит их поступление в западные вузы. Школа №1290 (м. "Первомайская") и лицей №1310 специализируются также на тележурналистике.
Редкие специализации
Еще пару лет назад школы с юридической и экономической специализацией можно было назвать модными, однако за это время рынок вполне насытился юристами и экономистами. Тем не менее, количество желающих ими стать по-прежнему велико, и выпускники престижных вузов по-прежнему в цене. Помимо углубленного изучения математики, языка, информатики эти школы предлагают делопроизводство, бухучет, политологию, основы экономики, психологию, правоведение и т. п.
Относительно новой можно назвать специализацию школ на экологии. В школе №446 (м. "Электрозаводская"), например, наряду с теоретическими занятиями проводится экологическая практика в парках, устраиваются экологические экспедиции, ученики участвуют в международных экологических программах.
В каком-то смысле родственны им школы, углубленно изучающие русскую культуру. В школе №1148 ЮНЕСКО (м. "Люблино"), например, изучают историю религиозной культуры, народоведение, мифологию, фольклор и проч.
Художественно-эстетические
Назначение школ с "углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла" может быть разным. Многие отдают туда своего ребенка, желая, чтобы ему не было скучно и чтобы параллельно с получением образования он еще и творчески развился. Хотя чаще всего в эти школы поступают дети, чьи способности довольно очевидно указывают на будущую специальность.
И если в первые классы этих школ шанс поступить есть у многих, то условия приема для старшеклассников усложняются: им придется доказывать свои способности в выбранной области. Школа №1318 -международная киношкола (район "Мосфильма") -вообще состоит лишь из старших классов, а в школу №1637 (м. "Перово"), напротив, принимают с трех лет.
Школы прекрасно известны в соответствующих вузах, специальность в них ведут зачастую вузовские преподаватели, которые уже в школе присматриваются к способным ученикам. Например, в школе №123 (неподалеку от Театра им. Маяковского) работают преподаватели РАТИ. Так что шансы поступить в институт значительно увеличиваются. Но главное даже не в этом. Творческая школа, как и творческий вуз, - это некое собрание "братьев по разуму", где и ученики, и преподаватели говорят на одном языке, это возможность "понюхать" профессию, пожить ею. В школах №1318 и №123 дети не учатся, а живут, и даже у не поступивших в институт останутся по крайней мере друзья и сохранятся контакты.
Школы при ВУЗах
Родителей, обеспокоенных главным образом поступлением ребенка в вуз, всегда привлекали такие школы. Найти их несложно: у большинства школ есть какие-либо взаимоотношения с вузами. К сожалению, сейчас они не такие прочные, как раньше, и рассчитывать на 100-процентное поступление не приходится, но польза таких школ несомненна
Например, в школе №46 (м. "Калужская"), ориентированной на МГИМО, проводятся платные занятия для подготовки к вступительным экзаменам, зато поступают в этот почти закрытый вуз больше половины желающих. Основной же недостаток таких школ заключается в том, что обучение в них напоминает пролонгированный первый курс института, при этом теряется "школьный компонент" - а это знания, которые невосполнимы. Информацию о таких школах можно найти в справочниках, однако, она нуждается в проверке, поскольку отношения школ и вузов весьма непостоянны.
Напоследок добавим, что, во-первых, государственное - это не значит абсолютно бесплатное. В большинстве школ за те или иные услуги придется доплачивать. Что удивительно: чем лучше уровень образования и больше возраст школы, тем меньше она этим пользуется. Во-вторых, в большинстве школ прием заявлений заканчивается в марте, а собеседования происходят в апреле, так что поторопитесь с выбором.
- 0
- 355