В Европе сложилась традиция антропоцентризма, возводящая человека в ранг Венца Творения. В японской культуре присутствует иной акцент.
Здесь информационным посредником выступает камень. А первым актом в сооружении Сада Камней является подбор подходящего материала.
Закладка любого из таких садов должна учитывать:
А) как будут расположены камни;
Б) какую форму и величину они будут иметь;
В) их функциональную нагрузку;
Г) композиционный стиль;
Д) качества материала;
Е) специфику использования участка.
Именно комплексный подход к названным факторам даст в результате неповторимый стиль Сада.
В построении Сада могут участвовать различные камни: куски скал, обработанные усилиями ветра, камни любых размеров, над которыми поработала водная стихия, и лишь валуны, появившиеся благодаря леднику, будут неправомерны, поскольку хорошо знакомый Европе и Америке ледник никогда не касался Японии. Об этом следует помнить, если вы хотите, чтобы Ваш Сад был пропитан духом этой страны.
С помощью камней можно оформить водоём и его окрестности, а можно проложить стезю, рассекающую поверхность воды. Изначально зёрна гравия задавали фон всего Сада. Ими заполняли немалые площади, на которых в последствии воздвигались композиции или высаживались растения. В наше время и в наших географических условиях подобное оформление не совсем уместно. Поэтому галькой оформляют отмели пруда или ручья, а также используют её в наполнении ёмкостей, предназначенных для сбора воды.
Гармоничное соотношение каменных сооружений базируется на правиле трёх камней:
- Сюсеки – главный камень;
- Фукусеки – первый подчинённый камень;
- Киакусеки – второй подчинённый камень.
Из этой троицы и складывается определённый треугольник. Заметим, что принцип триады пронизывает все составляющие Японского Сада, включая и икебану, отражающую три компонента: землю, человека и небо.
Но, как известно, наличие правила даёт право на существование некоторым исключениям. Композиция может включать не три, а пять и более камней, но все они сгруппированы таким образом, что образуют треугольник. Один из компонентов может и полностью отсутствовать, однако незанятое им место всё равно служит обеспечению гармонии.
Позднее в оформлении Японских Садов начинают использовать камни, обработанные не стихией, а человеком. Среди представителей нового течения следует выделить Кобори Энсю. Подобные обработанные камни получили название «одетых» камней. Однако их стараются задрапировать под натуральные с помощью мха и воды.
Наряду с обработанными камнями наметилось и ещё одно новшество. Если прежде в данном японском искусстве преобладали природные, непринуждённые формы, то отныне в нём появились правильные линии и кривые. Это событие стало поистине революционным для японского искусства каменных садов.
- 0
- 3 617