Перейти к публикации

Специальные жидкости для охлаждения двигателя

Ольга Травина
  • · 4 минуты на чтение

Охлаждающие жидкости. Для охлаждения двигателя применяются вода и антифризы - жидкости, замерзающие при низкой температуре.

Специальные жидкости для охлаждения двигателя.jpg

Вода может использоваться для заправки системы охлаждения в теплое время года. Вода как охлаждающая жидкость имеет много положительных качеств, но наряду с этим и два крупных недостатка:

Свойство замерзать при 0*С и способность образовывать в системе охлаждения накипь.

При замерзании вода увеличивается в объеме, что вызывает разрушение ("размораживание") деталей системы охлаждения. Накипь, оседающая на стенках, имеет низкую теплопроводность, и при значительной толщине ее слоя ухудшается охлаждение двигателя.

Накипь образуется в результате выпадения солей, которые содержатся в воде в растворенном виде. Количество солей, находящихся в воде, характеризуется так называемой жесткостью. Чем больше жесткость воды, тем обильнее накипеобразование. Для систем охлаждения желательно использовать как можно более мягкую воду.

Наиболее мягкой бывает атмосферная вода (дождевая и снеговая).

Речная и озерная обычно мягкая или средней жесткое. Колодезная и ключевая чаще всего жесткая. Жесткую воду перед заливкой в систему охлаждения следует умягчать. Простым и достаточно эффективным способом умягчения воды служит ее длительное кипячение (30...40 мин). При этом выпадает в осадок большая часть солей, содержащихся в воде. После кипячения воду можно заливать в радиатор, профильтровав через плотную ткань.

Вместо умягчения воды можно использовать так называемые антинакипины - вещества, которые удерживают соли в растворенном состоянии, не давая им оседать в виде накипи. Антинакипины обычно добавляют непосредственно в систему охлаждения.

Хорошим и доступным антинакипином является хромпик (двухромо-вокислый калий, Ьихромат калия):

Его следует растворять в охлаждающей воде в количестве 7...10 г/л. Наряду с уменьшением накипеобразования хромпик снижает коррозию металлов, поэтому его рекомендуется добавлять даже к мягкой воде в указанном выше количестве. Раствор хромпика ядовит (при попадании в желудок).

Антифризы. Наибольшее применение в качестве низкозамерзающих жидкостей получили водные растворы этиленгликоля. Изменяя соотношение воды и этиленгликоля, можно получить растворы с любой температурой замерзания от 0 до -70'С. Для уменьшения коррозирующего действия на металлические детали системы охлаждения в состав антифризов вводят специальные присадки.

Промышленность выпускает этиленгликолевые антифризы марок 40, 65, Тосол А-40 и Тосол А-65. Число в наименовании марки показывает температуру его замерзания в 'С.

Определить марку имеющегося антифриза можно, измерив ареометром его плотность. Тосол А-40 имеет плотность 1,08. Тосол А-65 - 1,09г/см3.

Этиленгликолевые антифризы имеют ряд эксплуатационных особенностей.

При убыли в системе охлаждения жидкости за счет испарения доливать следует только воду, так как этиленгликоль почти не испаряется. Если уровень жидкости понизился из-за утечки или выплескивания, то добавлять нужно антифриз той же марки.

Доливать воду или антифриз в радиатор горячего двигателя следует лишь после того, как двигатель немного остынет. Если двигатель работает, то доливку необходимо производить медленно, тонкой струйкой, чтобы не вызвать появле-ния трещин в стенках цилиндров из-за резкого и неравномерного их охлаждения.

В антифризе, находящемся в системе охлаждения двигателя, присадки постепенно теряют активность, поэтому через каждые два года рекомендуется заменять его свежим.

Можно, однако, увеличить общий срок службы антифриза примерно вдвое по сравнению с указанным. Если воспользоваться специальным препаратом "Отэра" (имеется о продаже). Препарат представляет собой концентрированный раствор присадок.

После того как антифриз отработает в системе охлаждения полагающийся ему двухлетний срок, в него добавляют 1 л "Отэра", предварительно слив из системы соответствующее количество отработавшего антифриза. Такой "освеженный" антифриз работоспособен еще в течение 1.5...2 лет.

Антифризы Тосол, а также марок 40 и 65 являются сильным пищевым ядом. При попадании их в желудок наблюдается опьянение, затем через 2...12 ч появляются тошнота, холодный пот, головокружение, боли в животе и, что самое главное, развивается тяжелое поражение почек, иногда со смертельным исходом. Доза антифриза в 50...100 г представляет реальную опасность для жизни.

Первая помощь - промывание желудка водой или раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды). Необходима медицинская помощь.

При попадании на кожу антифриз вредного действия не оказывает. Вдыхание паров антифриза ввиду малой летучести этиленгликоля также практически не опасно.

Во избежание случайного отравления нельзя засасывать антифриз ртом при переливании его через шланг; руки после работы с антифризом нужно тщательно мыть с мылом.

Жидкости для систем гидравлического привода тормозов и сцепления. Для легковых автомобилей используются тормозные жидкости следующих марок: БСК, "Нева", "Томь", "Роса". Первая из них - смесь касторового масла с бутиловым спиртом (окрашена в красный цвет); остальные три изготовлены на основе различных гликолей с улучшающими присадками (имеют желтый или коричневый цвет).

Жидкости разных марок имеют неодинаковые свойства и поэтому в вопросах их использования нужно строго руководствоваться указаниями инструкций автомобильных заводов.

Дистиллированная вода употребляется для доливки элементов аккумуляторной батареи, для приготовления электролита.

Проще всего дистиллированную воду покупать в аптеке. Если такой возможности нет, то для указанных целей допускается применять дождевую воду, но собранную не с железной крыши, а также воду, полученную при таянии Чистого снега или же "шубы" из морозильного отделения домашнего холодильника. Воду, полученную из этих источников, перед употреблением нужно прокипятить в течение не менее 30 мин в неметаллической посуде (стеклянной или эмалированной) и профильтровать.

Следует помнить, что если для доливки аккумуляторной батареи употреблять не дистиллированную, а воду из водопровода, колодца или реки, то увеличивается саморазряд батареи, а срок ее службы может сократиться в несколько раз.

  • 0
  • 247
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


0
247

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...