Перейти к публикации

Происхождение имени. История появления имени в разных странах

Ольга Травина
  • · 11 минут на чтение

Имя неотделимо от человека. Имя - спутник, незримо сопровождающий каждого из нас на долгой дороге жизни.

  • Между живущих людей безымянным никто не бывает
    Вовсе; и минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
    Имя свое от родителей в сладостный дар получает.

Гомер, "Одиссея", пер. В. А. Жуковского

Когда же возникли имена? Наверное, когда человек осознал, что окружающий его мир - но только разноцветье красок, но и разнообразие предметов, форм, звуков. Растущее, бегущее, летающее - сколько всего в этом мире, и одно не похоже на другое. И люди-соплеменники тоже отличаются друг от друга, потому что в каждом есть что-то особенное, делающее его не похожим на остальных: рост, цвет кожи, глаз, волос, черты лица, телосложение, острота ума, характер. И первые имена подчеркивали эти личные особенности членов единого племени.

1.jpg

Возникновение имен - важнейший шаг в истории рода человеческого, ибо имена на веки веков закрепили право каждого человека быть личностью - тесно связанной с обществом, но все же самостоятельной. Можно сказать, что имя - первый признак подлинной цивилизации, и история имен, традиции имя наречения как в зеркале отражает историю тех, кто эти имена носит.

Каковы же были самые первые имена?

Вот что говорит об этом одна из древнерусских рукописей: "Люди первых родов и времен до некоторого времени давали детям своим имена, как отец или мать ребенка изволят, или по внешности, или от вещи, или от притчи". То есть имя было, по сути, обычным общеупотребительным словом или одной из его форм. За каждым именем был понятный всем смысл, значение имени было таким же прозрачным, как в современных именах Людмила ("людям милая") и Владимир ("владею миром"), Светлана ("светлая") и Тихон ("тихий").

С возникновением имен рождались и обычаи имя наречения, т. е. присвоения новорожденным определенных имен. Так, имена могли даваться в зависимости от очередности появления ребенка (Починок, Первак, Второй, Третьяк и т. д.), от времени года, когда младенец появился на свет (Вешняк, Зима, Постник - т. е. рожденный во время поста) или отражать особенные качества младенца (Черныш - смуглый, Беляна - блондинка со светлой кожей, Буян - бойкий, Смеян - смешливый, Забава... Нужно ли объяснять?). Причем такие параллели есть во многих современных именах различных стран: Беляна (славянск.) - Бланки (португ.) Бланш (франц.) - Бианка (итал.) - Альбина (др. Римск. "белая"); Черпала (славянск., вспомните пушкинскую Чернавку) - Бруно (герм, "темный") Мауро (иен. "маир", "черный"). Особый пласт имен - те, что давались ребенку нежной матерью: Ждан ("долгожданный"), Богдан ("данный богом"), Улыба, Любава и Любим.

С древних времен люди, что имя является важной составной частью личности человека. А дающий имя приобретает таинственную властью над тем, кому он это имя дает. Называя человека, ты тем самым подчиняешь его себе. И так как имя считалось частью человека, его души, его берегли как самое дорогое. В некоторых индейских племенах по сей день берущий в займы оставляет в залог свое имя, и пока не вернет долга, его не называют по имени, считая безымянным. А безымянный перестает быть полноценным членом общества - он становится никем.

У многих народов существовал обычай с возрастом менять имена. Человек "вырастал" из имени, как из одежды. В Китае, например, маленькие дети имели молочное имя, школьники - школьное; женившись, человек получал брачное имя, а чиновник также должен был иметь имя служебное.

Обратившись к истории, можно сделать вывод: люди никогда не воспринимали имя как нечто малозначительное, наоборот, относились к нему очень серьезно.

Наши предки верили, что вещь и имя вещи - почти одни и то же, и знать имя - значит обладать властью мил его носителем. Именно поэтому у большинства первобытных племен существовал обычай скрывать настоящее имя человека, давая ему для повседневного употребления другое - ненастоящее, обманное.

И Азербайджане, у северосибирских народов, у туркмен, африканцев и у многих других, никак не связанных между собой народов, до сих пор скрывают настоящее имя, часто используя вместо него "отталкивающие нечистую силу" имена-обереги с отрицательным значением. Например, в африканском племени ньюро в Уганде часто дают детям имена типа "добыча смерти", и у народности луг-бара - "сын шлюхи", "завтра умрешь". Ведь если злые духи или неприятели узнают настоящее имя человека, то могут наслать сглаз или болезнь. Зная имя врага, можно было даже просто написать его на пятках и при ходьбе попирать его!

И в древнерусской культуре мы находим подобные примеры. Есть даже поговорка: "Зовут зовуткою, величают уткою", т. е., мол, на что тебе мое настоящее имя? Не колдун ли ты, не злой ли человек? Нехорош, Беда, Невежа, Нелюб, Неудача, Испытай, Неспрашивай..

Нам представляется, что ни один любящий родитель не наградит таким худым именем свое драгоценное чадо. Неужто наши предки так не любили своих отпрысков? Наоборот, очень любили и переживали за их дальнейшую судьбу. А дурные имена давали с благой целью - чтобы отвести опасность, обмануть смерть... Давали ребенку неблагозвучное имя и верили - на такого "неприглядного" младенца злые духи не станут покушаться.

Вот и ходили по русской земле красавцы Нехорошко и развеселые Несмеяны! А иногда ребенка называли двойным именем: сначала пригожим, радующим слух, а потом... Ребенка заворачивали в простынку и выносили на улицу: делали вид, будто малыша родителям кто-то подкинул. Разве будет кто избавляться от здорового красивого младенца? И давали "подкидышу" такое имя, от которого даже у темных сил темнело и глазах. Ну зачем им добиваться какого-то отвратительного Гнилозуба или Упыря?! Да, и такие имена бытовали на Руси! Один Упырь Лихой даже упомянут и древнерусских документах.

У самых разных народов существует и так называемая эстафета имен: передача их от умерших родственников рождающимся младенцам; у таджиков ребенка называют именем умершего предка, если только никто из живущих родственников его не носит.

Это следствие веры и то, что при переносе имени переносится и душа. В наших традициях эти древние верования остались как обычай называть, например, внуков именами дедушки или бабушки.

Есть почти анекдотические, на современный взгляд, примеры, такие, как "охота за именами" у папуасов племени мариндим в Новой Гвинее. Убивая соседей во время набегом, они требуют: "Назови свое имя!" Извините мол у нас имен не хватает. Ведь сколько имен, столько и душ, а значит, чтобы племя росло и множилось, приходится отнимать имена (вместе с жизнью, естественно) у кого-то другого.

Магическая сила, приписываемая именам, может обнаруживаться в самых необычных ракурсах. Так, одно из современных женских узбекских имен - Угул, хотя в переводе с узбекского оно означает "сын, мальчик". Можно с уверенностью утверждать, что в семье девочки по имени Угул, либо вообще не было мальчиков, либо они рождались слабыми и умирали. Аналогичная ситуация с таджикским женским именем Додар (в переводе - "брат").

Как видим, первые имена были понятны и часто - очень приятны, благозвучны. Их количество не было ограничено: каждая семья сама решала, как назвать малыша. Этa традиция практически до сих пор сохраняется у народов, для которых слово, а тем более имя - реальная сила. И, читая книги или просматривая кинофильмы о жизни племен американских индейцев, мы встречаемся с Орлиным Глазом, Терновым Шипом и Расщепленным Дубом, и наконец, с самим Чингачгуком Большим Змеем и его очаровательной невестой Уа-та-Уа, что в переводе "Тише, о тише!"

Древняя Греция и Рим - старейшие цивилизации, оставившие свой след на земле. Античные храмы и скульптуры, драмы и комедии, научные открытия, размышления философов - и имена. Множество греческих и римских имен пришли в именную систему различных наций, в том числе и славянских народов, и стали такими привычными.

Кирилл (греч. "господин, владыка"), Леонид (греч. "подобный льву"), Антон (лат. "состязающийся"), Сергей (лат. "высокий"), Ирина (греч, "мир, покой"), Софья (греч. "мудрость"), Марина (лат. "морская")... Эти и еще десятки имен живут уже десятки веков!

Как и самые первые имена, все они являются фор-мами обычных слов, и за именами - признание вечных ценностей и самые лучшие пожелания новорожденному: силы и здоровья, ума-разума и доброты, мирной и спокойной жизни.

РУССКИЕ СВЯТЦЫ

Переведенные с греческого минеи, или святцы, в начале X века пришли и на Русь, существенно ограничил словарь имен: в древнейших из святцев всего 330 мужских и 64 женских имени. Кроме того, имена эти били чужды древнерусскому языку: их ведь, в отличие от остального текста святцев, древние книжники не переводили, а фонетически точно передавали славянскими звуками. Новые имена были непонятны, в отличие от емких и метких прозвищ.

Хотя по происхождению имена римских, иудейских, греческих, сирийских, эфиопских и прочих святых мечеников были сродни древнерусским прозвищам, так были точно таким же творчеством обычных людей, бравших имена из своего обиходного языка. Скажем, экзотичное сейчас имя Евстолия, данное одной христианской мученице, в переводе означает просто-напросто "хорошо одетая". Греческое Дидим и древнееврейское Фома (в латинской передаче - Томас) значило "близнец" и т. д. Многие из этих чуждых неславянских имен находят даже вполне точные параллели среди имен древнерусских: Агафон ("добрый") по-славянски был Добрыней, латинское Павел ("малый", "маленький") соответствовал Малу, Малому, Малышу, древнееврейский Давид в переводе на древнерусский был бы Любимом, а греческий Петр (сирийское Кифа) - Камнем (и такое имя было у славян, недаром есть современная фамилия Каменев).

Конечно, нашим предкам все эти соответствия были неизвестны, да и не очень для них важны. Важным было другое: новые христианские имена ничего не означали!

"Нам словеном, - жаловался в 1596 году (целых 600 лет спустя после введения христианских имен!) автор еще одного азбуковника, - неудобь - ведомы нынешние свои имена, еже что толкуется Андрей, что Василий или Данила... Аще бо святый - римлянин, то и в святцах имя ему по-римски записано; аще. Же. Еврянин, то по-еврейски".

Однако, так или иначе, это была система выбора имени. От почти абсолютной свободы Древняя Русь перечила к жесткой необходимости соблюдать определенные правила, и родители, понимали они значение новых имен или нет, имели ориентир и руководство к действию.

Впрочем, как христианство не сразу утверждалось на огромной и все растущей территории Руси, так и народное сознание не мгновенно восприняло святцы как новый именослов. Вплоть до XVII века наряду с христианским "крестильным" или "крещальным" именем существовало обычное древнее "прозвание". В древних рукописях это двоевластие выглядело так: "... Нареченный в крещении Василий, и русским именем Володимер" (о князе Владимире Мономахе).

Бытовал буквально до конца XIX века и еще один странный, но имеющий логичное объяснение обычай: в некоторых семьях детям давали два имени, причем оба соответствовали православным святцам. Одно имя - для "повседневного" пользования - было известно всем. Второе - имя тайное, то, что действительно давалось при крещении; его знали только члены семьи (а порой лишь отец и мать). Тайное имя давало человеку защиту на всю жизнь - ведь нельзя навести сглаз и Порчу, если не знаешь настоящего имени. Кстати, и до сих пор именно этот путь рекомендуют современные Маги и чародей для предохранения от нежелательных энергетических воздействий.

Третья эпоха жизни русских личных имен начинаемся с декрета Совнаркома от 23 января 1918 года, провозгласившего полное и окончательное отделение церкви от государства и школы. Святцы были отброшены имеете с "религиозными предрассудками", вместо крещения была принята гражданская регистрация, а имена было разрешено давать какие угодно. По сути, вернулась древняя языческая система имен, только на новой идеологической почве.

Охваченные коммунистическим порывом мамы и папы 20-30-х годов стали называть своих детей совершенно новыми и порой совсем уж авангардными именами. Так появились девочки Идеи и Искры, Волги и Евразии, Пролеткульты, и даже (!) Артиллерийские Академии. Мальчиков нарекали Трибунами, Тракторами, Националами, Луначарами, Пятьвчетами (пятилетку в четыре года), Оюшминальдами (Отто Юльевич Шмидт на льдине), а кое-кого и Главспиртами!

С 1924 года стали выходить миллионными тиражами своеобразные "советские святцы" - настольные и отрывные календари, в которых приводились рекомендательные списки огромного количества новых имен и предлагались пути творческого поиска. Например, советовали избирать для имени любое красивое слово русского языка: "поэма", "абстракция" или вообще что угодно.

Третья эпоха жизни русских личных имен начинаемся с декрета Совнаркома от 23 января 1918 года, провозгласившего полное и окончательное отделение церкви от государства и школы. Святцы были отброшены имеете с "религиозными предрассудками", вместо крещения была принята гражданская регистрация, а имена было разрешено давать какие угодно. По сути, вернулась древняя языческая система имен, только на новой идеологической почве.

Охваченные коммунистическим порывом мамы и папы 20-30-х годов стали называть своих детей совершенно новыми и порой совсем уж авангардными именами. Так появились девочки Идеи и Искры, Волги и Евразии, Пролеткульты, и даже (!) Артиллерийские Академии. Мальчиков нарекали Трибунами, Тракторами, Националами, Луначарами, Пятьвчетами (пятилетку в четыре года), Оюшминальдами (Отто Юльевич Шмидт на льдине), а кое-кого и Главспиртами!

С 1924 года стали выходить миллионными тиражами своеобразные "советские святцы" - настольные и отрывные календари, в которых приводились рекомендательные списки огромного количества новых имен и предлагались пути творческого поиска. Например, советовали избирать для имени любое красивое слово русского языка: "поэма", "абстракция" или вообще что угодно.

Здесь, конечно, приведены самые шокирующие изобретения того времени, "перегибы", как их тогда называли. Однако очевидна тенденция: при свободе выбора и творчества большинство из этих имен носили тяжеловестный отпечаток сиюминутной идеологии и истории молодого советского государства.

В результате сознательные ориентиры в выборе имен исчезли. Не было больше ни свободы творчества, ни старых святцев, ни новых советских календарей. Единственное, что реально оставалось в распоряжении родителей, - это память о каноническом списке имен и те иррациональные, не всегда объяснимые факторы, как мода и "нравится - не нравится".

Что же получилось? Имя, даваемое младенцу произвольно, по-прежнему влияет на жизненный путь и судьбу человека. Только вот беспечность родителей приводит к тому, что мы перестали понимать магическую силу имен, разучились пользоваться этой силой.

Не поэтому ли сформировалось целое поколение Иванов, не помнящих родства? Оторвавшись от мудрой традиции, мы потеряли нечто важное, драгоценное, чем прежде владели наши предки, - возможность жить в согласии с собой. Осталась только оболочка, непонятное сочетание звуков, ничего нам не говорящих и тем не менее обладающих властью над нами.

Каждый из нас способен не только увидеть в своем имени красоту и изящество, но и расшифровать тайные знания, накопленные за тысячелетнюю историю имен, научиться пользоваться великой магией звуков и обрести гармонию с самим собой и окружающим миром!

  • Нравится 1
  • 0
  • 994

0
994
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...