Как справиться с приступами аэрофобии: практические советы бортпроводников и мнение психологов



По сравнению с наземными видами транспорта, авиация - наиболее безопасный вариант. Достаточно сравнить количество ДТП за год с количеством авиакатастроф, и любому здравомыслящему человеку станет всё ясно. Но несмотря на неоспоримые аргументы в пользу авиапутешествий, определённый процент людей не может справиться с волнением и паникой во время полёта. Для них необходимость путешествия на самолёте, в некоторых случаях, может стать серьёзной проблемой.

Предполётное волнение или аэрофобия?

Многие из пассажиров, страдающих аэрофобией, не в силах справиться с подступившими эмоциями, ведут себя не совсем адекватно, впоследствии испытывая чувство стыда перед попутчиками. Подобное произошло с петербурженкой Юлией Золотовой - она весь полёт громко рыдала.

Отграничить фобию полётов от простого волнения порой бывает затруднительно, так как признаки данных состояний иногда бывают схожи. Здесь всё зависит от характера конкретного человека. Излишне мнительные люди, беспокоящиеся по каждому поводу, могут проявлять свои эмоции следующим образом:

  • Неосознанная демонстрация навязчивых движений (потирание рук, взъерошивание волос и др.);
  • Повышенное потоотделение;
  • Беспокойство по поводу исправности рабочих механизмов самолёта, бесконечные вопросы к бортпроводникам по этому поводу.

По мнению бортпроводника Алексея Коханистого, постоянного беспокойства на всём протяжении полёта подобные пассажиры не проявляют, за исключением единичных случаев. Самая активная негативная реакция у большинства аэрофобов отмечается при взлёте, посадке, попадании в зону турбулентности.

По мнению специалистов центра по изучению природы аэрофобии и её лечению, чувство паники во время полёта, сопровождающееся значительными изменениями текущего состояния здоровья (тошнота, рвота, повышение артериального давления, головокружение, неадекватное поведение, могущее создать проблемы для окружающих и др.) свидетельствуют о наличии аэрофобии.

Если же человек просто испытывает от полёта некоторый дискомфорт и беспокойство, но это никоим образом не сказывается на возможности совершения им авиапутешествий, скорее всего это просто предполётная тревожность. Естественное волнение, хоть и немного гипертрофированное.

Анастасия Куприевич, стюардесса одной из авиакомпаний, поделилась курьёзными моментами на тему аэрофобии. Некоторые особо продуманные пассажиры, оказывается, под предлогом аэрофобии пытаются прорваться в салон бизнес-класса, объясняя это тем, что там больше пространства и воздуха. И устраивают грандиозный скандал после отказа, напрочь забывая в этот момент о своей якобы фобии полётов.

Природа возникновения аэрофобии

По мнению ведущих психологов, основы возникновения аэрофобии - в типе психики конкретного человека. Аэрофоб боится не только возможной катастрофы самолёта. Могут присутствовать и иные страхи: боязнь замкнутого пространства или высоты, невозможности контролировать ситуацию. Наслаиваясь одно на другое, эти деструктивные состояния и дают острую картину аэрофобии.

Сам этот страх по своей природе парадоксален. Ведь аэрофоб, зная о причине своего беспокойства, невольно отслеживает информацию об авиаперелётах, и умом понимает, что авиапутешествия во многом безопаснее перемещения на иных видах транспорта. Но негативные переживания, тем не менее, испытывать во время полётов не перестаёт, так как в момент страха не может адекватно использовать и воспринимать информацию.

Предполётное же волнение, в отличие от аэрофобии, можно купировать достаточным уровнем информированности.

Немалое опасение ранее у большинства пассажиров вызывали полёты в ночное время. Отсутствие прямой видимости в их восприятии было тесно связано с возможностью авиакатастрофы: как лететь, если темно и ничего не видно? В наши дни почти все пассажиры знают, что для обеспечения правильного курса полёта, безопасного взлёта или посадки существуют автопилоты, радары, взаимодействие с авиадиспетчерами, и волнение на эту тему практически сошло на нет.

Излечима ли аэрофобия

Полностью избавиться от данного состояния не получится, но можно научиться его контролировать. Успешным опытом делится Марина Разживина, управляющая рестораном. Она призналась, что долго исключала для себя возможность авиапутешествий, пытаясь таким образом подавить фобию. Но состояние прогрессировало, появился страх высоты, боязнь лифтов и машин. Марина осознала, что настало время работы над собой, адаптирования к ситуации. Находясь в салоне самолёта, она внушала себе, что полёт - единственно приемлемое решение, и альтернатив ему нет.

По мнению Марины, чтобы не нагнетать излишнего волнения перед путешествием, следует читать только положительные отзывы об авиаперелётах, и избегать информации об авиакатастрофах (чем грешат большинство аэрофобов). Если есть ощущение, что самостоятельно контролировать ситуацию не выйдет, не нужно запускать её, а своевременно обратиться к соответствующему специалисту.

Психологи центра по коррекции аэрофобии утверждают, что даже при условии невозможности полного устранения фобии, большинство ситуаций удаётся успешно корректировать, и человек, вовремя обратившийся за помощью, сможет снизить уровень дискомфорта от полётов до минимальных значений.

Самые распространённые варианты снятия стресса

Каждый человек в момент стресса ведёт себя по-разному - чтобы успокоиться, некоторым нужно принять соответствующие медикаменты, а кто-то предпочитает покурить или выпить. Иногда это оборачивается против самого пассажира, ведь курение и распитие спиртных напитков в салоне самолета запрещено. Невозможность снять напряжение привычным образом, плюс выпитый "для храбрости" перед полётом алкоголь - основные причины неадекватного поведения на борту (драки, скандалы, дебоширство).

Как научиться контролировать ситуацию

Основной способ решения проблемы, по мнению большинства специалистов-психологов – тренировка умения переключать внимание и расслабляться. В моменты страха может помочь счёт до десяти, напевание какой-либо мелодии, игра на планшете, просмотр фильма – всё, что угодно, лишь бы отвлекало.

По мнению психолога Сергея Ениколопова, в случае, когда деятельность человека, страдающего аэрофобией, связана с частыми авиаперелётами, коррекция ситуации насущно необходима. Основное здесь - работа с чувством беспомощности и ощущением потери контроля над ситуацией.

В неосложнённых ситуациях может быть достаточно "проработки" происходящего на борту самолёта. Для этого можно использовать современные версии авиасимуляторов, представляющие собой практически идентичные версии реальных самолётов. "Подъём" самолёта в воздух, успешное "приземление", возможность контроля за автоматическим управлением, и удостоверение в его надёжности помогает нейтрализовать большинство страхов.

Бортпроводники рекомендуют тем, кто всё-таки продолжает испытывать волнение при посадке в самолёт, руководствоваться следующими советами:

  • Не бойтесь турбулентности, из-за неё самолёты не падают. Лучше уделите внимание тому, чтобы правильно пристегнуться. Непристегнувшихся граждан может сильно подбросить в "воздушной яме".
  • Если испытываете фобии перед полётами, не приобретайте билеты в хвостовую часть салона - там тряска гораздо сильнее.
  • Перед полётом откройте любой сайт, показывающий перемещение самолётов в режиме онлайн во всем мире, и сравните полученную информацию с данными об имеющихся авиапроисшествиях на текущий день. Их нет. Данной информации достаточно, чтобы успокоиться, в большинстве случаев это реально помогает.

Paul




Похожие новости