Перейти к публикации

Карл Юнг о гороскопе

Алиса
  • · 35 минут на чтение

Целью этого доклада не является подробная интерпретация гороскопа моего отца, скорее, я бы хотела продемонстрировать, проведя параллели между его гороскопом и автобиографией, как глубоко влияют на наше восприятие мира космические импринты, а также то, что вся наша деятельность несет архетипический отпечаток.

1.jpg

Во-первых, я хочу проиллюстрировать, насколько интенсивно мы переживаем мир в соответствии с положением наших планет, которые, некоторым образом, представляют архетипическую структуру.

Известно, что ребенок проецирует архетипы, особенно архетипы матери и отца, на своих родителей. Луна и Венера проецируются на мать. Индивидуум воспринимает мать позитивно или негативно в зависимости от характеристик этих планет в натальной карте.
В карте моего отца Луна находится в Тельце, приобретая, таким образом, качества фемининности, фиксированности и стабильности этого земного знака. Венера находится в Раке, в водном, чувствующем знаке. Давайте сейчас послушаем, как он рассказывает о своей матери:

“… она была слишком прочно соединена с некими иными основами бытия [Луна в земном Тельце], что вряд ли основывалось на твердости ее христианской веры [Телец связан скорее с природой, чем с логосом]. Для меня это было как-то связано с животными, деревьями, горами, лугами и водяными потоками [которые соответствуют Венере в Раке], - со всем тем, что самым странным образом контрастировало с внешней традиционной религиозностью матери. Эта скрытая сторона ее натуры настолько отвечала моим собственным настроениям, что я чувствовал себя с ней удивительно легко и уверенно. Она давала мне ощущение твердой почвы под ногами”. (ВСР, стр. 90)(1)

Далее:

“Мать я любил безмерно [его Луна в секстиле с Венерой]. От нее исходило живое тепло [проявление Луны в Тельце; по моим ощущениям, у бабушки, скорее всего, и асцендент был в Тельце], с ней было уютно, она обожала поболтать, но и сама с готовностью выслушивала любого [с Венерой в Раке человек может слушать как людей, так и музыку]. У нее, очевидно, был литературный талант [Венера в соединении с Меркурием], вкус и глубина [поскольку его Луна находится в третьем доме, доме талантов, должно быть, он видел ее таким образом; то есть у него самого была необычайно талантливая анима]”. (ВСР, стр. 48)

“Но эти качества - пишет Юнг - так и не проявились по-настоящему” (Луне угрожает Плутон - бессознательное сдерживало ее):

“они так и остались невостребованными, скрытыми за неброской внешностью полной, добродушной, пожилой женщины. Она очень любила угощать гостей и прекрасно сама готовила [Венера в Раке], она, наконец, была не лишена юмора. Взгляды ее были вполне традиционными для человека ее положения, однако ее бессознательное нередко обнаруживало себя, и тогда возникал образ мрачный и сильный [воспринимаемый через Луну в соединении с Плутоном; с последним связан весь потенциал бессознательного], обладающий абсолютной властью и как бы лишенный физического тела. Мне казалось, она состояла из двух половинок, одна безобидная и человечная, другая - темная и таинственная. Эта вторая обнаруживала себя лишь иногда, но всякий раз это было неожиданно и страшно”. (ВСР, стр. 48-49)

Неожиданное и страшное исходит из квадрата между Ураном и Луной. Уран всегда приносит неожиданности, и потому пугает. Позже я остановлюсь на этом более подробно.
Женские планеты также говорят о том, что мы любим. С Луной в Тельце, мой отец был большим любителем природы. В его сочинениях также ощущается его Венера в Раке (вода) - например, в очарованности Боденским озером, когда, будучи ребенком, он ездил туда с матерью.

“В эти минуты я вдруг четко осознал, что должен жить возле какого-нибудь озера; без воды, подумал я, жить вообще невозможно”. (ВСР, стр. 7)

Эта водная Венера управляет четвертым домом (так как Венера является управителем Тельца), что дает нам определенную информацию о его доме и земельной собственности. Так, оба своих дома он построил у озера.

Архетип отца формируется Солнцем, Юпитером и Сатурном. В карте Юнга Солнце не имеет гармоничных аспектов, у него есть только квадрат с Нептуном, который, по меньшей мере, представляет собой элемент неопределенности в отношении отца. Нептун все делает нереальным.

“Тогда же во мне поселилось глубокое сомнение в отношении всего, что говорил отец. Слушая его проповеди о чуде благодати, я всегда размышлял о моем опыте. Все, что он говорил, звучало банально и пусто, как история, рассказанная с чужих слов человеком, не вполне в нее верящим”. (ВСР, стр. 53)

Однако это не означает, что проблема была только в отце. В той же самой семье другой ребенок с гармоничным Солнцем слышал и понимал бы все совершенно иначе. Например, мы с сестрой воспринимали родителей совершенно по-разному, и отчасти слышали противоположные факты.

Одна из планет, символизирующих отца, а именно, Юпитер, находится в восьмом доме, доме смерти. Юпитер, как верховный бог, связан с религией. Если у ребенка Юпитер находится в восьмом доме, отец не в состоянии, при всем желании, утолить его религиозные нужды. При таком положении Юпитера также возможно, что у отца не было возможности развиваться соответствующим образом, и он умер молодым. Планеты в восьмом доме заставляют человека обратиться к бессознательному, глубоко разобраться с домом “смерти и превращения” чтобы найти архетип и вызвать его к жизни.

“С отцом все было по-другому. Мне часто хотелось поделиться с ним религиозными сомнениями и попросить у него совета, но я не делал этого: мне казалось (я даже знал это наверняка), что он ответит лишь так, как велит ему долг”. (ВСР, стр. 52)

“Как велит долг”. Эта характеристика отца, которая соответствует Сатурну, должна быть очевидна для сына, поскольку его собственный Сатурн расположен в первом доме, доме эго. Трин блистательного Юпитера к Сатурну, который одарил Юнга чувством долга и надежностью, позволил ему написать: “Я восхищался честностью отца”, однако, квадрат Нептуна к Солнцу, который ведет к разочарованиям, заставил его продолжить:

“Восхищаясь его честностью, я, тем не менее, был глубоко разочарован и сказал себе: “Вот так. Они ничего не знают и даже думать не хотят”. (ВСР, стр. 53).

К Юпитеру в восьмом доме мы можем также отнести следующий отрывок:

“Гораздо позже, уже восемнадцатилетним юношей, я часто спорил с отцом и всегда питал тайную надежду, что смогу рассказать ему о чуде благодати и таким образом помогу его совести. У меня была уверенность, что, если он выполнит Божью волю, так будет лучше. Но споры наши ничем не кончались. Они раздражали его и огорчали меня. "Вечно ты хочешь думать, - возмущался он, - а должно не думать, а верить". Я мысленно возражал ему: "Нет, должно знать и понимать". Однако вслух говорил: "Так дай мне эту веру". На что он пожимал плечами и в отчаянье отворачивался. ” (ВСР, стр. 43).

Вот как сын с Солнцем в квадрате к Нептуну не только переживает разрушение иллюзий в отношении отца, но, по существу, сам вводит отца в заблуждение, утаивая от него свои мысли.

Также интересно, что в отношении Юнга к Фрейду и его работам религиозный аспект отсутствовал. По причине положения Юпитера в восьмом доме, этот религиозный аспект редко проявлялся. Я, во всяком случае, всегда считала своего отца совершенно неверующим человеком, и потому не осмеливалась молиться, боясь, что ему это не понравится. В моем случае Юпитер находится не в доме смерти, а в доме заключения, что не намного лучше. Только из книг моего отца я узнала, что он, несомненно, был религиозным человеком.

“У меня появились друзья, в основном это были застенчивые, робкие ребята из простонародья”. (ВСР, стр. 43).

Если управитель дома дружбы – у Юнга это Юпитер - находится в доме смерти, у человека мало друзей или они отличаются скромностью и робостью. О взаимоотношениях повседневной жизни мы судим по третьему дому, в карте отца его управитель - Венера находится в шестом доме, в доме служения, связанном с низшими по положению. Вот почему его друзья были скромного происхождения.

Следующий отрывок показателен для Марса в Стрельце на куспиде (в четырех градусах от вершины) двенадцатого дома, дома тюрем, секретов и изоляции. Марс связан с нашей деятельностью. Здесь он приобретает религиозную окраску через Стрельца, и определенную скрытность, так как находится в двенадцатом доме.

“Мне вспоминается также, что в это время (от семи до девяти лет) я любил играть с огнем. Наш сад был обнесен каменной стеной, в кладке которой, между камнями, образовались углубления. В одном из таких углублений я вместе с другими мальчиками часто разводил маленький костер. Его нужно было поддерживать, и мы все вместе собирали для него ветки. Однако никто, кроме меня, не имел права поддерживать этот огонь. Другие могли разводить огонь в других углублениях, и эти костры были обычными, они меня не волновали. Только мой огонь был живым и священным”. (ВСР, стр. 19-20).

В более позднем периоде жизни отец любил играть с маленькими огоньками. Мы также можем распознать его Марс в двенадцатом доме по обыкновению писать в изолированных помещениях и страсти, с которой он работал. Деятельность должна иметь смысл, так сказать высший смысл, на который указывает Марс в Стрельце.

Секрет о вырезанном человечке и камне, которые он хранил на чердаке (2)(ВСР, стр. 21-23), тоже имеет к этому отношение, а именно, к положению Юпитера в доме смерти и скрытности Марса, находящегося в доме изоляции.

Первоначальный импульс к написанию этой статьи пришел ко мне, когда я размышляла над письмом моего отца к отцу Виктору Уайту от 19 декабря 1947 г.:

“Вы помните неприятный персонаж моего сна – холодного иезуита-логика [Сатурн]? Вскоре после того, как я написал вам, я просто вынужден был написать новое эссе, сам не знаю о чем. Мне пришло в голову, что я должен обсудить некоторые нюансы, касающиеся анимы, анимуса, тени [объекты, принадлежащие к седьмому дому, “ты”, “the du” внутри и вовне нас], и последнее, но не менее важное – самости. Я был против этого, так как хотел, чтобы моя голова отдохнула. В последнее время меня мучила жестокая бессонница, и я хотел воздержаться от всех умственных упражнений. Несмотря ни на что, я чувствовал принуждение [Сатурн] продолжать писать вслепую, совершенно не представляя себе, к чему я клоню. Только после того, как я исписал примерно 25 страниц, для меня начало проясняться, что Христос – не человек, а божество – был моей тайной целью. Это осознание пришло ко мне как шок, так как я чувствовал, что такая задача мне совершенно не по плечу. Сон сказал мне, что моя маленькая рыбацкая лодка затонула и что гигант (который был мне знаком из сна примерно тридцатилетней давности) снабдил меня новым морским судном, почти в два раза больше, чем моя первая лодка. Тогда я понял – ничего не поделаешь! Я вынужден был продолжать”.

В этом вы можете почувствовать его послушание. Сон тридцатилетней давности таков:

“Большой океанский лайнер надо притянуть к причалу маленькой лошадью. Задача едва ли выполнимая. В этот момент появляется гигант, и, недолго думая, убивает маленькую лошадь и сам затягивает пароход в порт”. (3)

В то время мой отец работал над “Психологическими типами”. Мне вдруг пришло в голову, что гигант, вновь появившийся через тридцать лет – это Сатурн. Сатурн, планета судьбы, проходит зодиакальный круг за 29,5 лет. Под его влиянием нам приходится нести дополнительные нагрузки, и хорошо еще, если мы можем нести эти нагрузки, такие как работа, вместо того чтобы болеть. Сатурн не только медленная, апатичная планета, он также способствует развитию цивилизации.

В мифологии пожирающий детей Кронос был повержен своим сыном Зевсом. Зевс – Юпитер хочет, чтобы мы не ограничивали себя на сатурнианский манер, а развивались свободно, в соответствии с законами своей собственной уникальности. Под управлением Юпитера Сатурн становится мирным богом, управляющим земледелием и способствующим развитию культуры.

В гороскопе моего отца Меркурий и Венера находятся в доме служения. Поблизости, в седьмом доме, расположены Солнце и Уран, а также все “женские” планетоиды. Транзиты Сатурна через эти дома, происходящие один раз в 29,5 лет, должны были быть очень ощутимы на протяжении примерно двух с половиной лет. В частности Меркурий, как первая планета, которую затрагивает этот транзит, должен был обременить моего отца трудной задачей или болезнью, поскольку эта планета является управителем дома работы и болезней (Близнецы).

Я спросила себя, что происходило в 1947 году с астрологической точки зрения, когда мой отец работал над книгой “Айон”, чувствуя, что какая-то сила принуждает его к этому. На самом деле, это началось еще в 1945 году - в то время транзитный Сатурн проходил по натальным Меркурию и Венере. Об эффекте этого транзита свидетельствует письмо моего отца Отцу Уайту от 13 февраля 1946 года:

“Есть определенные причины, впрочем, которые извиняют мое долгое молчание. Несколько недель я чувствовал себя очень плохо по причине головной боли и расстройства пищеварения в результате гриппа, и вдобавок к болезни, мною завладела книга, которая съедает меня живьем, если я ее не пишу”.

Это ясно демонстрирует влияние Сатурна: болезнь и работа, и даже его пожирающую природу. Сатурн однако, становится готовым помочь гигантом, если человек не отказывается от бремени работы.

В начале июля 1945 года, когда начался период загруженности работой, транзитный Уран, планета творчества, также был в точном секстиле к натальному Урану в 14º50´ Близнецов. Транзитный Сатурн находился в точном соединении с натальным Меркурием и в секстиле к натальному Плутону, а также в соединении с Палладой. Вплоть до дня, когда было написано письмо отцу Уайту – 19 декабря – Сатурн проходил через натальный Меркурий, Солнце и Уран, и все планетоиды, находящиеся в седьмом доме. Седьмой дом противоположен первому дому, дому эго. Это “другой” (или “thou”), внутри нас и во внешнем мире. Неудивительно, что отец должен был писать о тени, аниме и анимусе. Примечательно, что в карте моего отца все четыре женских планетоида – Церера, Паллада, Юнона и Веста находятся в доме партнерства, и их влияние выразилось в том, что он постоянно был окружен женщинами.

Сон о гиганте примерно 30-летней давности совпал с транзитом Сатурна по этим планетам. Транзитный Сатурн был в соединении с его натальным Солнцем в июле 1917 года. В то время мой отец работал над “Психологическими типами”. Тогда же творческий Уран находился на натальном Сатурне, что позволило эго быть чрезвычайно продуктивным.

Естественно, у меня возник вопрос, что происходило во время первого транзита Сатурна. Я обнаружила следующее:

“Мне исполнилось двенадцать лет, когда произошли события, в какой-то степени определившие мою дальнейшую судьбу. Как-то в начале лета 1887 года я вышел из школы на соборную площадь и стал поджидать одноклассника, с которым обычно вместе возвращался домой. Был полдень, уроки уже закончились. Внезапно меня сбил с ног другой школьник. Я упал и так сильно ударился головой о тумбу, что на миг потерял сознание. В течение получаса потом я испытывал легкое головокружение. В момент удара в моей голове вспыхнула мысль: "Теперь не надо будет ходить в школу". Я находился всего лишь в полуобморочном состоянии, но оставался лежать гораздо дольше, чем это было необходимо, главным образом потому, чтобы отомстить моему обидчику. Затем мне помогли подняться и отвели в дом неподалеку, где жили две мои пожилые незамужние тетки.
С тех пор, как только родители посылали меня в школу или усаживали за уроки, у меня начинались головокружения. Я не посещал занятия больше шести месяцев, что было мне на руку - теперь можно было ходить куда хочется, гулять в лесу или у реки, рисовать”.
(ВСР, стр. 30)

Далее он пишет, что дистанцировался от мира и проводил время в мечтаниях. У него возникло неясное ощущение ухода от себя: “Один из врачей решил, что у меня эпилепсия. Я знал, как выглядят эпилептические припадки, и про себя посмеивался над этой чушью. Но родителям было не до смеха.” (ВСР, стр. 31)

В это время, в 1887 году, не только Сатурн проходил через дом болезней, но и Нептун, планета, отвечающая за притворство, истерию и фантазии, сформировал точный полуквадрат к натальному Меркурию, управителю дома здоровья, что способствовало заболеваниям, обусловленным психологическими причинами.

Дома натального гороскопа (также как и планеты – прим. Пер.) могут сдвигаться вперед (“прогрессировать”), как если бы четыре минуты составляли один год, то есть за каждый год жизни ко времени рождения прибавляются четыре минуты. В 1887 году прогрессивный Плутон составил полуквадрат к куспиду шестого дома, тем самым вызвав обвал происшествий. Одновременно (в соответствии с методом расчета прогрессий “день за год”) имел место точный, до секунды, прогрессивный квадрат Сатурна к Плутону. Квадрат Сатурна к Плутону в натальной карте означает врожденную склонность к прорыву бессознательного через барьеры сознания. В то же самое время транзитный Плутон (3º Близнецов) сформировал точный секстиль к Солнцу в 3º Льва, так что сознание было способно интегрировать вторжение из бессознательного. Однако хоть какая-то дъявольщинка должна была произойти.

“В один из летних дней того же 1887 года - пишет отец - я вышел из школы и отправился на соборную площадь”. (ВСР, стр. 36)

Далее следует история, где его одолевала дерзкая мысль (Плутон), которую он осмелился додумать лишь после интенсивных препирательств с Богом:

“Я собрал все свое мужество, как если бы вдруг решился немедленно прыгнуть в адское пекло, и дал мысли возможность появиться. Перед моим взором возник кафедральный собор и голубое небо. Высоко над миром, на своем золотом троне, сидит Бог - и из-под трона на сверкающую новую крышу собора падает кусок кала и пробивает ее. Все рушится, стены собора разламываются на куски”. (ВСР, стр. 39)

Это было влияние полуквадрата Плутона к Венере, управителю третьего дома, по которому мы судим о сознательных установках. Он также пишет о тревоге своих родителей:

“Однажды к отцу зашел его приятель. Они сидели в саду, а я из любопытства подслушивал, спрятавшись за кустом. Я услышал, как гость спросил отца: "Ну как ваш сын?" "А, это печальная история, - ответил отец, - врачи уже не знают, что с ним. Они подозревают эпилепсию, и это было бы ужасно. Те небольшие сбережения, что у меня были, я потерял, и что будет с мальчиком, если он не сможет заработать себе на жизнь?" Меня как громом поразило. Это было первое столкновение с реальностью. "Что ж, значит, мне придется работать!" - подумал я. И с этого момента я сделался серьезным ребенком”. (ВСР, стр. 31)

“Они сидели в саду…”. Следовательно, это должна была быть ранняя осень, время, когда еще можно сидеть на улице. Невроз, начавшийся ранним летом, уже продолжался несколько месяцев. В сентябре 1887 года Сатурн, планета реальности, находился на Солнце моего отца. Это и было “столкновение с реальностью”.

Следующее переживание связано с тем же транзитом: “Приблизительно тогда же со мной произошло еще одно важное событие. Я шел в школу из Кляйн-Хенингена, где мы жили, в Базель, как вдруг в какой-то момент меня охватило чувство, будто я только что вышел из густого облака и теперь наконец стал самим собой! Как будто стена тумана осталась за моей спиной, и там, за этой стеной, еще не существовало моего "я". Теперь же я знал, что оно есть. До этого я тоже существовал, но все, что случалось, случалось с тем "я". Раньше со мной что-то делали, теперь это я делал что-то. Теперь я знал: я это я, я существую”. (ВСР, стр. 32-33)

Впрочем, достаточно уже о первом транзите Сатурна по Солнцу.

Цикл Урана составляет 84 года. Судя мо моему личному опыту, Уран особенно сильно констеллирует бессознательное и может вынудить человека принять совершенно новую сознательную установку, особенно во время транзита по Асценденту или по Солнцу. Обычно это сопровождается драматическими или абсурдными событиями и синхрониями. В такие периоды люди могут находиться в полном замешательстве и даже обращаться за помощью к астрологу, надеясь таким образом разобраться со своим расстройством. Греки преклонялись перед Ураном как перед силой, которая, как кажется, творит из ничего. Он первый создатель и изобретатель молнии. Очевидно, что в соответствии с теорией “большого взрыва”, он существовал с самого начала, когда, как предполагается, в результате огромной вспышки молнии возник наш мир. С психологической точки зрения, он соответствует интуиции. Его персонификацию можно найти в сказках, в образе верного Иоганна (4), в Библии в образе Иоанна Крестителя, как Иоанна-ученика и апокалипсического Иоанна.

В качестве иллюстрации я бы хотела привести сон, который приснился мне, когда Уран находился на моем Асценденте:

Я сидела в церкви, в которой время от времени оживала чудотворная картина. На ней были изображены 12 апостолов. Чудо началось со страшного шока – из картины ударила молния, и вышел Апостол Иоанн. Каждый должен был взять в руки то, что у него было с собой, и совершить торжественный обход церкви, проходя рядом с картиной.

Иоанн Креститель появляется в Евангелии, где сказано: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали через него”.

Вот как действует Уран. Поэтому мы должны принимать его - нашу интуицию - серьезно, так как он может связать нас с нашей самостью. Если мы не будем принимать Уран всерьез, он может наслать на нас такие бедствия как сенная лихорадка и другие виды аллергии.

Сатурн и Уран являются управителями Водолея, восходящего знака моего отца. Соответственно, у его гороскопа два управителя. Сатурн находится в первом доме, где формируется сознательное эго. Уран находится на противоположной стороне карты, в седьмом доме – доме партнерства. Влияние этих двух планет было очевидно для отца.

“Эта игра, это противостояние двух ипостасей моей личности продолжалось всю жизнь, но оно не имеет ничего общего с тем, что медики называют патологическим распадом личности. Наоборот, это происходит со всеми людьми, [до некоторой степени, добавила бы я]. В моей жизни важнейшим был номер 2 [Уран, внутренний Иоанн], и я всегда старался дать место всему, что хотело прийти ко мне изнутри. Он представляет собой типичную фигуру, но осознается очень немногими. Сознательное понимание большинства людей недостаточно для осознания того, что он также является ими”. (ВСР, стр. 45).

Причина в том, что Уран в большей степени связан с бессознательным. При рождении моего отца Сатурн был ретроградным и находился в 24 градусе Водолея, а Уран был директным в 14º50» Льва. В прогрессии по правилу “один день равен одному году” оба управителя гороскопа приближались к точной оппозиции. В момент, когда оппозиция стала точной, отец умер. Возможно, старческий организм больше не мог выносить такое внутреннее напряжение.

Сон от 18-19 декабря 1947 года, о котором отец рассказывает отцу Уайту в письме от 19 декабря, также раскрывает природу Урана:

“Прошлой ночью мне приснились, по меньшей мере, 3 католических священника, которые были довольно дружелюбными, а у одного из них была замечательная библиотека. Все время я находился под каким-то военным командованием, и мне приходилось спать в бараках. Кроватей не хватало, так что мужчинам приходилось спать по двое на одной кровати. Мой партнер [отец называет его senex venerabilis в письме отцу Уайту от 30 января 1948 года] уже лег спать. Постель была очень чистая, белая и свежая, а он выглядел в высшей степени почтенно - очень старый человек с белыми волосами и длинной волнистой белой бородой. Он любезно предложил мне половину кровати, и я проснулся как раз в тот момент, когда проскальзывал в постель”.

По моему опыту, Уран часто появляется в виде почтенного старого человека с белой бородой. В день, когда отцу приснился этот сон, Уран находился в 24º Близнецов и завершал большой воздушный трин с его натальными Сатурном и Юпитером. Можно сказать, что "номер 1" нанес гармоничный визит "номеру 2". Одновременный трин транзитного Урана к натальному Юпитеру подчеркивает религиозный смысл. На объективном уровне чувствуется, насколько взаимоотношения с отцом Уайтом стимулировали религиозные размышления моего отца.

Кроме того, транзитный Плутон, который связывает человека с коллективным бессознательным, находился в непосредственной близости от натального Урана. Таким образом, возможно, возникла связь между личностью "номер 2" и коллективным бессознательным.

В продолжение темы влияния Урана, мы читаем: “Но во время летних каникул произошло событие, которое буквально потрясло меня”. (ВСР, стр. 104)

Далее следует драматическое описание сдетонировавшего стола и взорвавшегося ножа. Во время этих летних каникул 1898 года, начиная с июля и примерно до 10 сентября, транзитный Уран находился точно на МС моего отца, в 29º Скорпиона. Транзит Урана через Зенит обычно сопровождается внезапными, неожиданными изменениями в работе. В результате этих событий мой отец решил заняться психиатрией. То, что эти “уранические” инциденты были связаны с огромным взрывным действием можно объяснить тем фактом, что транзитный Плутон находился в 14º50» Близнецов, то есть в точном секстиле с натальным Ураном, личностью "номер 2". Очевидно, что крайне важно было, чтобы мой отец пришел в психиатрию.

А сейчас я бы хотела поподробнее рассказать о Плутоне, которому также принадлежит важная роль в гороскопе Юнга. Обычно астрологи уделяют Плутону слишком мало внимания: например, они говорят, что он означает трансформацию и связан с нечеловеческими или сверхчеловеческими событиями. Он был открыт в то время (1930 год), когда поднимался нацизм, с ним также связано изобретение атомной бомбы. К тому же, атомная бомба содержит Плутоний, элемент, который может преобразовывать вещество в энергию. Плутон обладает огромной силой; в своей негативной форме он также представляет деструктивные силы. В нашем случае с расколовшимся столом и развалившимся на куски ножом эта сила, в конечном итоге, оказала позитивное воздействие, благодаря секстилю к Урану. Это позволило моему отцу принять полученную подсказку, и решиться посвятить себя своей истинной профессии.

В карте моего отца мы обнаруживаем Плутон в третьем доме, называемом домом братьев (Fratres)(трое или четверо из его братьев и сестер умерли вскоре после рождения). Третий дом связан с нашими сознательными установками, врожденным складом ума, талантами и творческой силой. Таким образом, он был рожден с огромной духовной, творческой силой. Кроме того, Плутон находится в Тельце, земном знаке, символизирующем сотворение из материи. Как-то мой отец увидел во сне Плутон в образе скульптора (статистически, Телец проявлен в картах скульпторов), который на самом деле был дьяволом. Удивительно завораживающе было наблюдать за тем, как отец оформлял свои мысли в материю, если можно так сказать, высекая из камня, вырезая из дерева, строя башни, направляя ручьи по определенным каналам.

В мифологии Плутон представлен Гадесом, который похитил Персефону и пожелал, чтобы она оставалась с ним в течение одной трети года. По мнению Кереньи, невысказанная тайна Элевсина состоит в рождении, которое произошло в подземном мире, рождении Диониса. Уже в V веке до н. э. Гераклит сказал: “Если бы не в честь Диониса они совершали шествия и пели фаллический гимн, они бы поступали бесстыднейшим образом. Дионис же, ради которого они неистовствуют в вакханалиях, тождественен Гадесу”(5).

В природе Деметра, богиня зерновых, рождает зерно. Персефона соответствует зерну, поглощаемому землей. Именно здесь происходит трансформация к новой жизни и росту. Это явление непосредственно связано с Плутоном. На ум приходит Евангелие от Иоанна 12.24: “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода”. Это изречение также напоминает нам об “умирании и становлении” Гете, об интроверсии и о временном уходе в глубины для того, чтобы жизнь могла возродиться. Если мы этого не делаем, Плутон жестоко мстит нам, приговаривая нас к темнице безнадежной депрессии, или буквально вгоняя нас взрывом в поземный мир с помощью своего оружия – атомной бомбы.

Есть еще одна параллель – Плутон, Дионис, Христос – поскольку Христос тоже преобразователь. Дионис через трансформацию плодов виноградной лозы умел превращать воду в вино, Христос продемонстрировал это превращение на брачном пиру в Кане.

Возможно, это немного дерзко - утверждать, что Плутон соответствует, по крайней мере, нескольким аспектам Христа. Давайте снова обратимся к письму к отцу Уайту от 19 декабря 1947 года:

“В последнее время меня мучила жестокая бессонница, и я хотел воздержаться от каких-либо умственных усилий. Несмотря ни на что, я ощущал принуждение [это напоминает нам о транзите Сатурна по Солнцу] продолжать писать вслепую, совершенно не представляя себе, к чему я клоню. Только после того, как я исписал примерно 25 страниц, для меня начало проясняться, что Христос – не человек, а божество – был моей тайной целью”.

В это время транзитный Плутон, двигающийся со скоростью всего лишь 1º в год, находился непосредственно на натальном Уране, личности "номер 2" моего отца. Это соединение было точным до минуты в конце октября 1947 года, и снова, в результате ретроградного движения, 9 декабря; затем еще один раз в середине августа 1948 года. Книга “Anion” вышла в свет в 1951 году, когда, кстати говоря, прогрессивный Уран достиг 19º Льва.

Возвращаясь к автобиографии моего отца, мы читаем: “10 декабря 1900 года я получил должность ассистента в психиатрической больнице Бургхольци, в Цюрихе” (ВСР, стр. 111).

В этот день Меркурий, управитель дома работы, подошел к МС, то есть к вершине дома карьеры. Когда в 1903-1904 гг. Прогрессивное Солнце перешло из Льва в Деву (которой управляет Меркурий), мой отец начал собственную научную работу, свои эксперименты по ассоциациям. Он пишет:

“«Толкование сновидений» Фрейда я прочел еще в 1900 году. Тогда я отложил книгу в сторону, поскольку не понял ее. Мне было 25 лет, и мне еще не хватало опыта, чтобы оценить значение теории Фрейда. Это случилось позже. В 1903 году я снова взялся за «Толкование сновидений» и осознал, насколько идеи Фрейда близки моим собственным”.
(ВСР, стр. 146-7).

В 1900 году транзитный Уран (с циклом в 84 года) пришел на куспид одиннадцатого дома, дома дружбы. Кроме того, осенью 1903 года транзитный Уран сформировал точный секстиль к натальному Сатурну, одному из управителей гороскопа, и к натальному Юпитеру, который, как управитель Стрельца, управляет и одиннадцатым домом.

В 1906 году, во время начала переписки между Фрейдом и Юнгом, транзитный Юпитер, планета благоприятных возможностей, составил точный трин с натальными Сатурном и Юпитером, что могло бы способствовать переносу позитивного образа отца. Как мы знаем, это не продлилось долго. “1909 год – пишет Юнг – оказался решающим для наших отношений”. (ВСР, стр. 156) В 1909 году транзитный Сатурн сформировал зловредную квадратуру к натальной Венере, что послужило толчком к возникновению расхождения во взглядах. Кроме того, прогрессивный Асцендент как раз достиг 0º Овна, а прогрессивный МС находился в 0º Козерога. Результатом было то, что мой отец больше не мог находиться в подчиненном положении, а должен был стать независимым. В письме, написанном Юнгу 16 апреля 1909 года, Фрейд так описал ситуацию:

“Знаменательно, что в тот самый вечер, когда я формально усыновил Вас как старшего сына, помазал Вас в преемники и кронпринцы — in partibus infidelium; Вы одновременно лишили меня отцовского достоинства, что, кажется, доставило Вам такое же удовольствие, как мне возвышение Вашей личности”. (ВСР, стр. 361).

Еще одно астрологическое событие произошло в 1909 году. Транзитный Плутон достиг 24º Близнецов, и таким образом сформировал благоприятный аспект к натальному Сатурну, носителю эго. Во время такого транзита эго может установить позитивные взаимоотношения с коллективным бессознательным. Разумеется, не каждый бы отреагировал на этот аспект подобным образом. Но у моего отца, благодаря соединению Плутона с Луной, были, так сказать, открыты двери для бессознательного. Он пишет:

“Фрейд лишь частично мог объяснить мои тогдашние сновидения или не мог объяснить их вообще. Эти сны были наполнены неким коллективным содержанием и символикой. Один из них я считаю особенно важным: он привел меня к понятию «коллективного бессознательного» …”(ВСР, стр. 158).

Сон:
“Я находился один в незнакомом двухэтажном доме, и это был «мой дом». На верхнем этаже было что-то вроде гостиной с прекрасной старинной мебелью в стиле рококо. На стенах висели старинные картины в дорогих рамах. Я удивился, что этот дом — мой, и подумал: «Ничего себе!». Затем, вспомнив, что еще не был внизу, я спустился по ступенькам и оказался на первом этаже. Здесь все выглядело гораздо старше, похоже, что эта часть дома существовала с XV или XVI века. Средневековая обстановка, пол, выложенный красным кирпичом, — все казалось тусклым, покрытым патиной. Я переходил из комнаты в комнату и думал: «Нужно осмотреть весь дом». Очутившись перед массивной дверью, я открыл ее и увидел каменную лестницу, ведущую в подвал. Спустившись, я оказался в красивом старинном сводчатом зале”.
(ВСР, стр. 182).

Он догадался, что стены были возведены еще во времена древнего Рима. Однако, спустившись еще ниже, он обнаружил два очень древних, полуистлевших черепа. И в этот момент он проснулся.

Здесь вы видите, как Плутон связан со всем потенциалом коллективного бессознательного. Разрыв с Фрейдом произошел в 1912 году, когда транзитный Сатурн двигался по третьему дому (по соединению Луны с Плутоном), дому взаимоотношений. При транзитах Урана новое содержание прорывается в сознание, даже не будучи еще полностью осмыслено. Таким образом, сознание должно вырасти, и этот процесс часто сопровождается синхронией и всевозможными абсурдными происшествиями как во внутреннем, так и во внешнем мире. Когда Уран проходит по нашему Асценденту, мы ощущаем чрезвычайную неуверенность, все наши прошлые представления, по-видимому, больше не работают. Ничего им больше не соответствует. Многие боятся, что у них случится нервный срыв.

Об этом транзите мой отец пишет:

“После разрыва с Фрейдом для меня наступил период внутренних колебаний, будто я утратил всякие ориентиры и не мог нащупать почву под ногами … В канун Рождества 1912 года мне приснился сон”. (ВСР, стр. 170-1)

Именно в конце декабря 1912 года Уран находился ровно на Асценденте отца. Во сне он находился в великолепном итальянском палаццо, когда вдруг сверху спланировала красивая белая птица, похоже, небольшая чайка или голубь, и “медленно заговорила человеческим голосом: «Только в первые часы ночи, когда мой муж занят с двенадцатью мертвецами, я могу обрести человеческий облик”. (ВСР, стр. 172)

Здесь Уран воспользовался птицей, чтобы заявить о себе. Для нашего сегодняшнего состояния сознания этот случай, такой типичный для Урана, непостижим.

Будучи ретроградным, Уран оставался вблизи Асцендента в течение всего 1913 года. Чтобы помочь себе в это полное печали время, отец прибегнул к активному воображению. Возможно это лучшее, что можно сделать во время транзита Урана.

“Близилась осень 1913 года, и напряжение, которое я ощущал прежде, — нечто мрачное и гнетущее, теперь, казалось, вырвалось наружу, разлилось в самом воздухе. Причиной этого была уже не столько моя личная психологическая ситуация, сколько окружающая меня действительность. И это ощущение нарастало”. (ВСР, стр. 175)

В течение октября 1913 года транзитный Плутон находился в точном полуквадрате к Луне, что делало возможным вторжение из бессознательного. Плутон соответствует коллективному, как в мире, так и в нас. Характерным примером такого транзита Плутона является следующее видение моего отца (В течение 1917 года Плутон, двигаясь то прямо, то ретроградно, продолжал формировать этот аспект). Видение было такого содержания:

“Я увидел чудовищный поток, накрывший все северные земли. Он простирался от Англии до России, от Северного моря до подножий Альп. Когда же он приблизился к Швейцарии, я увидел, что горы растут, становятся все выше и выше, как бы защищая от него нашу страну. Передо мной развернулась картина ужасной катастрофы: я видел могучие желтые волны, несущие какие-то обломки и бесчисленнее трупы, потом это море превратилось в кровь. Видение длилось около часа. Я был потрясен, мной овладели дурнота и стыд за мою слабость”. (ВСР, стр. 175)

Дальнейшее переживание относится к тем дням, когда Уран был в соединении с Солнцем отца, а Плутон – в полуквадрате с Луной:

“Это случилось в один из адвентов 1913 года (12 декабря). В этот день я решился на исключительный шаг. Сидя за письменным столом, я погрузился в привычные уже сомнения, когда вдруг все оборвалось, будто земля в буквальном смысле разверзлась у меня под ногами, будто я провалился в ее темные глубины. Меня охватил панический страх, но внезапно и на не такой уж большой глубине я ощутил под ногами какую-то вязкую массу. Мне сразу стало легче, хотя вокруг была кромешная тьма”. (ВСР, стр. 179)

Видение продолжается, но я хочу обратить внимание, что к счастью, в тот день Сатурн, планета реальности, был в точном секстиле к натальному Урану отца (личности "номер 2"). Должно быть, это ему очень помогло. Иначе мой отец мог потерять равновесие.

В июле 1914 года транзитный Сатурн вошел в дом работы и принес дополнительную нагрузку, отчасти это было вызвано войной.

“Происходившие во мне внутренние изменения постепенно начали как-то проявлять себя, оформляться: возникла внутренняя потребность сформулировать и выразить то, что могло быть сказано Филемоном. Так появились в 1916 году «Septem Sermones ad Mortuos» с их необычным языком”. (ВСР, стр. 189-90)

Эта непреодолимая внутренняя потребность сформулировать возникла благодаря Марсу, который проходил транзитом по натальному Меркурию в мае и июне; Меркурий связан с письменностью и языком. Своим происхождением “Sermones” отчасти обязаны вторжению из бессознательного, на что указывает полуквадрат транзитного Плутона к Луне, а также транзиту Сатурна по Меркурию, дающему способность к пониманию и формулированию.

“Сегодня уже можно сказать, что я никогда не забывал о своих первых фантазиях. Все мной передуманное и сделанное имело истоки в тех первых снах и видениях. Это началось в 1912 году [во время транзита Урана через Асцендент], почти 50 лет назад. Все, что произошло в моей жизни после, там уже присутствовало — только поначалу в форме эмоций и образов”. (ВСР, стр. 192)

Таким образом, эта работа моего отца во многом обязана своим появлением Урану, который использовал для своего выражения, наряду с другими образами, образ Филемона.

После этого тяжелого периода отец пишет: “Только к концу первой мировой войны окружавший меня мрак стал постепенно рассеиваться”. (ВСР, стр. 195) В конце войны, в 1918 году, транзитный Уран прошел по Сатурну, носителю эго, и принес ясность.

“Тогда же, в период между 1918 и 1920 годами, ко мне пришло понимание того, что цель психического развития — самодостаточность. Не существует линейной эволюции, есть некая замкнутая «самость». Однонаправленное развитие возможно лишь вначале, затем все отчетливее проступает центр. Сознание этого вернуло мне уверенность в себе и внутреннее равновесие. Когда я выяснил, что выражает мандала, я достиг своего конечного знания. Может, кому-нибудь известно больше, но мне этого было достаточно”. (ВСР, стр. 196-7)

Юпитер, как верховный бог, связан с религией, он побуждает нас к развитию нашей целостности. Юпитер вошел в дом работы в середине апреля 1918 года, а в 1919 прошел по Меркурию, Венере, Весте, Солнцу, Палладе, Юноне и Урану, и, наконец, в июле, по Церере. В связи с этим меня не удивляет, что отец обратился к теме божественного в человеке. В 1919 году транзитный Сатурн также формировал гармоничные аспекты с Юпитером и Марсом, находящимся в знаке Юпитера и управляющим домом религии.

В 1922 году отец купил землю в Боллингене, как раз когда транзитный Сатурн составил точный секстиль с куспидом четвертого дома. По четвертому дому можно судить о владении недвижимостью. Недвижимость, покупаемая на благоприятном аспекте Сатурна, приобретается надолго. Однако, четвертый дом связан еще и с предками, и мой отец хотел, чтобы Боллинген оставался во владении семьи, чтобы духам предков было где жить. В 1923 году во время летних каникул, когда мы занимались строительством башни, транзитный Юпитер находился в благоприятном аспекте с Венерой, управителем четвертого дома – поскольку Телец, управляемый Венерой, находится на куспиде четвертого дома, а осенью 1923 года транзитный Сатурн сформировал трин к натальным Юпитеру и Сатурну.

Я уже говорила о том, что Уран всегда приносит неожиданные и необычные события. Об этом мы читаем:

“Когда в 1923 году мы начали здесь строиться, моя старшая дочь неожиданно сказала: «Как можно здесь строить? Здесь же трупы!» Я подумал тогда: «Ерунда, ничего подобного!» Но, когда мы делали пристройку, здесь действительно обнаружились человеческие кости. Они находились на двухметровой глубине. В локтевом суставе правой руки застряла пуля от винтовки старинного образца. Судя по положению костей, тело сбросили в могилу не сразу, а после того как оно разложилось. Это были останки одного из французских солдат, утонувших в Линте в 1799 году, их тела вынесло на берега Верхнего озера. Случилось это, когда австрийцы взорвали мост у Гринау, который штурмовали французы”. (ВСР стр. 231-2)

22 августа 1927 года транзитный Уран, будучи в воинственном знаке Овна, находился в точном, до минуты, секстиле к Асценденту моего отца. Поэтому очень может быть, что это действительно был скелет солдата. Более того, под влиянием Урана в Овне отец похоронил солдата с воинскими почестями, три раза выстрелив над могилой.

“Все мои работы – пишет отец - были своего рода предписаниями, они создавались по велению судьбы, по велению свыше. В меня вселялся некий дух, и он говорил за меня”. (ВСР, стр. 211)

В этой связи меня не удивляет, что главным образом Сатурн и Уран играли роль Келпа (6) в его литературном творчестве. Далее я привожу только несколько примеров их влияния:

1938-40: “Психология и религия”; транзитный Сатурн в трине к натальному Марсу, который находится в религиозном знаке Стрельца и управляет девятым домом, домом религии.

1942: “Paracelsica”; транзитный Уран в трине к натальному асценденту.

1944: “Психология и алхимия”; транзитный Сатурн в трине к натальному Сатурну и натальному Юпитеру и в оппозиции к натальному Марсу; транзитный Уран в секстиле к натальному Солнцу.

1946: “Аналитическая психология и образование, Эссе о текущих событиях, Психология переноса”; транзитный Сатурн в соединении с натальным Меркурием и Венерой; транзитный Юпитер в соединении с натальным Юпитером; транзитный Уран в секстиле с натальным Ураном.

1948: “Symbolic des Geistes”; транзитный Уран в трине к натальному Сатурну и Юпитеру.

1955-56: “Mysterium Coniunctionis”; транзитный Уран в доме партнерства; транзитный Сатурн в квадрате к натальному Сатурну. В прогрессиях мы видим: прогрессивное Солнце в трине к прогрессивному Урану и прогрессивному Сатурну. (К сожалению, 1955 год также принес внезапную смерть моей матери, когда Уран подошел к куспиду дома брака, в то время как транзитный Сатурн был в квадрате к натальному Сатурну. Плутон, принц смерти, весной, когда моей матери делали операцию, сформировал квадрат к натальному Сатурну моего отца, а на момент ее смерти проходил по ее Луне).

1951(публикация): “Айон”; транзитный Сатурн в Весах, в соединении с натальным Юпитером.

“Почему – спросила я себя – “Ответ Иову” был написан с такой страстью?”. События случаются, когда две прогрессивные планеты составляют точный аспект. Это происходит редко, так как медленные планеты ненамного меняют свое первоначальное положение. На 77 году жизни Юнга (1952 год) квадрат между прогрессивными Венерой и Марсом был точным, а его прогрессивная Луна была в оппозиции с прогрессивным Ураном. Обе эти женские планеты (Анима) были в напряженных аспектах, и это напряжение должно было получить разрядку. Помимо этого, прогрессивный Асцендент был в полутораквадрате к натальному Юпитеру, то есть эго находилось в противоречии с религиозными убеждениями.

26 января 1944 года отец сломал ногу и затем перенес инфаркт. В то время транзитный Юпитер находился в точной оппозиции к натальному Сатурну. Куспид прогрессивного дома болезни был в квадрате к натальному Марсу, а прогрессивный асцендент достиг 0º Близнецов, что стало причиной внутренних изменений. Близнецы управляются Меркурием, который связан с литературным творчеством. После болезни отец писал практически безостановочно. И снова мы убеждаемся, насколько он соответствовал своему гороскопу.

Незадолго до своей смерти, когда мы говорили о гороскопах, отец заметил: “Удивительно то, что эта проклятая штука работает даже после смерти”. И действительно, вскоре после смерти отца его прогрессивный МС сформировал точный трин с натальным Юпитером. В такой момент человек может стать знаменитым. Недавно опубликованные “Воспоминания, сновидения, размышления” стали бестселлером. Как жаль, что это не случилось при его жизни – он бы тогда не жаловался, что никто не читает его книги.

Недавно ко мне подошел человек, который был настолько взбудоражен, что едва смог рассказать о том, насколько сильно он ощущал присутствие моего отца. Он боялся, что мне это будет непонятно. У этого человека Нептун, планета медиумов и провидцев, находился на асценденте, в 2º Рака. По моим расчетам оказалось, что прогрессивный Асцендент отца достиг ровно 3º Рака. Только тогда я действительно осознала, что это также и градус моего асцендента. Не потому ли у меня возникло побуждение заняться гороскопом моего отца?

Подытоживая, можно сказать, что главные работы Юнга были написаны им во время транзитов Сатурна и Урана. Но что невозможно увидеть из его натальной карты, так это то, что он был человеком, которому суждено было полностью выполнить свое предназначение, так как карта ничего не говорит о том, что мы приносим в мир со своими генами, равно как и о качестве души, получающей импринт в момент первого вздоха.

Грет Бауманн-Юнг (Фелдмейлен, Цюрих)

Этот доклад был сделан в Германии, в Цюрихском психологическом клубе, в октябре 1974 года. Он был переведен на английский язык Ф. Д. Хопраан, при редакторской помощи Дэрила Шарпа. Аббревиатура ВСР означает автобиографию Юнга “Воспоминания, сны, размышления”, записанную и отредактированную Аниэллой Яффе, в переводе с немецкого Рихарда и Клары Уинстон (New York: Random House, 1961; London: Collins and Routledge & Regan Paul, 1963). Номера страниц относятся к американскому изданию.

© Анна Топал, перевод с англ., 2010г.


Примечания:

(1) Здесь и далее по тексту цитаты из автобиографии Юнга в переводе В. Поликарпова (Прим. Перев.)

(2) Обширное обсуждение вырезанного человечка и камня, спрятанных на чердаке, см. Daniel C. Noel, “Veiled Kabir: C.G. Jung»s Phallic Self-Image”, Spring 1974 - Eds

(3) Цитируется по примечанию 5 к письму к отцу Уайту, 19 декабря 1947г.

(4) Персонаж сказки братьев Гримм. (Прим. Перев.)

(5) Перевод М. А. Дынника. (Прим. Перев.)

(6) Юлиус Келп – “чокнутый профессор” – персонаж фантастической комедии 1963 года (США) с Джерри Льюисом в главной роли. Профессор Юлиус Келп создал зелье, с помощью которого можно изменять личность. (Прим. Перев.)

  • Нравится 2
  • 0
  • 3 807

0
3,8k
  • Нравится 2

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...