Перейти к публикации

"Довод" Кристофера Нолана

Юлия Штефан

Найдется ли кто-то, кто так же восхищается Ноланом? В 2020 году этот гениальный кинорежиссер выпустил "Довод". Обратите внимание на палиндром в названии фильма. Очень в духе Нолана! Название этого фильма не значит почти ничего. Название, которое ничего не значит - значит многое. Слово, которое читается одинаково с двух сторон намного важнее смысла этого слова. И в этом весь Нолан, для которого форма бывает важнее, чем содержание. То же самое относится к слову "Tenet".

Я бы хотела остановиться на двух важных точках, которые помогают найти собственный ключ к фильму.

Первая из них - это сон. Мы видим вот эту сцену, которая напоминает нам всем, конечно, трагедию Норд-Оста. Во время оперы распространяется усыпляющий газ и засыпают все зрители. Понятно, что опера это и есть кинотеатр, мы все сидим как в опере в этом зале и мы все ждем какого-то зрелища - это начало, можно сказать, это увертюра. И вот в этой увертюре все засыпают и то, что мы видим дальше - это сон. То же самое происходит и с героем, который думает, что умирает, но на самом деле засыпает и далее весь фильм можно расценивать как предсмертный сон.

Второй после сна важный пункт - это время. Нолан уже много имел дела со временем в том же самом " Начале" он его замедлял, а в "Помни" оборачивал его вспять. В "Доводе" он отключает прошлое героя. Он ничего не знает, что с ним было и когда ему-то что-то сообщают, то это как правило дезинформация, так как герой из будущего. Нолан, безусловно, исследует время. И герой, не имеющий прошлого как человек, потерявший память, но при этом обращенный в будущее и сражающийся с ним. И это очень интересный разворот этой временной темы. Я думаю, что эта тема относится уже больше не к философии, а к физике, к которой, как мы знаем, Нолан не равнодушен, ведь этот фильм был создан в соавторстве с физиком Кипом Торном.

Анна Илинич

@Юлия Штефан Я все не решалась посмотреть этот фильм, слышала много как и негативных отзывов, так и положительных. Думаю, стоит ознакомиться с этим фильмом 🙂

Alex11

Воистину эффектный шпионский блокбастер покорил меня! Довод по структуре напоминает классические фильмы про Джеймса Бонда. Однако, общая история, которую рассказывает Нолан проста и линейна. Здесь нет движения воспоминаний в обратную сторону как в "Помни", где главный герой страдал амнезий и фильм разворачивался с конца в начало, Нолан не запутывает зрителя рассказом внутри рассказа как это было в "Престиже". Нелинейное повествование возникает только на уровне отдельных сцен, в которых одни герои движутся вперед во времени, а другие в обратную сторону - прошлое. Это крайне эффектно выглядит на экране. Только в эти моменты у зрителя и появляется дезориентация от нелинейного повествования.

Еще одно важное замечание, которое я для себя открыл: чтобы зритель не запутался во время дезориентирующих сцен, которые разворачиваются одновременно в двух направлениях, Нолан разграничивает временные потоки музыкой. В финальной версии одна штурмовая группа озвучена обычным треком, а фрагменты со второй командой, которая движется в прошлое - похожими звуками, но в обратной перемотке. Обе громыхающие мелодии сменяются другой спокойной, которую мы слышим в третьей пространственной точке, где разворачивается не бойня, а семейная драма. Похожее есть и в "Начале", где песня Эдит Пиаф синхронизирует три уровня сна.

Вы заметили как напряженная музыка почти не затихает ни в экшен сценах, ни во время диалога? Еще в "Темном рыцаре" Нолан использовал Тон Шепарда - звуковую иллюзию, при которой кажется, что музыка вечно движется вверх и никогда не получает разрешения, этот прием хорошо слышится в теме Джокера.

Елена Красникова

Я люблю фильмы Кристофера Нолана за определенные вещи: за головокружительные повороты сюжета, помпезные визуальные эффекты и за серьезные вопросы о природе реальности. И все это сконцентрировано в Доводе и результат, естественно, сбивает с толку. Концепция времени, относительности и восприятия реальности исследуется во всех фильмах режиссера. Довод частично собран из маленьких кусочков предыдущих его работ, отфильтрованных через новую перспективу, как своего рода альбом с лучшими хитами.

Интересно как в Доводе показывается гибкость времени в обоих направлениях. Например, во время кульминации, которая происходит в бывшем советском закрытом городе, нам показывают, что Нил и протагонист находятся по разные стороны времени в двух боевых группах: одна инвертированная, а другая нет. Они действуют одновременно, двигаясь в разные стороны, помогая друг другу с целью захвата алгоритма. Если герой находится в прошлом, это не всегда значит, что он движется в инверсии. Весь фильм происходит на небольшом временном отрезке, в течение которого персонажи постоянно движутся то в одну сторону, то в другую. Инверсия это не телепорт и не машина времени, но все же герой использует инверсию для этих целей, для этого ему приходится переживать в обратном порядке тот промежуток времени, на который они хотят переместиться. Во время нахождения в инверсии герой всегда в маске, но когда герой доходит до того времени в прошлом, до которого планировал дойти, он еще раз инвертируется и тем самым оказывается в прошлом, но уже в нормальном течение времени и соответственно маска уже не нужна.

Alex11

@Елена КрасниковаРаз уж речь зашла про инверсию, то затрону один вопрос, который я не сразу понял. Вопрос заключается в том, как появляются и как исчезают инвертированные пули в стене. Вмятина от пуль в стене действительно появляется незадолго до произведения выстрела и таких моментов в фильме несколько, например, разбитое стекло заднего вида в автомобиле или около трех моментов с пулями в стекле или в бетоне как в опере, и во всех этих эпизодах не видно момента появления вмятины от пули. Но есть еще один похожий случай, в котором как раз виден этот момент появления, это эпизод боя главного героя с инвертированным самим собой, там герой ранит инвертированного себя ручкой. Позже, когда Нил и главный герой несут инвертированного в главный порт, главный герой замечает синяк на своей руке, а когда герой надевает куртку, то видит дыру в ней и у него начинается кровотечение. И все становится на свои места, когда мы видим бой между персонажами, но уже с другой стороны времени.

Да, вмятины как и раны героя появляются в определенный момент за некоторое время до выстрела, но почему это происходит? Я не нашел в фильме 100% ответа на этот вопрос. Но есть одна из теорий, что последствия от воздействия инвертированных предметов вытесняются энтропией неинвертированных предметов, то есть при взаимодействии инвертированного предмета с неинвертируемым, инвертируемый предмет действует по инвертируемым законам, а вокруг на него воздействуют неинвертированные предметы по неинвертированным законам. И разрушительные последствия инвертированных предметов, как, например, вмятина от пули вытесняются неинвертированной энтропией окружающего мира. Таким образом, все эти последствия как дырка на куртке главного героя или вмятина от пули появляются или исчезают в определенный момент времени. Я понимаю, что звучит очень сложно, но вот небольшая аналогия: представьте большой стакан воды и маленький стакан масла, плотность воды, очевидно, больше плотности масла и масло должно оказаться на поверхности, но как только мы переливаем масло в воду, оно сначала опускается вниз и только потом выталкивается водой наверх. Вот примерно так же неинвертированный мир выталкивает инвертитрованную вмятину от пули в бетоне или как в некоторых случаях заживляет раны. Но еще раз повторюсь, это всего лишь теория.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...