Перейти к публикации

Архетип Кассандры – этапы Пути Героини

Alex Safman
  • · 6 минут на чтение

Джозеф Кэмпбелл, американский исследователь мифологии, говорит о том, что “во всех мифологических традициях присутствует женщина. Она просто есть. Все, что надлежит ей сделать, это осознать, что она и есть то место, которого все желают достичь. Когда женщина поймет, что представляет собой ее чудесный образ, она перестанет стремиться быть псевдомужчиной” [1]

1.jpg

Являясь одним из базовых архетипических сценариев феминной индивидуации, миф о Кассандре несет в себе древний дар женщины не только предвидеть, но и влиять на ход событий.

Ее особенная связь с архетипом Внутреннего Оракула позволяет соприкасаться с глубокими и сокровенными чувствами, познавать иррациональную природу бытия.

Каждая женщина в той или иной степени обладает даром пророчества, однако для его принятия и реализации необходимо преодолеть внутренний раскол со своей феминной природой.

Образ Кассандры чаще всего ассоциируется с недоверием, безумием и обреченностью. Волшебница, которая боится своего дара и пытается от него сбежать. Если эта внутренняя фигура заблокирована – женщина не слышит свою интуицию, не доверяет своим чувствам, испытывает страх совершить ошибку или причинить вред.

Ощущения своей иррациональности и таинственности чувств, непонимание собственной природы часто вызывает у женщины комплекс жертвы и она начинает испытывать чувство вины за свою аутентичность, что в свою очередь порождает склонность к самообвинению и созависимым отношениям.

Трансформация комплекса Кассандры из полюса вины на полюс воодушевления дает возможность существенно снизить опасность созависимых отношений и манипуляций чувством вины. Таким образом, являясь основой комплекса виктимности, архетипическая фигура Кассандры нуждается трансформации.

Лори Лейтон Шапиро подробно рассматривает архетип Кассандры в своей книге “Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию”. Она пишет: «Женщина с комплексом Кассандры обладает особым истерическим паттерном, включающим в себя заметное расщепление личности. Такая женщина часто оказывается экстравертированной и хорошо адаптированной – яркой, деятельной, компетентной, ответственной, даже навязчивой в том, что делает, и к тому же способной поддерживать длительные, правда, иногда поверхностные отношения. Но временами ее Персона внезапно распадается на части, обнажая испуганную маленькую девочку, жаждущую заботы и внимания, но не способную выразить свои потребности или найти свой путь в бессознательном.» [2]

По мнению Шапиро, архетип Кассандры олицетворяет собой архетипический конфликт между матриархальными и патриархальными ценностями, борющимися за власть, при этом сила potestas в данном конфликте полностью вытесняет силу libido [3]

Когда мы говорим об архетипическом сценарии Кассандры, он может присутствовать полностью или частично не только в составе женской индивидуации, а и проявляться этапом раскрытия эмоциональности – соприкосновения с иррациональным проявлением феминности как значимой силы интуиции и чувственности.

“Медиальная женщина – самая мистическая из женских типов. Она – загадка и для самой себя, и тайна для тех, с кем она встречается. В отличие от других типов, её главные отношения – с иным, с неизвестным, с Богом или богами. Она стоит на стыке известного и неизвестного; между этим миром, каким мы его знаем, и другим миром; между тем, что есть, и что будет или было; между тем, что могло бы быть и чему не следует быть; между рациональностью и иррациональным. Она – мыслитель, провидица, медиум, ворожея, ясновидящая, гадалка, колдунья, пифия, предсказательница, ведьма, чародейка, святая и/или ангел.

Выражаясь в психологических терминах, она соединяет сознание и глубочайшие уровни коллективного бессознательного. Мы прикасаемся к её царству, когда задумываемся о наших мечтах, и мы приближаемся к ней, когда замечаем странные совпадения в нашей повседневной жизни”. [4]

Начальный этап работы предполагает диагностику отвергающих фигур и восприятие интуиции, присущей архетипу Божественного младенца методами активного воображения. Женщина-медиум во взаимодействии с коллективным бессознательным может быть классическим медиумом, т. е. быть пассивным проводником, но может и вызывать его сама.[3]

Кассандрой, как фигурой глубоко трансовой, управляет ее Дар, который мы можем соотнести с архетипом Внутреннего Оракула, проявленного во внутреннем пространстве персонифицированным образом. И чтобы пригласить эту внутреннюю фигуру, необходимо определить, с какими личными или родовыми комплексами связано противостояние. Чаще всего проявляется отвержение со стороны собственного рацио, зевсовского рационалистического прагматизма, родового изгойства, страха аутизма и анапсиоза. Таким образом, результатами первой сессии является констелляция образа Внутреннего Оракула посредством проживания мифодрам.

Джеймс Хиллман рассматривает феномен женщины-медиума в неразрывной связи с архетипом Анимуса, а именно – с архетипом Аполлона. По его мнению именно этот образ мужского совершенства является главной причиной женской истерии, а механизмом выступает конъюнкция. Как показывает Хиллман, аполлонический Анимус женщины, проникший не только на уровень сознания, но и на уровень Суперэго, порождает идею женской подчиненности и формирует причинно-следственную связь между подавленной хтонической феминностью и истерией. [3]

Поэтому дальнейшим этапом становится взаимодействие с фигурой Темного Аполлона, преодоление травматического опыта и обретение внутреннего смысла чувств. В процессе работы удается определить, какие чувства оказались в наибольшей степени нарушены и какие аспекты стали предметом атаки Темного Аполлона, что в первую очередь нуждается в трансформации через ресурсы архетипических женских фигур. Участницы констеллируют в себе тот женский архетип, который является основой внутренней верой, оправданием того чувства, которое подверглось обесцениванию со стороны мужчины.

Архетип Тень оказывает мощнейшее влияние на индивидуацию, поэтому, продолжением программы становится обретение ресурсов Гекаты как раскрытие доступа к внутренней мудрости и силе. Богиня колдовства и ночных дорог знает пути и дороги, в этом ее сила и в здешнем, и ином мире. Лори Лейтон Шапиро пишет о том, что «в эпоху, предшествующую эллинизму, Геката была Великой Матерью, полноправной богиней, правившей на земле, на небе и на море. Однако в эпоху патриархата она потеряла свою идентичность вместе с девственностью и материнством, а следовательно, – и значительную часть своей власти».

Ранние ассоциации Гекаты с космической энергией и высокой моральной и нравственной силой открыли путь древнегреческой религии к изначальным хтоническим связям. Несмотря на то, что Геката вернула себе титул богини Луны и покровительницы деторождения, древние греки считали, что она связана со злом. Она была известна как Дочь Ночи, богиня темной Луны и черной магии. Она открывала людям способность видения, но вместе с тем доводила их до сумасшествия и психического расстройства.[2]

Женщина-Кассандра реально пробует силу своего творческого потенциала и узнает, что ей нужно не только отвечать ожиданиям других. Она приходит к пониманию своей собственной ценности и силы и к тому, как их использовать, чтобы получить то, что хочет. Но чтобы определять свое собственное будущее, она должна научиться видеть даже самые мрачные стороны реальности, верить в то, что она видит, и обладать мужеством, чтобы делать из этого выводы. Ей следует научиться осознанно предполагать ход событий и справляться со своей энергией, чтобы достигать своих целей. В этом заключается суть магии. Однако эта стадия также может оказаться опасной. Кассандра может идентифицироваться с Гекатой, выступающей в качестве темного аспекта женской Самости.[2] Поэтому стадия интеграции Тени возлагает на участниц особенную ответственность, раскрывая ресурсы для дальнейшей трансформации.

Следующий этап предполагает реализацию жажды самоутверждения, основанного на ресурсах и возможностях архетипа Тени, персонифицированного в фигуре Гекаты. Ведь мы можем предположить, что Кассандра стремилась стать Магессой. Целью сессии является определение эволюционного сценария дальнейшей трансформации и продолжение следования по Пути Героини, актуального на данном жизненном этапе. По результатам диагностики, такими ресурсными архетипами становятся Калипсо, Афина, Цирцея и Ариадна, каждая из которых в мифологических сюжетах воплощает конструктивный потенциал медиумальности.

На завершающей сессии программы происходит интеграция торжествующей фигуры Внутреннего Оракула, которую мы можем соотнести с Арканом Иерофанта или Арканом Верховной Жрицы, в зависимости от особенностей влияния.

Исследуя архетип Анимы Тони Вульф, талантливая ученица Карла Густава Юнга, отмечает наличие в психике женщины четырех основных архетипов: Медиальная женщина, Амазонка, Гетера и Мать.

Проходя индивидуацию – Путь Героини, женщине предстоит исследовать и интегрировать аспекты каждого из четырех типов, максимально раскрывая грани женственности и глубину чувств, включая теневые проявления. Только так возможно познать природу феминности и раскрыть для себя, что значит быть уникальной женщиной.

Программа «Возвращение Кассандры» позволяет раскрыть потенциал медиумальности, присвоить познавательную способность чувств, вдохновения, раскрыть и укрепить женскую самооценку, преодолеть травму неверия в себя, обесценивания и изгойства.

Список использованной литературы:

  1. Морин Мердок, “Путешествие героини”, М.: Клуб Касталия. 2018. – 240 с.
  2. Шапиро Л. Л. Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию. – М.: Независимая фирма «Класс», 2006. – 176 с.
  3. Александр Сагайдак, статья “Архетип Кассандры как основа комплекса жертвы в женской психологии
  4. Люси Энн Сайкс, Мери Диан Молтон. “Четыре вечные женщины”. М.: Клуб Касталия. 2007. – 300 с.
  • Супер 1
  • 0
  • 6 723

0
6,7k
  • Супер 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...