Перейти к публикации

Юнг о снах и комплексах. Лекция 3 мая 1935 года

Melesha
  • · 6 минут на чтение

Я дам вам краткое резюме тем, рассмотренных в прошлогодних лекциях. Главным образом мы говорили о методах и, в первую очередь, об ассоциативных тестах, предназначенных для обнаружения чувственно окрашенных комплексов в бессознательном.

1.jpg

Комплексы автономны, их автономия проявляется в том, как они влияют и изменяют сознательные устремления. Они вызывают:

Забывчивость. Мы забываем слово, обычно это имя. Оно удерживается своим бессознательным отношением с комплексом. Я не говорю об общей забывчивости, которая является совсем другой темой, но о ненормальной забывчивости.

Lapsus linguae. Использование неверного слова в неверном месте. Комплекс часто играет роль маленького дьявола в этом отношении.

Неправильное понимание. Если мы говорим о чем-либо «в окрестностях» комплекса, мы должны быть очень внимательными, чтобы нас не поняли неправильно, потому что комплекс будет использовать свой язык, а не наш, если будет такая возможность.

Непроизвольные выражения лица. Большинство людей не могут контролировать выражения своих лиц, это может сделать лишь опытный актер. Если был затронут комплекс, то наше лицо или, возможно, руки предадут и выдадут нас.

Эмоции. Когда затрагивается чувственно окрашенный комплекс, люди эмоционально расстраиваются. Когда мы не понимаем свою эмоцию, мы чувствуем себя достаточно невиновными по этому поводу, но ее причина обычно связана с комплексом. Такие реакции могут происходить без нашего сознательного знания, или, возможно, мы распознаем эмоцию в самом начале, но затем незаметно произойдет еще одна длинная волна аффекта, проявляющаяся в телесных реакциях, таких как потоотделение.

Эти эксперименты позволяют нам получить некоторое представление о бессознательных аффектах и комплексах. Пациенты приходят на анализ, ничего об этом не зная; невозможно применить такой подход напрямую, но если я, например, спрашиваю у них, как они считают, о чем думаю я, то они, как правило, становятся очень красноречивыми! Комплексы также можно назвать фрагментарными душами.

Во-вторых, мы говорили о снах, и в ходе этого стало очевидным, что сны обладают чем-то вроде качества автономных комплексов. Комплекс часто появляется во сне совершенно неприкрыто, чего не случается на уровне сознания, но всегда выражается любопытным и непрямым языком. Мы увидели, что должны отыскать ассоциации, чтобы расширить поле сновидения и увидеть, где оно соединяется с сознанием. Также необходимо обратить внимание на психическую атмосферу образов в сновидении. Так мы можем постичь его значение.

Все сны происходят из бессознательного, хотя порой сон может быть вызван внушением или гипнозом. Сны могут возникать из-за физических или психических причин, сон может быть спровоцирован голодом, лихорадкой, холодом и так далее, но даже тогда сны сами по себе созданы из психического материала. Многие сны происходят из «осколков» психического содержания: если я пытаюсь отделить себя от чего-то, то я, скорее всего, увижу это во сне. Людям с узким сознанием нередко снятся осмысленные сны, особенно тем, кто испытывает значительные трудности с определением того, кто они и где находятся, чему принадлежат; многие люди проживают всю жизнь, будучи не в состоянии узнать это. Порой случается так, что эти люди отождествляют себя с содержанием сновидения, принадлежащим судьбе, простирающейся намного дальше их способности жить, и это может вызвать серьезное расщепление или даже психоз. Некоторые сны проистекают из контакта с основным архетипическим содержанием бессознательного, содержанием, которое никогда не находилось рядом с сознанием.

Приведу вам несколько диаграмм, чтобы прояснить все это.

Диаграмма I

Диаграмма I. А) – это круг сознания, b) – нежелательное содержание, ставшее табу, англичане называют это «скелет в шкафу». Оно было вытеснено и стало авнотомным.

1.jpg

Диаграмма II. Здесь имел место обратный процесс. b) – это комплекс, он остался неподвижным, а а) – сознание, оно отошло от него.

Диаграмма II

Это вопрос двух разных типов. Тип, представленный на первой диаграмме, более истеричен, а второй кажется более нормальным, поскольку он держит ненормальные вещи на расстоянии от своей повседневной жизни, однако непреднамеренно он всегда находится под их влиянием.

Диаграмма III

Диаграмма III. У всех есть комплексы, и здесь нечего стыдиться. На самом деле, было бы крайне подозрительно, если бы мы нашли кого-то, у кого нет комплексов, ведь именно они – искорки психики. Эта диаграмма показывает нормального человека, знающего положительные и отрицательные аспекты своего сознания – а), но не учитывающего тот факт, что его сознание содержится в гораздо большем бессознательном, имеющем свои собственные комплексы – b). Люди, отрицающие свои комплексы, отделяются тем самым от своей энергии, потому что нет энергии без комплексов. Если весь конфликт – в архетипах, то энергия сосредоточена в бессознательном, и такое положение вещей сохраняется до тех пор, пока жизнь не создаст ситуацию, констеллирующую архетип внутри нас. Когда это происходит, комплекс начинает бурно расти. Конечно, важно осознавать происходящее, тем самым мы можем обрести более высокую степень сознания; если мы не достигаем этой степени сознания, энергия теряется и снова исчезает в бессознательном. Чудеса – это символы возвышенного понимания жизни. Полет без крыльев, телепатия, практики йоги и так далее – все это психологически относится к такому возвышенному сознанию.

Я не очень подробно рассказывал о механизме сновидений, и сейчас я дам вам несколько основных моментов по этому вопросу.

Контаминация[1]. Это центральная точка, связывающая бесчисленные вещи друг с другом. Она состоит из неограниченного контакта со всеми возможными образами, взятыми из тысяч различных вещей, о которых мы никогда бы не подумали, что они могут быть связаны. Я приведу вам пример в форме задания. Выберите какую-то простую вещь, скажем, стол. Первыми нам на ум приходят такие вещи как древесина, из которой он сделан, его размеры и тому подобные факты, но весь мир так или иначе связан с этим столом. Скатерть, например, имеет к столу прямое отношение, но Юлий Цезарь кажется слишком далеким от него.

Однако, последовательность, если мы ее узнаем, быстро приведет нас туда. Знаменитое немецкое слово «Zug», на которое жалуется Марк Твен[2], связывает удивительно длинный и разнообразный список вещей. Понимание неактивно в то время, когда мы спим. Если мы возьмем кусочек ткани контаминации, любая из бесчисленных вещей, связанных с ним, может выплыть наружу. В сознании мы концентрируемся на значении слова и ограждаем себя от придания ему слишком широкого значения. В бессознательном же все работает наоборот, то есть возникает не просто одно слово, но и все слова в окрестностях этого слова. Вы можете очень ясно увидеть это в психотических состояниях.

Приведу вам несколько примеров. Как-то раз в психиатрической больнице у меня была пациентка, называвшая себя Лорелеей. Я поинтересовался у нее, почему так. Она ответила, что находилась в клинике уже длительное время и каждый раз, когда говорила доктору, что ее необходимо отпустить, потому что она – царь, великий магнат или кто-то наподобие этих людей, тот всегда отвечал «Что б значило это, не знаю»[3], поэтому она, конечно, должна быть Лорелеей!

Она также называла себя серебряным островом и видела в сновидении остров, целиком состоящий из серебряной горы. Она объясняла это так: «Тишина – это золото, а речь – серебро», а она разговаривала много, и поэтому она была серебряной. Вы действительно можете что-то сказать, когда начинаете думать таким образом. Другой пациент заявил, что он – представитель Сократа, потому что он тоже много лет страдал в заключении – в клинике. Порой нам снятся сны, в которых мы не можем сформировать содержание, и то, что происходит с нами во сне, случается с безумными во время бодрствования.

Конденсация[4]. Это более сильная форма контаминации, она не только соединяет, но и конденсирует бесчисленные вещи. Монстр-крабоящерица, о котором мы говорили в прошлом году – именно такой образ.

Дублирование или мультипликация – противоположность конденсации. Определенные люди или переживания проявляются удвоенными или размноженными.

Конкретизация. Это как если бессознательное не может мыслить логически и ему приходится выражать себя небольшими историями. Например, оно часто выражает комплексы через людей, которые могут быть как реальными, так и воображаемыми. В нашей сознательной жизни мы часто выбираем друга или врага в качестве нашего bête noire: он обладает качествами, которые мы не хотим видеть в себе, и мы очень сильно привязываемся к нему.

Драматизация[5]. Это механизм, драматизирующий все, что происходит.

Архаические механизмы. Это перевод вещей в архаические формы, в животных, появляющихся в сказках, и тому подобное.

  • Нравится 1
  • 0
  • 23 342

0
23,3k
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...