Перейти к публикации

Волшебные предметы в русских сказках. Архетипы

Колобок
  • · 25 минут на чтение

Сказки состоят из ключей, каждый из которых открывает более широкие пространства для проявления себя в этом мире. В сказке закодированы карты маршрутов, по которым можно двигаться в безопасном для себя режиме.

Волшебство сказки в том, что каждый из нас на своем этапе и уровне развития считывает свой слой, свою информацию, свои ключи, и расшифровывает свои коды.

Я дам тебе часть ключей и кодов сейчас, часть когда буду рассказывать про сказки, а часть ищи и находи сам. Сказки безграничны в своей глубине и беспредельны в познании и этим прекрасны.

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Герои сказки, как ты знаешь, свой путь не проходят в одиночку. Героя в пути сопровождают волшебные предметы и помощники, и те и другие, это многослойные элементы сказки.

Волшебный предмет, это определённая функция, состояние, символ, с которым взаимодействует главный герой. Это может быть аналог свойств, которые получает герой, либо тех свойств, которые у него есть, и он ими пользуется. Также волшебные предметы могут раскрывать внутренние ресурсы, которые будут с героем в трудных ситуациях.

Среди волшебных предметов можно встреть зашифрованные мироописательные явления, например, «Камень Алатырь», «Печку», «Меч-кладенец». С одной стороны это свойства, имеющие отношение к герою, но вместе с тем это явления, которые философски описывают мир в своей целостности.

Мы встречаем в сказках сундук со смертью Кощея, сапоги-скороходы, шапку-невидимку, скатерть-самобранку, и другие удивительные предметы, которые помогают герою достичь своей цели, либо, наоборот, находятся у него на пути и являются препятствием, сложностью. Например, в сказке «Иван-царевич и Серый волк» таким предметом является золотая уздечка, которую Ивану-царевичу ни в коем случае нельзя было брать, когда он забирал златогривого коня. Это очень важный момент в сказке, и у этого предмета своя очень серьезная роль.

9.jpg

Почему я обращаю на это внимание?

Потому что, во-первых, в сказке нет проходных историй, случайных вещей и случайных персонажей.

Во-вторых, если мы посмотрим на предмет в контексте мирового символьного значения, мы найдем там метафорическое определение.

Есть предметы вертикальные и это ян, мужское, сильное, структурирующее начало, а есть предметы растекающиеся, более круглые, широкие, и это инь, женская тема. Но есть вещи, которые как паттерны, как повторяющиеся узоры, как рисунки в разных культурах, говорят о некоем архетипе.

Я рассматриваю волшебные предметы как архетип, а поскольку они имеют способность появляться и исчезать, принадлежать кому-то, то самый поверхностный, способ их понимания, это связывать их с определёнными чертами личности, характера, которые проявляются с этими предметами.

Представь себе, был человек обычный, без меча-кладенца, а стал «молодец-удалец» с мечом-кладенцом. Речь идёт о потенции человека, потенции сознания видеть и разрушать какие-то вещи. Здесь же можно говорить о фаллической символике в том числе.

Я дам список основных предметов из разных сказок с указанием их значения для человека. Действие предмета может по-разному проявляться в зависимости от того, когда и как с ними взаимодействовать, и возможные последствия взаимодействия тоже могут отличаться.

  • Блюдце и яичко (блюдце и яблочко).
  • Веретёнце.
  • Волшебная книга.
  • Волшебная куколка.
  • Волшебная рубашка.
  • Волшебное кольцо.
  • Волшебное перо.
  • Волшебные предметы, полученные от матери.
  • Волшебный ковёр.
  • Горькая слеза.
  • Деревянный орёл.
  • Дудочка, вырезанная из тростника, которая показывает, где убиенная сестрица или падчерица находится.
  • Железный посох, железные башмаки, каменный хлеб.
  • Живая и мёртвая вода.
  • Золотая игла.
  • Золотая уздечка и золотая клетка в сказке «Иван-царевич и серый волк».
  • Золотая уточка.
  • Клубок.
  • Котёл.
  • Красная шапка.
  • Красные сапоги.
  • Красный кафтан.
  • Летучий корабль.
  • Ложка, чашка, каша.
  • Материнский подарок.
  • Меч-кладенец.
  • Платье царевны.
  • Полотенце и гребень.
  • Пяльца.
  • Рукавица, которую кидают, чтобы разбудить нерадивых братьев артельщиков, чтобы помочь справиться со Змеем Горынычем.
  • Слюнка, которую кидает царевна в сказке про Чудо-Юдо.
  • Смоляная бочка, в которую очень часто помещают героев и выкидывают в синее море.
  • Сундук со смертью Кощея Бессмертного и сундук с любовью Царь-девицы.
  • Сырая земля.
  • Хрустальный дворец и хрустальный мост.
  • Царства медное, золотое и серебряное.
  • Череп, полученный от Бабы-Яги.
  • Шапка-невидимка

Это не все предметы, которые ты можешь найти и встретить в сказке. Символизм вещих, путеводных, русских народных сказок можно познавать ещё глубже. Чтобы не придумывать, что тот или иной предмет означает, какую функцию, какое свойство человека, я буду рассказывать, что конкретно в сказке тот или иной волшебный предмет помогал делать своему хозяину. Я буду делать отсылки и к культурным пластам, и к символизму. Каждый предмет имеет свои символы, и эти символы могут пересекаться в разных предметах.

«Мёртвая рука и образы любой части тела, костяная нога, золотая рука, по локоть руки в золоте, по колено ноги в серебре». Здесь речь идет о привлечении внимания к каким-то конкретным вещам, к действиям во внутреннем мире человека. Задай себе вопрос: «Что делает рука?».

Живая рука может творить, она может брать и давать, может как-то выстраивать коммуникацию. Рукой можно поздороваться, рукой можно что-то написать, сделать что-то творческое.

Нога — символ того что мы идем по собственному пути, по собственной дороге.

Голова — мы можем осмыслять, можем видеть и говорить.

В зависимости от того, что делает та или иная часть тела, мы берём это как проекцию и начинаем рассматривать внутри своего мира.

Например, если рука мёртвая, это значит, происходит подмена: творчество есть, действие есть, но оно может быть убивающее, наводящее сон или морок. «Мёртвая рука» это как действие не от жизни, а действие от смерти.

«Рукавица» — это тоже символ руки, рукопожатия, общения, действия, умения работать в артели. Всё, что связано с руками, можно отнести к символу рукавицы. Когда Иван Быкович сражается со Змеем Горынычем, с Чудом-Юдом на калиновом мосту, он бросает рукавицу так, что она сносит крышу избушки, в которой спят его братья названные: кухаркин сын, и Иван-царевич. Они просыпаются и приходят ему на помощь.

Рукавица это ключевой предмет, она должна быть у Ивана Быковича, чтобы он мог кинуть её. Но сначала он должен установить эти контакты, связи. Эти рукопожатия должны состояться. Здесь сказка как пример умения договариваться друг с другом, умения просить коллективной помощи и поддержки при активации вот такого «внутреннего Змея Горыныча». Справиться с ним можно только совместно. Поэтому я всегда говорю: «Если тебе предстоит „битва со Змеем Горынычем“, не ходи в одиночку. Находи контакты, находи друзей, находи своих психологов, своих людей. Объединившись с ними, ты можешь победить то, что победить одному практически невозможно».

Есть предметы, которые выглядят как баловство, игрушка, их можно на что-то обменять, но по сути они символизируют навыки.

«Волшебное блюдце и золотое яичко» в сказке «Перышко Финиста-ясна сокола». Марьюшка приходит в царство злой царевны, заколдовавшей Финиста-ясна сокола, и начинает играть с яичком. Здесь стоит вспомнить, что яйцо, это символ умения рождать жизнь, и можно посмотреть, как описан процесс творения. Она сидит недалеко от дворца, у неё блюдце, и по этому блюдцу катается золотое яичко, само катается и рождает новое. Теперь представь, каким может быть человек, какими могут быть параметры его психики и его состояния, чтобы он мог так создавать. Это постоянное рождение чего-то нового, творческого, это умение быть живым.

Марьюшка получила волшебный предмет, способность рождать золотые яйца, катать, создавать интересные миры, когда сломала железный посох, сгрызла каменный хлеб и истоптала железные башмаки. Когда она всё это сделала, то попала к Бабе-Яге, и получила первый предмет силы.

«Железный посох».

Есть предметы, которые дают принцип вертикального мироустройства: это меч-кладенец, это веретено. Деревья, хотя и имеют вертикаль, но в сказках это скорее архетипы, персонажи. «Железный посох» это совсем не то, что деревянный посох, это закованный в железо дух. Для того чтобы дух освободить, нужно сломать железный посох. Когда Марьюшка его ломает, то получает золотое веретёнце.

«Золотое веретено» это символ освобождённого женского духа, способный соткать материю, способный реализовывать в принципе всё, что захочет человек.

«Шапка-невидимка».

Есть, стереотип, что «шапка-невидимка» нужна для того, чтобы спрятаться, и тебя никто не нашёл, но есть за этим очень важный момент. В сказке «шапка-невидимка» нужна для того, чтобы увидеть, как царевна делает башмачок, который тоже является волшебным предметом. Узнав как делается башмачок, сделать второй в пару, для того чтобы жениться на царевне, или для того, чтобы помочь своему царевичу.

Когда мы говорим про свойство человека «оставаться в шапке-невидимке», мы говорим про умение оставаясь незамеченным и видеть то, что важно для соответствия другому человеку. Так, например, в паре мужчины и женщины, не помешало бы надеть «шапку-невидимку», чтобы не выпячивать свое «я» и свои желания, а уметьувидеть, кто рядом, какой он реальный и как составить ему пару. Например, как сделать такой же башмачок, изукрашенный такими же каменьями, чтобы составить целостность.

«Шапка-невидимка» это умение быть внимательным, не светить своим эго, своими знаниями. Это качество оставаться пустым, для того чтобы наполняться.

«Волшебная книга».

Если мы трактуем этот предмет как талант, способность, особенность человека, то «волшебная книга» нужна для того, чтобы разгадывать что-то и искать жениха, который прячется, эта книга есть не у всех. Сюжет сказки интересен не про внешние взаимоотношения мужчины и женщины, а про внутреннюю реальность. Если у тебя есть «волшебная книга», то у тебя есть умение эту реальность «читать», смотреть. Очень часто во внутренней реальности, когда мы идём в медитацию, в метафорические образы, обретение «волшебной книги» говорит о доступе к огромному потоку интуитивных знаний и озарений.

«Красный кафтан», «красные сапоги» и «красная шапка»

— это символы социального статуса, признание среди людей, про то, что ты показываешь. Красное — красивое, самый яркий цвет, самый праздничный. «Надеть красный кафтан» в сказке означает стать настолько уважаемым человеком, настолько радостным и признанным в социуме, что все это видят. Почему Емеля слез с печи и отправился все-таки выполнять указания? Потому что ему пообещали красный кафтан, а для него это было важным.

Очень красивый символ — «платье царевны».

Интересный момент, когда царевна превращается в горлинку, либо когда царевны-лебеди прилетают на какой-то волшебный остров, и там оказывается спрятавшийся мужчина. Внутренняя часть сознания, которая подглядывает, внимательно смотрит за тем, как наша душа развлекается с другими какими-то внутренними очень мощными архетипами. Здесь ему, этому сознанию, этому мужчине, который спрятался, очень важно и очень нужно похитить платье, чтобы царевна не могла превратиться в горлинку, либо в лебедя, и улететь вместе с сестрами далеко, чтобы она могла остаться с ним, узнать её по этому платью.

Эти образы очень часто в сказках перекликаются: узнать по кольцу, по платью, по какому-то предмету, который отличается от всех других. Может быть отличие не очень сильное, но тем не менее.

Здесь речь идет о такой очень древней, очень архаичной практике: увидеть суть, узнать имя, настоящее имя человека, настоящее имя себя, остаться без покровов, без каких-то масок и определений, то есть дойти до самой глубины.

Чтобы убрать все «лишние платья», снять психоэмоциональные костюмы и остаться только в том, что можно увидеть, я рекомендую практики «Песня духа» и «Песня имени».

Интересен диалог между девицей, у которой было похищено платье, и похитителем. Она говорит: «Если ты старый человек, то будешь мне отцом, если ты девица, то будешь мне сестрица, если ты молодец, то пойду за тебя замуж». Т. Е. Здесь суть и истинное имя человека настолько широко, что оно может взаимодействовать по всем критериям. Здесь речь идёт и про гибкость: когда мы снимаем платье, мы можем стать кем угодно для кого угодно.

Для меня этот эпизод, прежде всего, про умение быть настолько откровенным, и настолько принимающим и любящим, что ты можешь принять того, кто увидел тебя без маски, и можешь с ним контактировать любым комфортным способом. Если ты мужчина, то я пойду за тебя замуж, если ты девица и забрала мое платье, то я буду тебе сестрой. Надо понимать, что это не обычная человеческая логика: когда забрали платье, надо разозлиться и обидеться. Надо смотреть чуть глубже. «Забрали платье» — значит, что тебя увидели, как ты есть, в твоей сути, в твоей красоте и в твоей истинной силе.

«Смоляная бочка».

Есть очень интересная сказка, когда в смоляную бочку попадает человек: «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». По мотивам этой сказки была написана сказка Пушкина о царе Салтане и сыне его Гвидоне.

В сказке описан мотив, когда мы чего-то очень сильно хотим, и подходим к реализации мечты, но какие-то наши внутренние части противятся этому, как злая женщина, которая оболгала царицу и ее ребёнка, чтобы их отправили в этой бочке смоляной, бросили в синее море. Т. Е. Срабатывают драматические сценарии, сценарии самоограничения, которые с одной стороны разлучают с тем, что ты любишь, но с другой стороны, позволяют не раствориться в синем море. «Смоляная бочка» — это как вынужденная аскеза души для путешествия в процессе инициации.

Если говорить про то, как может выражаться «смоляная бочка» в психологическом процессе архетипического пути человека, то здесь речь идет о заземлении и ограничении во время очень интенсивных практик, когда ты сталкиваешься с большим количеством бессознательного материала.

«Погружение в море» — это такое путешествие в свой внутренний мир, к богам, к архетипам, и «смоляная бочка» — это что-то очень крепкое, некая крепость, внутри которой твоё сознание, твоя душа могут оставаться целостными, когда ты в это море бросаешься самостоятельно, либо когда тебя туда бросают. Чаще всего бросают обстоятельства и внутренние качества, которые про саморазрушение, но с другой стороны, хотели бы убить, бросили бы в море просто так, либо расчленили бы и бросили в бочку.

В сказке с путешествием матери и ее сына, их оставляют в живых и в бочку просто отпускают, их не могут убить по закону иерархии, это царские особы. В сказке «Марья Моревна» Кощей Бессмертный просто убивает Ивана-царевича, и после этого отправляет в смоляной бочке в бессознательное. Психика в разрушенном состоянии, тем не менее всё это собрано так, чтобы не раскидалось, не потерялось, чтобы было продолжение сказки и истории.

«Волшебный или путеводный клубок».

Сама по себе идея нитки, и идея умения ткать свою судьбу, связаны с веретеном, с интуицией, и с мужскими и женскими практиками, в том числе. Клубок, это результат осознанного и интуитивного понимания «куда, в какую сторону мне двигаться». Он нужен для дела, и появляется у главного героя или героини, как правило, после инициации у Бабы-Яги. У беспутного человека не может появиться путеводный клубок. «Путеводный клубок» это предмет людей, которые отправляются в путь, идут по пути к целостности, к познанию мира и себя самого.

У Бабы-Яги есть и другие волшебные предметы. Это, «череп», как символ ее принадлежности к миру смерти и основанию жизни, про это много есть у Клариссы Пинколы Эстес. «Череп» в сказке, это безжалостная правда, это способность разрушать. Есть сказочные предметы, чей смысл, разрушение. Это и «меч-кладенец», и «волшебный череп Бабы-Яги», и «дудочка», которая разрушила иллюзию и спела голосом похороненной девицы.

«Волшебная рубашка».

Это трансформационная вещь, которая делает своего носителя неуязвимым, это подарок предков. Недаром говорят, «в рубашке родился». Это и социальная защищенность и энергетический слепок, и персона, которую надеваешь.

«Волшебное кольцо».

Это связь, предмет, по которому человека узнают. Если «красный кафтан», про статус для всех, то «волшебное кольцо» про некие особенности. Например, про возможность узнать человека царского рода. В сказке «Волшебное кольцо» Мартынка добывает кольцо через контакт с нижним миром, через Змею-царевну.

В других сказках герою помогает Сивка-Бурка. Она допрыгивает до окна высокого терема, герой забирает у царевны прекрасный перстень, и потом по нему царевна узнаёт своего избранника.

Есть сказки, в которых волшебное кольцо или перстень добывается со дна моря-океана, его приносит волшебная рыба.

Обретение волшебного кольца происходит через контакты с тотемами и древними архетипами. Кольцо служит для подтверждения статуса, оно есть не у каждого человека, это такой закономерный волшебный предмет, результат, черта характера, особенность, которая появляется после достаточно долгого пути, работы с собственным сознанием и эмоциями. Сказка «Волшебное кольцо», это путь инициации волшебника, шамана через попадание в темницу, через потерю нужных качеств и возвращение себе этого таланта в своем же внутреннем мире.

«Волшебное перо» это и перышко Финиста-ясна сокола, и перо Жар-птицы. Этот предмет предвестник новой, совсем другой жизни, и здесь надо понимать, что главные герои хотели именно этот предмет, и у них уже было представление о той птице, у которой есть волшебное перо.

«Аленький цветочек».

В сказке «Заклятый царевич» это просто волшебный цветок. «Аленьким» он стал уже в авторской интерпретации Сергея Аксакова. Цветочек, это символ таланта, в особенности по раскрытию женственности, сексуальности, эмоциональности. Причем, и в женщине, и в мужчине. И там же, в этой сказке, есть еще два интересных предмета.

«Венец», украшение на голову, которое заказывает старшая дочь и «волшебное зеркало», в которое смотрится средняя дочь. Венец как убор на голову, как подтверждение статуса, разумности и признанности во внешнем мире, зеркало как подтверждение собственной красоты, статуса во внутреннем мире. То есть «венец» про то, что «я хочу, чтобы меня видели другие», а «зеркало» про то, что «я хочу увидеть свою собственную красоту». «Аленький цветочек» это самоценный предмет, которым можно любоваться. Он настолько красивый, что забывается эго и остается только самость. «Аленький цветочек» помогает встретиться с собственной «тенью», с чудовищем. Кстати, в аутентичной сказке про цветочек, царевич не чудо страшное, а царевич-змей, который живёт на острове.

«Полотенце и гребень».

В сказках, где у героя есть полотенце и гребень, он может кинуть их, и тогда на месте гребня вырастет лес, а на месте полотенца образуется река, и тёмные силы его не догонят. Ещё полотенце кидают через огненную реку, чтобы образовался мост, и можно было перейти за границу, миновать препятствие. Это ресурсы, твои собственные способности и возможности. Когда надо, можно бросить полотенце разольётся река, и никто не догонит. Если вперед надо пройти, тоже бросаешь полотенце. Герой по-разному может получить эти предметы: в одной сказке их даёт Баба-Яга, в другой он получает их от матушки когда убегает от Бабы-Яги.

«Полотенце и гребень», как правило, это дары от женской линии рода. Это те самые навыки, которым мама обучает своего ребенка: защищаться, умываться, приводить себя в порядок. В «полотенце и гребне» могут передаваться и накопленные родом знахарские целительские знания.

Так, раз в неделю поход в баню для русского человека это было не просто помыться, это целая обрядовая практика восстановления души и духа, через очищение и наполнение, через взаимодействие со всеми стихиями, иногда даже через переходы. Если ты накапливаешь этот опыт, если есть полотенце и гребень, ты всегда можешь, где надо защититься, где надо умыться. Приведение себя в порядок, очень мощная практика очищения. «Приведи в порядок разум, создай защиту», иногда надо бросить за спину гребень, чтобы вырос дикий лес, и просто не пускать зло в свою жизнь.

«Неразменный рубль».

Это состояние изобильной щедрости, такое состояние духа и души, когда ты позволяешь своим ресурсам стать бесконечными. Ты отдаешь все в дар, и сколько бы ты ни отдавал, у тебя не убудет.

Есть техника, которой меня однажды научили, а я научу тебя. Если что-то потеряно, неважно что: время в общении с кем-то, деньги, у тебя кто-то занял и не возвращает, ожидания которые не сложились, не случились, если переживаешь за собственные глупые вещи в прошлом, за какие-то ошибки, когда не нравилось что-то в себе, то всё это переключается, когда ты говоришь: «В дар!»

  • «Я могу себе это позволить, подарить себе пять лет идиотизма в университете».
  • «Я могу себе позволить потратить два часа на тупую пустую никчемную беседу о пустяках».
  • «Я могу позволить себе подарить время человеку, который достал меня уже своими вопросами, но я ему подарю — у меня много».
  • «Я могу себе подарить деньги, потраченные на вещь, которая мне не нужна».

Когда ты живёшь из позиции человека, который может себе дарить, у тебя сразу получается столько всего, дарёного! Ты не устаешь, вообще, а когда устаешь, то падаешь физически, потом встаешь и дальше: «В дар, в дар, в дар!»

  • «Я могу позволить себе проспать трое суток».
  • «Я могу позволить себе „слить“ что угодно».
  • «Я могу позволить себе потерпеть фиаско в любых отношениях».
  • «Я могу „потерять корону“, натереть ноги, таскаться как дура с этим чемоданом, предлагать свои книги, вести себя как идиотка».

При отношении, что «Всё это нормально» и «Всё в дар», восстанавливаешься очень быстро, потому что нет сожаления, и твой неразменный рубль реально невозможно разменять.

Когда человек цепляется за финансовые долги, то думает о них постоянно и растрачивает силы попусту. Человек, которому должны, похож на обезьянку, которая засунула лапку в ловушку, схватила там орешек и умерла от голода. Всё внимание на то, чтобы вернуть то, что у тебя забрали, а ты подари и отпусти. Вытащи свою лапу, посмотри, сколько бананов вокруг!

Такая позиция быстро выводит на ощущение чувства внутренней безграничности. Чтобы не восстанавливаться каждый раз как феникс из пепла, когда люди на тебя налетают, забирают, разбирают по частям, ты переключаешься в состояние изобильности ресурса, и восстановление проходит очень комфортно и легко. Если у тебя «неразменный рубль», то тебе обратная связь даже не нужна, нет зацикленности на ожидании сдачи, или благодарности, или какого-то ответа. Твой рубль остается неразменным.

«Скатерть-самобранка».

Тоже про изобилие, но другое, про то, о котором нужно просить постоянно. Это про умение сделать заказ, про отношения с миром. Если на неразменный рубль можно купить что угодно и сколько угодно, то здесь ты берёшь только еду, и только то, что можешь съесть, иначе испортятся, пропадут продукты. Это обеспечение уровня выживания, когда ты, например, занят каким-то крупным делом, ты идешь по пути, и это как указание, что мир тебя поддерживает, нужно только делать заказы. Про «заказы» я расскажу чуть позже.

«Печка» раскрывает базовый принцип организации женского начала. Это очень красивый, очень понятный метафорический образ. Образ того, что делать мужчине и женщине во взаимоотношениях. «Печка» это основа, базис дома. Её функция согревать, кормить, готовить, но прежде чем что-то отдать, нужно что-то взять. «Печке» нужно показать сам факт своего существования, эту потенциальность. «Печка» есть внутри человека, это чувство любви, тепла, заботы.

«Печка», это матка, мощный образ матери, женского сакрального начала. Рядом с печью не принято было «выражаться», ведь, что в печь положишь, то потом и достанешь, только уже трансформированное. То же самое и с женщиной. Образ материнского тепла, способности рождать очень перекликается с образом печи.

«Печка», это трехмирье. Наверху дети, там же и рожают, в середине готовится еда, а под печкой прах предка как хранителя дома, пространства.

Сама организация печи, это организация внутреннего пространства энергетики человека: огонь внизу, в животе вода, выше пар, все тело земля. Печь, это организация всех стихий: если у тебя дым не туда пошёл, то и каши не будет, не сварится. Если воду заливаешь туда, где должен быть огонь, не будет опять же правильного процесса. Печь очень тонкая метафора организации и человека, и его жизни, и трёх миров: царства серебряного, медного, и золотого (действий, чувств, мыслей).

Когда девушку выдавали замуж, было такое гадание интересное, она подходила к печи свекрови, прикасалась к ней. Если печь была холодная, она сразу понимала, что у неё будет тяжелая жизнь в этом доме. Если печь была теплая, то и у свекрови будет, как у матери.

«Деревья».

В русской сказке три главных дерева. Первое — дуб, там смерть Кощеева спрятана. Второе — яблоня с золотыми, наливными, молодильными яблочками. И третье — берёзонька.

Дуб символизирует мужское начало, воинское, сохранение своего рода, пути, прорастание силы, соединение верха и низа через внутренний рост, ключ к победе над Кощеем Бессмертным. Дуб как символ жизни, Кощей как символ закостенения и умирания, а дерево хранилище его смерти, такой вот парадокс.

Яблоня — символ зрелого женского мира, способность приносить плоды, рождать золотые яблоки, укрывать от гусей-лебедей, привлекать купца, как в сказке Хрошечка-Хаврошечка.

Березонька — детское, юное, беззащитное, удивительно красивое устройство мира.

«Сапоги-скороходы».

Это не только про способность быстро достигать свои цели, но и про способность завершать. Так, когда ложишься спать и продолжаешь думать о незаконченном деле, эмоционировать, пытаться завершить разговор, планировать дела, это значит, что сапоги-скороходы не сняты. Их надо снимать обязательно, чтобы они не загнали хозяина до смерти. Одевать сапоги следует, когда приходит время достигнуть какой-то цели. Они помогают думать только о выбранном деле, сосредотачиваться, и быть максимально эффективным, но как только цель достигнута, сапоги необходимо снять и больше об этом не думать, наслаждаться плодами своих трудов.

Вовремя «снять сапоги» помогает концентрация на настоящем моменте, ощущении своего тела, ресурсных состояниях. Бывает же так: бежишь-бежишь, загоняешься, и вдруг понимаешь: «Если я сейчас не встану и не полюбуюсь на эту клумбу, то я себя загоню». Надо остановиться, вдохнуть, выдохнуть, увидеть, как мир прекрасен. Понять, что ты всё равно умрешь, а пока ты живой, можешь насладиться небом, солнцем, общением с другими людьми. И, по большому счету, любые цели, к которым ты стремишься, они равнозначны. Какая разница — докторскую ты защитил, написал шедевр, или поиграл с ребенком незнакомым.

Для твоей души, если ты проявляешь любовь и набираешься силы и в том, и в том, это одинаково. Любое проявление тебя, это проявление красоты мира через твоё действие.

«Сапоги-скороходы» это ещё и то, в чём мы к людям выходим, дома ведь мы без обуви ходим. Обувь — показатель социального статуса, внешних успехов, умения достигать своих целей в социальном плане. Был лапотник, а теперь в сафьяновых сапогах идет по красной дорожке.

Главное — вовремя надевать и снимать сапоги, чтобы любая функция в тебе была как костюм, который можно надеть и снять, остаться голым. Умение снимать костюмы, когда в них уже нет надобности очень ценный навык. Сделал дело, больше не думай об этом.

Понимать свои цели и владеть умением использовать свои ресурсы, а не бороться за них, учит сюжет когда главный герой у чертей или у дурных братьев забирает ковёр-самолет, сапоги-скороходы и шапку-невидимку. Это способности быстро перемещаться в пространстве, управлять временем, достигать своих целей, собирать информацию и прятаться. Все эти дары есть у той части нас, которую представляют эти черти или дурные братья. И они начинают из-за них спорить, кому они должны достаться. Сами они не пользуются этими дарами по назначению, а когда приходит более мудрая часть, которой эти таланты нужны, которая знает, на что их применить, то она говорит: «Я разрешу ваш спор». Она берет горсть песку, бросает в лес на ветер и говорит: «Вот кто быстрее соберет кучу и больше, тому таланты и достанутся». Это один из уникальнейших способов уметь переключаться, давать этим чертям, которые спорят внутри, кучу мелких заданий, забирать у них ресурсы, и использовать их на нужное дело.

«Сапоги-скороходы» это состояние в котором находятся практически все молодые бизнесмены, активные, занимающиеся личной эффективностью люди. Они в сапогах-скороходах носятся-носятся-носятся, даже ночью. Они спать ложатся, а сапоги-скороходы не снимают, и поэтому часто проскакивают мимо цели, но если их вовремя успеть скинуть, то можно быстро достичь своей цели. А если в сапогах-скороходах носиться и ночью, то можно просто умереть. В сказках, когда герой надевает сапоги-скороходы, ему дают такую инструкцию: «Успевай снять, иначе загоняют».

«Ковёр-самолет».

Это совсем другой архетип, про творческую, магическую составляющую, когда расслабленно, спокойно сидишь, на собственном творчестве, и через верхние миры, через состояние открытого пространства, воздуха, просто загадав желание, комфортно долетаешь до нужного места.

«Сапоги-скороходы» — это ещё и признак социальной значимости. Обувь красная, прекрасная обувь. Всякие странники, калики, шаманы ходят босиком, а социально признанные ходят в красных сапогах, но часто надевая сапоги-скороходы и достигая каких-то социальных успехов люди, загоняют себя.

Иногда надо иметь и ковёр-самолет, и сапоги-скороходы как два разных таланта, хотя вроде и то и другое — про достижение цели.

Например, на вопрос: «Надо ли мне достигать этой цели?» вынимается карта «Скатерть-самобранка», я понимаю, что по пути достижения этой цели я буду всегда в ресурсе, всегда буду находить нужные мне вещи, предметы, людей и всё остальное.

«Деревянный конь».

Предлагаю на эту тему немножко пофантазировать и посмотреть на материал. Дерево — это что-то очень живое, очень понятное, тёплое и доступное всем людям.

Расскажу на примере сказки про волшебного крылатого деревянного орла. Там фигурирует противоположный предмет, это золотая уточка, маленькая, компактная, на которой никак не поедешь, которой можно только любоваться. Она плавает как механическая игрушка, на неё можно смотреть. Это отстройка между реализацией талантов и деланием чего-то для простых людей. Дерево — это доступный материал, которым может любой человек воспользоваться, раньше каждая изба была из дерева, а золотая уточка не доступна простому люду.

Мы видим царевича, который выбирает деревянного орла для своих путешествий, для полетов по миру. Это парадоксальный выбор, ему как царскому сыну надо было бы положить свой глаз на золотую уточку. Но царевич (сознание) выбирает заботиться о нуждах простого народа и согласен использовать какие-то очень простые вещи. Он действует с точки зрения здравого смысла, простоты и не чурается этого. Это одна из причин, почему потом он становится царём.

Приведу пример: можно говорить очень мудрёными, очень красивыми словами, но это будет бесполезно. Это будет символично, это будет глубоко, но ты не сможешь это внедрить в свою простую жизнь. А можно, несмотря на какой-то свой статус учёного или ещё кого-то, развивать в себе такие навыки и таланты, которые могут облегчить жизнь на очень простом, очень понятном уровне: делать зарядку и достигать своих целей.

Сказка «Деревянный орел», она про умение увидеть в простом то, что помогает тебе достигать целей, что радует. Когда Иван-царевич взлетел на этом деревянном орле и прилетел в царство-государство, он нашел там и выкрал себе невесту, свою эмоциональную часть, запертую в высокой башне. Он смог вытащить её и произошло соединение. Это как альтернатива сложному пути, намёк на то, что талантливые вещи надо искать в простоте. Чем более простой материал, чем он более доступный, тем это будет ближе к реальности.

Как можно работать с темой «волшебные предметы в сказках»?

Когда тебе нужно то или иное качество, свойство, в небезопасных для тебя ситуациях, когда тебе нужно «перейти огненную реку», совершить какой-то бросок, ты генерируешь нужный образ и размышляешь, медитируешь над предметом. Это может быть «волшебное полотенце», или «бранница», либо «волшебный мост», который появляется, когда этим полотенцем взмахнуть над огненной рекой или бросить за спину, и разольётся широкая река. То есть, выбираешь свойство, особенности предмета, наблюдаешь как он появляется в сказке, кто даёт, что там за персонаж, какая часть владеет этим предметом, всё это очень важно.

Ценность от понимания волшебных предметов откроется тебе в полной мере только тогда, когда ты начнешь самостоятельно интерпретировать их значения.

Самое главное, обращать внимание на то, «Как?», «В результате чего предмет появляется у человека?», и сразу пробовать переносить это на внутреннюю реальность, чтобы увидеть, какими качествами обладает душа человека, чтобы в ней появился тот или иной предмет. В каждом из этих предметов есть определенный дар, талант, способность налаживать мосты и контакты между двумя людьми во внешнем мире.

Например, у Бабы-Яги есть помело, это небольшая метёлка, чтобы вычищать мусор из печи. Принадлежность этого предмета к этому персонажу сразу дает объём и идее архетипа Бабы-Яги как таковой, и идее помела, и тут же печь очень важно видеть и понять, что это такое? Но это всё у нас ещё впереди.

Сказки содержат очень глубокий материал, который можно систематизировать, изучать, погружаться в него бесконечно, находить очень интересные интерпретации, аналогии этих архетипов, и самое главное, практически использовать всё это в своей жизни.

Продолжение

Из книги "Архетипы в русских сказках". Светлана Патрушева. Из книги "Архетипы в русских сказках". Светлана Патрушева. Опубликовано с разрешения владельца. Копирование запрещено, связывайтесь с автором

  • Нравится 1
  • 0
  • 4 159

0
4,2k
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...