Перейти к публикации

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Alex Safman
  • · 16 минут на чтение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — нарушение, связанное с работой мозга, которое проявляется в детстве. СДВГ никак не влияет на умственные способности ребёнка, но делает его невнимательным, эмоциональным и нетерпеливым. Как отличить СДВГ от трудного темперамента — разбираемся в статье.

1.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности
  2. Виды СДВГ
  3. Симптомы СДВГ
  4. Причины СДВГ
  5. Осложнения СДВГ
  6. Диагностика СДВГ
  7. Лечение СДВГ
  8. Прогноз при СДВГ

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — психоневрологическая патология, которая встречается более чем у 8% детей и приблизительно у 2,5% взрослых. Состояние проявляется тремя основными признаками: повышенной активностью и возбудимостью (гиперактивность), импульсивностью и нарушением способности концентрировать внимание.

В России СДВГ диагностируется приблизительно у 7–16% детей. Соотношение мальчиков и девочек с таким диагнозом — 3:1.

При СДВГ детям и взрослым бывает трудно контролировать своё поведение. Из-за импульсивности у людей с СДВГ возникают конфликты с близкими, семьёй или с коллективом в школе, на работе. Как результат, на фоне синдрома могут появиться другие психологические или психиатрические нарушения — например, проблемы с самооценкой и депрессивные расстройства.

Чаще всего учителя или родители замечают признаки СДВГ у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, но диагноз, как правило, выставляется в 7–8 лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. Заболевание никак не сказывается на интеллекте, но сильно мешает показывать хорошие результаты в учёбе, быть дисциплинированным и выполнять требования педагога.

Важно отметить, что в разных странах процент диагностируемых СДВГ очень различается. Так, в США распространённость патологии среди детей составляет до 20%, а в Великобритании — от 1 до 3%. На показатели влияют методы диагностики, принятые в стране социальные нормы и классификации поведенческих расстройств. Иногда сказывается и отношение врачей к нарушению: некоторые специалисты считают СДВГ «вымышленной» патологией и не диагностируют его. Родители, в свою очередь, могут списывать проявления синдрома на сложный характер ребёнка и не консультироваться с врачом.

Виды СДВГ

Прежде всего, СДВГ бывает детским и взрослым. Эти формы заболевания имеют одну и ту же причину, но различаются по проявлениям в соответствии с возрастом человека и развитостью функций головного мозга.

Также синдром различают по главным признакам, которые сильнее всего выражаются в поведении: гиперактивности, импульсивности и невнимательности.

Типы СДВГ по ведущим признакам:

  1. Преимущественно гиперактивный и импульсивный — составляет около 15% всех случаев. Как правило, диагностируется у детей дошкольного возраста или у учеников младших классов. Выражается в необычном бесстрашии ребёнка, которое может привести к травмам, иногда — в агрессивном поведении;
  2. Преимущественно невнимательный — чаще диагностируется в подростковом возрасте и составляет до 30% от всех случаев. Ребёнку тяжело фокусироваться на задачах, доводить дело до конца, выполнять рутинные действия. Он быстро теряет концентрацию и отвлекается на посторонние, более интересные для него вещи (иногда это мысли или воспоминания);
  3. Смешанный — самый распространённый тип СДВГ, на него приходится около 50–75% случаев. В таком типе нарушения сочетаются признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Первые два проявления с возрастом становятся менее заметными, а неспособность концентрироваться на задачах чаще всего остаётся неизменной.

СДВГ может быть самостоятельным заболеванием или же проявляться вместе с другими нарушениями. Соответственно, выделяют осложнённый и неосложнённый типы нарушения.

Синдром дефицита внимания часто сочетается с вызывающим оппозиционным расстройством — патологическим непослушанием, агрессивным поведением, намеренным игнорированием просьб и несоблюдением установленных норм поведения.

При тяжёлых патологиях, таких как аутизм или умственная отсталость, СДВГ тоже может присутствовать, но больше как следствие или составная часть симптомокомплекса — основную клиническую картину занимают проявления первичного нарушения.

Формы СДВГ по степени выраженности:

  • Лёгкая — проявления гиперактивности и импульсивности близки к норме. Человек немного более активный и (или) эмоциональный, чем другие, иногда рассеянный;
  • Средняя — человек значительно активнее других людей, впечатлительнее и эмоциональнее. Часто теряет вещи, быстро переключает внимание, не может долго сидеть на месте;
  • Тяжёлая — импульсивность и (или) гиперактивность очень заметны на фоне других людей и при личном общении. Наблюдаются частые перепады настроения, вспышки гнева, неприличное поведение.

Проявления СДВГ могут обостряться при стрессе, ярких эмоциях и недостатке физической активности.

Симптомы СДВГ

Проявления СДВГ могут достаточно сильно различаться. Картина заболевания будет зависеть от того, какой из признаков синдрома ведущий в структуре нарушения — гиперактивность с импульсивностью, дефицит внимания или всё вместе.

Гиперактивность проявляется неспособностью сидеть на месте, желанием постоянно двигаться. Может проявляться регулярными нарушениями сна, непрерывным беспричинным бегом, ходьбой, прыжками или лазанием. Движения, как правило, бесцельны и хаотичны.

Дети с СДВГ часто гиперактивны — они делают много бессмысленных движений, стремятся лазать, прыгать и бегать, даже если это неуместно

Импульсивность проявляется молниеносной реакцией на любые события. Человек нетерпелив, очень много разговаривает, часто перебивает других и встревает в разговор, не дожидается своей очереди или ищет пути её обхода. Совершает необдуманные, нелогичные поступки и выплёскивает эмоции, не думая о последствиях. Из-за этого дети с СДВГ часто дерутся или травмируются.

Дефицит внимания проявляется неспособностью ребёнка концентрироваться на неинтересных ему вещах. Например, на счёте палочек, изучении букв, цифр, запоминании непонятного ему по смыслу стихотворения.

Цитата

По мере взросления гиперактивность и импульсивность становятся менее заметными, но дефицит внимания, как правило, сохраняется.

С занятиями, которые вызывают интерес, у ребёнка при этом проблем не возникает: он может подолгу, как и другие дети, играть в любимые игры, смотреть мультфильм или увлекаться чем-то приятным для него.

В норме ребёнок может без проблем сосредоточиться даже на неинтересном занятии в течение некоторого времени. Для каждого возраста продолжительность фокусировки внимания разная. Так, для детей 3-4 лет это в среднем 5–10 минут. С возрастом время концентрации увеличивается, и дети в 7–8 лет могут сохранять её около получаса.

Однако если ребёнок в возрасте 12 лет не может удержать внимание даже на 5–10 минут (на что в норме способны уже 3-летние дети), это может говорить о дефиците внимания.

Проявления СДВГ у детей

У детей «классический» СДВГ (в смешанной форме) начинает проявляться уже в 3–4 года. Они становятся легковозбудимыми, нетерпеливыми, быстро «раздухаряются», заигрываются и из-за импульсивности могут травмировать себя или окружающих. Иными словами, ребёнка «несёт» вслед за эмоциями.

Если ребёнок очень активный или капризный, это не значит, что у него есть СДВГ. Точный диагноз может поставить только врач-психиатр.

Часто дети с СДВГ проявляют нетерпеливость: например, стараются как можно быстрее получить желаемое, не дожидаясь очереди, и перебивают взрослых, невзирая на нормы приличия. Некоторые из них патологически не умеют признавать поражение в играх и начинают агрессивно себя вести при проигрыше.

После выплеска эмоций ребёнок часто переутомляется — появляется плаксивость и капризность, но при этом могут быть проблемы с засыпанием. Обычно такое состояние родители характеризуют как «перегулял».

Навязчивость и упрямство тоже свойственны импульсивным детям с СДВГ. Ребёнок постоянно требует внимания и общения, настойчиво добивается того, чего хочет, даже если ему отказали. Не слушает объяснений, не обращает внимания на призывы к дисциплине и послушанию.

С обучением детей с СДВГ постоянно возникают трудности. У них преобладает неусидчивость, неспособность концентрироваться на заданиях и доводить их до конца. Также ребёнку мешают забывчивость и рассеянность. Он может идти за брошенным мячиком, но практически сразу отвлечься на что-нибудь ещё по пути, и его фокус внимания больше не вернётся на мяч, если не напомнить. Образовательные упражнения, например изучение цифр или букв, вычисления и арифметические задачи, детям с СДВГ очень быстро надоедают.

Цитата

Детям с СДВГ сложно концентрироваться. Это может влиять на их успеваемость в школе

Иначе говоря, дети с СДВГ не могут заставить себя соблюдать нормы поведения и делать то, что от них требуется, — концентрироваться, выполнять, запоминать, вдумчиво слушать что-либо в течение длительного времени. Для них это тяжёлая задача, требующая больших усилий.

Попытки родителей восстановить контроль над поведением ребёнка с импульсивным типом СДВГ (например, поймать и посадить рядом с собой, чтобы не бегал) могут быть встречены агрессией с его стороны: истерикой, криками, разбрасыванием вещей, попыткой ударить, укусить взрослого или сделать что-нибудь в знак протеста.

Те или иные черты гиперактивности, импульсивности и невнимательности есть практически у всех детей. Разница заключается в том, что у здорового ребёнка «эмоциональные качели» менее выражены, проявляются не так часто и проходят легче для него самого и для окружающих. Он может самостоятельно успокаиваться и сдерживать чувства, а также поддаётся контролю со стороны. И, что важно, не выделяется своим девиантным поведением на фоне других детей.

Однако если у родителей нет опыта общения с детьми, они часто не обращают внимания на проявления СДВГ, списывают поведение ребёнка на особенности характера и борются с ними исключительно воспитательными методами.

Возможные симптомы СДВГ у детей:

  • Гиперактивность;
  • Эмоциональная лабильность: неспособность контролировать яркие эмоции, нетерпеливость, частые изменения настроения;
  • Отсутствие концентрации внимания и быстрая смена его фокуса;
  • Повышенная агрессивность, раздражительность, плаксивость — особенно если что-то идёт не так, как того хотел ребёнок;
  • Нелогичные действия (например, ребёнок может убежать, хотя его попросили сидеть на месте).

Проявления СДВГ у подростков и у взрослых

СДВГ сохраняется приблизительно у 50–80% людей в подростковом и взрослом возрасте. Постепенно синдром становится менее заметным. Импульсивность проявляется более мягко и превращается во внутреннюю тревогу, но может сохраниться эмоциональная лабильность. Она выражается нетерпеливостью, чрезмерной возбуждённостью из-за любых событий и бездумными действиями: например, бессмысленными и безответственными тратами, суетливостью, вспыльчивостью и вспышками гнева «на ровном месте».

Нарушения внимания у взрослых проявляются неспособностью рационально распределять время, определять приоритеты, планировать дела и доводить их до конца. Любые задачи, состоящие из нескольких этапов, требующие запоминания информации и длительного умственного напряжения, могут стать для человека с СДВГ настоящей проблемой.

Кроме того, люди с СДВГ могут часто менять увлечения. Связанную с ними деятельность они редко доводят до конца: оставляют начатые вышивки, несобранные модели и так далее.

Цитата

У взрослых с СДВГ на первый план выходит тревожность, а также неспособность распределять время, выстраивать приоритеты, концентрироваться.

Важно отметить, что проявления синдрома зависят от пола человека. Так, у девушек и женщин встречается преимущественно невнимательный тип СДВГ. Гиперактивность, если она есть, проявляется умеренно: болтливостью, суетливостью, некоторой рассеянностью и чувствительностью к стрессам. Во многих странах такие черты считаются особенностью женского поведения и им не придают значения.

У юношей и мужчин обычно диагностируют смешанный тип СДВГ. Помимо невнимательности, у них в некоторой степени сохраняется вспыльчивость, потому люди со смешанным типом расстройства могут часто испытывать проблемы в общении, попадать в ДТП из-за импульсивных манёвров на дороге, а также ввязываться в конфликты дома и на работе. Всё это может сопровождаться постоянным внутренним чувством тревоги, вины из-за невозможности справиться со всеми рабочими вопросами и задачами, делать успехи в учёбе или карьере.

Причины СДВГ

Конкретной причины, по которой у детей развивается синдром дефицита внимания, до сих пор не выявлено. Однако учёные заметили, что структуры некоторых частей мозга у детей с СДВГ работают не так, как должны. Например, лобная доля, префронтальная и задняя теменная кора, которые отвечают за исполнительские функции: контроль эмоций, поведения, социально неприемлемых реакций, а также активное внимание, планирование деятельности, движений и речи.

Ребёнок с СДВГ не может полностью контролировать своё поведение из-за особенностей работы мозга.

Выделяют две основные группы причин, из-за которых происходят изменения в работе мозга: генетические и биологические.

Генетическая предрасположенность — одна из самых распространённых причин появления СДВГ. Наследуемость патологии от близких и дальних родственников составляет около 76%.

Как правило, детям передаются мутации в генах, отвечающих за обмен дофамина и норадреналина. Это нейромедиаторы — вещества, которые отвечают за передачу сигналов между клетками мозга (нейронами). Из-за неправильного обмена нейромедиаторов нарушается работа мозга и появляются характерные признаки СДВГ.

Нейроны «общаются» друг с другом с помощью нейромедиаторов и электрических импульсов. Любое искажение таких сигналов влияет на работу мозга

Биологические причины — факторы, которые могли повлиять на развитие головного мозга ребёнка. Это употребление матерью алкоголя и психотропных веществ в период беременности, а также некоторые патологии. Например, недоношенность, низкий вес новорождённого, травмы мозга или перенесённое кислородное голодание (гипоксия).

Остальные причины, которые могут спровоцировать обострение симптомов СДВГ, относятся скорее к факторам риска.

Факторы риска СДВГ

Как описано выше, СДВГ развивается на фоне неправильной работы мозга — это первопричина болезни. Однако из-за влияния неблагоприятных факторов внешней среды симптомы СДВГ могут усилиться.

Факторы, способствующие усугублению состояния при СДВГ:

  • Социальные — внутрисемейные конфликты, присутствие в окружении людей с агрессивным поведением, тяжёлые ссоры между родителями, алкоголизм в семье, телесные наказания. Эти факторы стирают грань между «хорошим» и «плохим» поведением. Так, если ребёнок видит, что родители дерутся между собой или применяют к нему насилие (удары, физическое удержание на месте), он считает такой способ взаимоотношений нормальным и может применять его к сверстникам, не пытаясь сдерживать себя;
  • Психологические — ругань, осуждение и критика со стороны взрослых не учат ребёнка справляться со своими импульсами. Напротив, он становится более закрытым: развивается низкая самооценка, пропадает мотивация исправлять поведение или обсуждать со взрослыми проблемы, связанные с самоконтролем. В некоторых случаях у ребёнка может обостриться раздражительность и агрессивное поведение;
  • Пищевые — недостаток веществ, которые нужны для работы мозга, может способствовать развитию симптомов СДВГ. Это различные витамины, макро- и микроэлементы (особенно магний), а также полиненасыщенные жирные кислоты омега-3.

Осложнения СДВГ

СДВГ не приводит к развитию других заболеваний, но может стать причиной различных социально-психологических нарушений. Например, неумения общаться с другими людьми и выстраивать межличностные отношения. Часто СДВГ приводит к низкой самооценке, развитию чувства неполноценности из-за отсутствия успехов в учёбе.

Во взрослом возрасте СДВГ может стать причиной проблем в работе, а также социального неблагополучия: склонности к употреблению наркотиков, злоупотреблению алкоголем, совершению преступлений и правонарушений.

Диагностика СДВГ

Диагностикой синдрома дефицита внимания и гиперактивности занимаются преимущественно психиатры.

Прежде всего врач проводит опрос родителей ребёнка или уточняет у самого пациента, какие признаки патологии он за собой замечает и как давно. Основной диагностический показатель СДВГ — проявление симптомов нарушения уже в детстве.

Если СДВГ подозревают у ребёнка, врач расспросит его мать о течении беременности. Затем специалист уточнит, в каких условиях живёт пациент, как ведёт себя в разных ситуациях: дома, на улице, в школе или на работе.

Во время опроса врач наблюдает за поведением пациента, при необходимости проведёт дополнительные тесты двигательной функции, рефлексов, координации и чувствительности разных частей тела.

Для оценки состояния организма и выявления нарушений со стороны внутренних органов (они иногда влияют на поведение детей и взрослых) врач может назначить клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи.

Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой и СОЭ (с микроскопией мазка крови при выявлении патологических изменений)(венозная кровь)

Неусидчивость и избыточная активность могут быть проявлениями некоторых патологий, поэтому также необходимо исследовать функцию щитовидной железы, надпочечников, половых желёз.

Диагностика психического состояния пациента включает:

  • Вопросы о пространстве и времени (где он находится в момент разговора, где живёт, какое сейчас число, день, месяц и год — если пациент не маленький ребёнок и уже знает, как ответить на такие вопросы);
  • Оценку речевого развития, способность реагировать на обращение, поддерживать беседу, понимать сложные предложения, слушать их до конца;
  • Оценку когнитивных функций (причинно-следственные связи, логика, анализ);
  • Способность фокусировать и удерживать внимание, не отвлекаться на посторонние предметы.

Для проверки интеллекта, логики и внимания могут использоваться различные упражнения, шкалы и тесты. Например, таблицы Шульте (поиск или распределение цифр в определённой последовательности), счёт по Крепелину (вычитание и складывание однозначных и двузначных чисел), корректурная проба Бурдона (пациент должен найти и вычеркнуть определённые символы из несвязного текста).

Вариант таблицы Шульте. Может применяться для диагностики СДВГ

Чтобы окончательно диагностировать СДВГ, врач может проверить соответствие симптомов списку из диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), разработанного психиатрами из США.

Согласно этому руководству в 5-м издании, диагноз «СДВГ» ставится, если у ребёнка после 12 лет есть не менее 6 симптомов из списка. Начиная с 17 лет для диагноза «СДВГ» достаточно 5 симптомов из двух категорий, связанных с дефицитом внимания и гиперактивностью/импульсивностью.

Симптомы дефицита внимания по DSM-5:

  • Часто не уделяет внимания деталям, по небрежности допускает ошибки в выполнении заданий в школе или на работе.
  • Часто испытывает проблемы с концентрацией внимания во время игры или при выполнении заданий (на уроках, во время разговоров, лекций, чтения).
  • Часто выглядит так, будто не слышит обращённую к нему речь (кажется, что человек на чём-то сконцентрирован, хотя видимый объект фокуса внимания отсутствует).
  • Часто не доводит до конца начатые дела: домашнюю работу, обязанности по дому или на рабочем месте. Не может строго следовать инструкциям, быстро отвлекается.
  • Часто испытывает трудности в организации и планировании деятельности. Работает хаотично. Не может распределить время, нарушает сроки выполнения задач. Не справляется с последовательными действиями, не поддерживает порядок на рабочем месте.
  • Часто избегает задач, требующих постоянной умственной работы (подготовка больших домашних заданий, у взрослых — курсовых работ, больших отчётов).
  • Часто теряет вещи разной значимости (от карандашей, резинок для волос и тетрадей до кошелька, банковских карт, ключей от дома, документов, мобильных телефонов).
  • Часто отвлекается на посторонние раздражители (у детей это могут быть игрушки или любые другие интересные объекты, у подростков и взрослых — даже собственные мысли, не связанные с основной задачей).
  • Часто забывает о делах (о назначенных встречах, задачах, обязанностях).

Симптомы гиперактивности и импульсивности по DSM-5:

  • Часто ёрзает на месте, совершает бессмысленные движения пальцами, руками, ногами.
  • Часто покидает своё место в классе или на работе (даже если это не позволено, например на уроке в школе или на совещании в офисе).
  • Часто бегает вокруг какого-либо предмета, лазит, когда такое поведение неприемлемо (у подростков и взрослых может проявляться чувством беспокойства).
  • Часто не может спокойно играть или что-либо делать. Проявляется как неспособность подолгу заниматься одним видом деятельности.
  • Часто суетится. Не может подолгу сидеть неподвижно — например, в кафе, на совещаниях.
  • Часто и очень много разговаривает. Особенно сильно это заметно, если беседа неуместна или бессмысленна.
  • Часто даёт ответ, не обдумав его или не дослушав вопрос.
  • Часто проявляет нетерпеливость, не может спокойно ждать своей очереди, стремится обойти её.
  • Часто перебивает, встревает в разговор других людей. Может намеренно пользоваться чужими вещами без спросу, вмешиваться в работу коллег, перехватывать дела или задачи без их ведома.

В сложных случаях может потребоваться аппаратная диагностика СДВГ. В таком случае пациента направляют на энцефалограмму (она отражает функциональную активность разных отделов мозга), реоэнцефалограмму (позволяет оценить функцию сосудов головного мозга), а также на эхоэнцефалограмму и компьютерную или магнитно-резонансную томографию — эти исследования применяются при подозрении на врождённые или приобретённые патологии головного мозга.

Как правило, диагноз «СДВГ» основывается на анамнезе, симптомах, поведении пациента и результатах тестирования. Аппаратная диагностика применяется реже.

Лечение СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности успешно лечится, если родители ребёнка во-время обратились к врачу. Существует два основных метода коррекции симптомов СДВГ: психотерапевтический и медикаментозный.

Поведенческая психотерапия

Для лечения широко применяются психотерапевтические методики, включающие семейную и поведенческую терапию. Врач объясняет родителям, как им следует вести себя с ребёнком, чтобы помочь ему научиться контролировать свои действия и эмоции. Например, хорошие результаты лечения наблюдаются при введении системы поощрений: если ребёнок выполняет поручение как нужно, он сразу получает похвалу или награду.

При работе с самим пациентом специалист проводит терапевтические беседы, обучает его самоконтролю и фокусированию внимания в игровой форме. Если человек взрослый, врач расскажет, какие приёмы и упражнения можно использовать для улучшения состояния.

Кроме того, родителям детей с СДВГ рекомендуется провести беседу с учителями в школе, обсудить состояние ребёнка и рекомендованные способы воздействия на него. Агрессия со стороны преподавателей может обесценить все усилия психотерапевта и родителей. В таком случае есть риск, что признаки СДВГ сохранятся во взрослом возрасте, что приведёт к снижению качества жизни пациента.

При необходимости (например, при тяжёлом течении СДВГ) можно выбрать особое учебное заведение с грамотными педагогами, у которых есть опыт работы с детьми с СДВГ. Может быть полезно также нанять для ребёнка репетиторов. При обучении по особой программе и при индивидуальном подходе ребёнку будет легче усваивать материал.

Медикаментозная терапия

Как правило, лекарства назначают только со школьного возраста и в случаях, когда психотерапия неэффективна — обычно при тяжёлом течении болезни. Поскольку причина СДВГ — биологические процессы в мозге, их корректировка может ослабить проявления патологии и помочь пациенту с самоконтролем.

Для лечения СДВГ применяют ингибиторы обратного захвата норадреналина, антагонисты адренорецепторов и другие лекарственные препараты, которые регулируют количество нейромедиаторов и их обмен в мозге. Однако в некоторых случаях могут проявляться побочные эффекты таких препаратов. Среди них тошнота, головокружение, нарушения сна, агрессивность и раздражительность, сонливость, а также другие симптомы, которые могут затруднять лечение.

Вспомогательные методы терапии

Пациентам с СДВГ рекомендуется регулярная дозированная физическая активность — она улучшает состояние и снимает симптомы гиперактивности у детей.

Также детям и взрослым с синдромом дефицита внимания и гиперактивности следует правильно питаться, соблюдать режим дня, спать не менее 8 часов в сутки.

Прогноз при СДВГ

Около трети детей «перерастают» синдром дефицита внимания и гиперактивности. С возрастом мозг приспосабливается к особенностям обмена нейромедиаторов или он восстанавливается и симптомы становятся практически незаметными.

Цитата

Однако около 50% взрослых, у которых был диагностирован СДВГ в детстве, отмечают, что проявления синдрома сохраняются. Они мешают общаться с другими людьми, строить карьеру и налаживать личную жизнь.

На прогноз синдрома положительно влияют хорошие семейные взаимоотношения, своевременное прохождение психотерапии или лечение медикаментами, а также грамотная работа педагогов в процессе обучения ребёнка.

Если СДВГ сочетается с психическими заболеваниями или травмами, прогноз менее благоприятный. Развитие синдрома может усугубить состояние пациента и привести к снижению качества его жизни.

Источник: gemotest.ru

  • Нравится 1
  • 0
  • 5 856

0
5,9k
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...