Перейти к публикации

Сур-олень шестикрылый – мифический образ оленя в болгарском фольклоре

Викуся
  • · 3 минуты на чтение

Олень и подобные ему животные с самых древних времен присутствовали в мифологии и ритуалах многих народов разных континентов. Культ к оленю, жизненно важному для выживания и развития людей зародился задолго до появления такого важного для людей животного, как лошадь или бык, еще в каменную эру. Особенно почитали это животное народы Европы, Кавказа, Сибири. Свидетельства об этом археологи обнаруживают в пещерных рисунках, бронзовых статуэтках, изображениях на древних предметах обихода. Олень почитался как тотем, как посланник солнца, был помощником шаманов в их путешествиях в потусторонний мир.

1.jpg

В фольклоре болгар олень радуется особому почтению. Согласно народным представлениям, он является обитателем неприступных горных хребтов, пьет воду из неизвестных людям озер, где водятся лесные русалки, змеи и драконы. Крупное животное является другом русалок. Во многих народных песнях эти красивые и коварные существа изображены, подпоясавшись поясами небесной радуги, вооруженные золотыми луками и стрелами, верхом на сером олене шестикрылом, со змеями в руках вместо поводов.

По-болгарски часто говорят сур-олень, что, скорее, значит серый, светлый, либо же блестящий, золотистый и связано с символикой солнца. Такое определение относится к очень давним временам, и ряд лингвистов связывает его с санскритским словом «сурия», тождественным солнцу. Показательно, что подобный эпитет применим и к другим мифическим существам в болгарском фольклоре, как змей, медведь, птица и вол.

Предположение о солнечной символике оленя подтверждается текстами песен колядников, совершающих святочный обряд, в которых олень часто появляется в необычном образе: на лбу ясное солнышко, на груди яркий месяц, на спине мелькают звезды. Не случайно святой Николай /Санта Клаус/, Дед Мороз, а в Болгарии Дед Коляда, непременно изображаются в компании с оленем. И важно отметить, что эти песни, исполняемые на Рождество Христово и связанные с зимним солнцестоянием, пришли к нам с более ранних времен и других обычаев. Ведь они означают самый короткий день и рождение нового солнца.

Согласно другим притчам, олень - это еще и слуга Божий. Время от времени Господь посылает на землю ангелов и святых в образе оленя. Потому и существует строгий запрет пакостить священному животному, а нарушившему запрет несдобровать. С другой стороны, с далекого прошлого до нас дошли сведения о ритуалах принесения в жертву именно оленя. Во многих селах страны рассказывают легенду о спускающемся с гор олене, приносящем себя в жертву добровольно. Однажды животное припоздало, прибыло усталое и потное, но изголодавшиеся люди не дождались, чтоб оно даже дух перевело, и зарезали на жертвенное угощение. С тех пор перестали олени с гор спускаться к ним, а селянам с той поры приходится довольствоваться быком или бараном.

Существуют верования, что и человек может превратиться в оленя по воле Божьей или путем колдовства, как говорится в сказке о «Братце олене». Мальчик превратился в это животное, выпив воды из следа оленьего копытца, однако позже, когда его полили водой из того же следа, он обрел человеческий образ. Некогда оленьи рога славились своими волшебными свойствами и очень высоко ценились. Так как самцы меняют их периодически, то и найденные в лесу рога подбирали и ставили на видном месте в доме, дабы служили они оберегом от порчи. Согласно поверьям, порошок таких рогов, выпитый с водой, лечил от сглаза и испуга. А монахи Рильского монастыря изготовляли из найденных вокруг обители рогов медальоны в виде крестиков, очень ценимые паломниками, убежденными в их великой силе воздействия.

  • Нравится 1
  • 0
  • 3 500

0
3,5k
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...