Действительно, экзамен считается устным, но выглядит эта процедура как сдача письменного экзамена, потому что все Ваши ответы должны быть записаны при подготовке.
Если у Вас нет таких записей, Вам в лучшем случае поставят «три»: отвечая на любой вопрос. Вы можете оговориться, за что Вам сразу же снизят балл. Доказать, что это оговорка, невозможно, однако если у Вас имеются записи, в которых дан правильный ответ, это послужит доказательством, что Вы действительно оговорились.
Кстати, бывает, что экзаменаторы нарушают правила приема устного экзамена и принимают экзамен не вдвоем, а по одному, чтобы сэкономить время. Если Вас не устраивает оценка, то Вы в конфликтной комиссии должны указать, что у Вас принимал экзамен только один преподаватель, и тогда результат этого экзамена не должен засчитываться. Так Вы получите шанс пересдать экзамен. Устный экзамен, в отличие от письменного, имеет свои преимущества и недостатки. Недостатки: если экзаменатору потребуется Вас «завалить», он Вам всегда сможет поставить «два».
Преимущества: можно и нужно попытаться расположить экзаменатора к себе так, чтобы он поставил Вам хорошую оценку. Искусство располагать людей к себе достигается тренировкой, поэтому если Вам необходимо сдавать устный экзамен, Вы должны готовиться еще по одному предмету - «искусству общения». Существует несколько правил, которые нужно не только запомнить, но и научиться ими пользоваться. Другими словами, методом проб и ошибок в течение ряда лет Вы должны применять их на практике, каждый раз анализируя свои успехи и неудачи.
Правило 1.
Улыбайтесь! Улыбайтесь. Любому человеку свойственно сопереживание эмоционального состояния собеседника. Если собеседник испытывает отрицательные эмоции (страх, подавленность), он их выражает специфическими движениями, передавая информацию о своем состоянии окружающим. Эта информация по каналам связи передается другим людям, которые начинают сопереживать, т. е. у них также возникают отрицательные эмоции. В театре, например, искусный актер заставляет зрителей плакать и смеяться, используя выразительные движения и другие приемы. Если Вы своими действиями во время экзамена вызовете отрицательные эмоции у экзаменатора, то вряд ли сможете получить хорошую оценку. Следовательно, Вам надо показать, что у Вас все хорошо. Вы все знаете. Изобразите на своем лице улыбку - и Вы и увидите, что экзаменатор улыбнется Вам в ответ, т. е. Вы вызвали у него нужную эмоцию. Теперь можно начать говорить. Скажите ему с улыбкой: «Здравствуйте».
Правило 2.
Любите Вашего экзаменатора! Только искренность Ваших эмоциональных реакций может вызвать эмоциональное сопереживание экзаменатора. Для того, чтобы добиться искренности, необходимо перевоплотиться, как говорят актеры, а для этого надо представить, что Вы очень уважаете и даже любите Вашего экзаменатора.
Правило 3.
Никогда не спорьте с экзаменатором! Если Вы поспорили с другом. Вы с ним можете рассориться всего лишь, а если Вы поспорили с экзаменатором, то вряд ли он поставит Вам хорошую оценку, даже если правда на Вашей стороне Дело в том, что, доказывая свою правоту. Вы тем самым косвенно утверждаете, что Ваш оппонент глуп или плохо знает предмет. Как же быть, если ваши точки зрения не совпадают? Надо выяснить, почему они не совпадают. Может быть. Вы говорите об одном и том же, но только разными словами. Попытайтесь вникнуть в аргументы Вашего оппонента, лучше выяснить его точку зрения. Если Вы все же не можете с ним согласиться, запишите свой ответ для конфликтной комиссии, а потом поищите хорошего специалиста и проконсультируйтесь у него по этому спорному вопросу. Кстати, Ваши ответы должны быть написаны разборчиво, чтобы легко можно было их прочитать.
Правило 4.
Старайтесь записать не только Ваши ответы, но и вопросы, которые Вам задает экзаменатор в качестве дополнительных! Иногда экзамен принимают сотрудники института, плохо знающие школьную программу. Такие экзаменаторы склонны задавать вопросы, выходящие за рамки школьной программы, то есть те вопросы, которые не освещены в школьном учебнике. Ответы на эти вопросы Вы не обязаны знать.
Если же экзаменатор скажет, что Вы поступаете, например, в медицинский институт, где требования выше, чем требования школьной программы, Вы можете пожаловаться на него ответственному секретарю, так как это нарушение требований проведения приемных экзаменов. Здесь Вы должны проявить твердость, но «облачить эту твердость в мягкие одежды». Помните, что злить экзаменатора никак нельзя.
Правило 5.
Не торопитесь с ответом! Если Вам задали дополнительный вопрос, попросите время для размышлений. За это время запишите вопрос и хотя бы несколько слов в качестве ответа.
Правило 6.
Не прерывайте своего ответа на вопрос. Чтобы Вам не задавали дополнительных вопросов, необходимо не прерываться во время ответа на поставленный вопрос. Как же быть, если Вы все рассказали по данному вопросу и больше ничего не знаете? Поступите следующим образом вспомните, о чем Вы только что говорили, и начните с любого Вами упомянутого термина - раскрывайте его смысл и значение. Главное - говорите непрерывно обо всем, что знаете! Но как же перейти к следующему вопросу билета? Отвечая на первый вопрос, перейдите ко второму вопросу словами: «Кстати, это иллюстрируется на примере второго вопроса».
Правило 7.
Не бойтесь спрашивать себя! При переходе от одной темы к другой задайте себе сами вопрос, а потом отвечайте на него. Для этого нужно, чтобы вопрос носил проблемный характер. Отвечая на такие вопросы, приводя фактические данные. Вам удастся показать экзаменаторам, что Вы не только хорошо знаете данный материал, но и осмыслили его. Если Вам не удается ответить на один из таких вопросов. Вы можете попросить экзаменатора высказаться по этому поводу, и тогда у Вас может завязаться дискуссия, что еще больше повысит Ваш рейтинг в глазах изумленного экзаменатора. И здесь Вам хорошо бы применить следующее, 8-е правило.
Правило 8.
Хвалите экзаменатора! Как только экзаменатор вступит в дискуссию, начинайте хвалить его за глубину знаний, выказывая перед ним свое восхищение. Это самый сильный эмоциональный фактор, который безусловно действует при завоевании симпатии любого человека. Не уставайте восхищаться им, и он обязательно отзовется на Ваши похвалы. Правда, здесь важно не перестараться, поэтому необходима предварительная тренировка на своих товарищах и знакомых, чтобы почувствовать эффективность этого метода и границы его использования. Если Вы будете употреблять имя и отчество экзаменатора при ответе, это еще более расположит его к Вам. Как их узнать? Можно познакомиться с экзаменатором на консультации или спросить его имя у членов экзаменационной комиссии.
Правило 9.
Ваш голос должен быть низким! Замечено, что сильное впечатление на человека производит низкий голос. Поэтому при устном ответе старайтесь отвечать самым низким своим голосом. Девушкам хорошо бы «обзавестись» грудным голосом. Потренируйтесь, чтобы поймать нужные интонации.
Правило 10.
Во время ответа не бойтесь жестикулировать! Жестикуляция отражает Ваше эмоциональное состояние, выражая его еще сильнее, чем простая работа мимических мышц. Жестикулируя, Вы можете легче добиться нужной эмоциональной реакции преподавателя во время экзамена.
Правило 11.
Следите за реакциями экзаменатора! Отрабатывая методы привлечения людей на свою сторону, обращайте внимание на их реакции на все Ваши «происки». Тогда Вы сможете определить, в каком состоянии находится экзаменатор. Постоянно контролируйте это состояние, корректируя его своими выразительными жестами и эмоциональными реакциями. Например, если при ответе Вам удалось добиться того, что экзаменатор постоянно говорит вам «да» или утвердительно кивает головой, значит, все в порядке. Вы смело можете продолжать изложение материала. Если же экзаменатор отвлекся, необходимо поставить вопрос - обычно вопросы стимулируют внимание - и продолжать свой победный ответ.
Правило 12.
Нечестный способ втереться в доверие. Любой человек озабочен своими проблемами больше, чем чужими. Например, Вам очень интересно, как нужно сдавать устный экзамен, как подчинить себе волю другого человека, поэтому Вы дочитали текст до этих строк, Отвечая на вопрос, понаблюдайте за экзаменатором и подумайте, чем он может интересоваться, а потом, если удастся, переведите разговор на эту тему. Вы увидите, с каким интересом он Вас выслушает. Например, если Вы каким-то образом обнаружите, что он автолюбитель, то переведите разговор на проблемы автолюбителей.
Он почувствует в Вас «родственную душу» и поймет, что такому человеку, как Вы, ставить плохую оценку нельзя. Конечно, этот способ трудно применить на экзамене, но Вы можете воспользоваться им, например, на консультации или когда сдаете документы. Можно даже сделать предварительную разведку, расспросив о нем студентов этого факультета. Все эти способы тайного влияния на психику людей требуют длительной тренировки и анализа результатов. Лучше всего тренироваться сначала на Ваших родителях, потом - на товарищах, потом - на учителях. Когда Вам удастся сломить сопротивление самого вредного учителя, смело можно идти на экзамен!
- экзамен
- студенты
- 1
- 0
- 886