Учения Фрейда и Юнга навсегда изменили представление о механизме работы человеческой психики и оказали огромное влияние на науку и культуру XX века.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка модели психики, состоящей из «Оно», означавшего неизвестную силу, управляющую поступками человека, «Я» — личность человека, его разум, и «Сверх-Я» которое включает самонаблюдение, идеалы, совесть. Суть другой теории Фрейда — Эдипова комплекса — заключается в обозначении отношения ребёнка к своим родителям, проявлении бессознательных влечений. Фрейд полагал, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая по мере его взросления проходит определённые стадии развития, и что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, По мнению Фрейда — детство самый значимый период, откуда исходят все причины дальнейшего психологического развития человека.
ЦитатаИзвестно выражение Фрейда: «Все мы травмированы нашими родителями».
Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими того времени и на протяжении всей его жизни не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе.
Одни писали о нем восторженно: «Как ни странно, но до Фрейда исследователи считали почти безнравственным рассмотрение сексуальных проблем и психологической стороны любовных отношений». Российский философ Мареев рассматривал фрейдизм как одну из трёх основных, наряду с марксизмом и христианством, систем мировоззрения XX века».
Однако было немало критических замечаний, так, Эрих Фромм подверг критике каждый значительный аспект фрейдистской теории, Серьёзной критике подверглась и сама личность Фрейда. В частности, его упрекали в «ненаучности», утверждали, что его клинические исследования были зачастую ошибочными, а он сам проявлял сексизм. Помимо этого, учёного обвиняли в подведении психологической основы под практически любое заболевание. Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи и по сей день считают некоторые его труды интеллектуальным шарлатанством.
В 1884 году Фрейд увлекся идеей лечения нервных болезней новым препаратом — кокаином, он характеризовал его как эффективное обезболивающее средство дающее возможность проводить сложнейшие, хирургические операции. Однако, желаемого результата достичь так и не удалось — у больных развивалась привязанность к новому веществу, начались сильные боли и галлюцинации. Но энтузиазм Фрейда не уменьшался, воздействие опасного вещества он не только испытал на себе, но и распространил на многих знакомых. Вскоре появились работы, доказывающие несостоятельность его позиции, кокаин «был публично осуждён как одно из бедствий человечества.
Карл Юнг с самого детства верил в то, что в нем существуют две личности: одна из них, незрелая, жила в 20 веке, вторая, гордая и авторитетная — в 18-ом. Обучаясь медицине в университете, он обнаружил, что психосоциальные заболевания являются болезнями личности.
Эта дисциплина включала как биологическое, так и духовное образование. Это было то, что он искал. Работая в психиатрической клинике в Цюрихе он познакомился с Зигмундом Фрейдом. Между ними, несмотря на разницу в возрасте — Юнг был на 20 лет моложе, сложились тесная дружба и профессиональные отношения.
ЦитатаВ отличие от убеждения Фрейда, что детство самый значимый период, откуда исходят все причины дальнейшего психологического развития человека, Юнг считал отправной точкой средний возраст.
Юнг начинал как последователь теории Фрейда, однако со временем создал собственную концепцию, объясняющую мотивы человеческих поступков с помощью «архетипических образов» и понятия «коллективное бессознательное». Он признавал, что многим обязан Фрейду, но всегда относился к учителю с немалой долей критики. Отказ Юнга от следования учению Фрейда привел к разрыву отношений между учеными. Юнг отказывался полностью принять мнение Фрейда о том, что либидо в конечном итоге определяло все — в том числе и психические расстройства. По Юнгу, взаимодействия личности с внешним миром обусловливались и поддерживались не только физической сущностью человека, его сексуальностью, он придавал большое значение духовным составляющим личности.
У Юнга были видения, и он слышал голоса. В одиночестве он начал практиковать метод, который он позже назвал активным воображением. Юнг записывал все, что чувствовал или видел, в дневниках. Затем он начал переписывать эти заметки в большую книгу, переплетённую красной кожей, над которой он работал с перерывами в течение 16 лет. Знаменитая «Красная книга» была опубликована лишь в 2009 году.
ЦитатаПри жизни Юнг выпустил много книг, в том числе «О летающих тарелках», «О вещах, наблюдаемых в небе», в которых он анализировал архетипическое и возможное психологическое значение наблюдений НЛО.
Юнг развил учение о коллективном бессознательном, а целью психотерапии — осуществление индивидуализации личности.
Он отрицал теории, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Юнг считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом, представленным с самого рождения», и что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».
Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. По Югу архетип — это врожденный потенциальный паттерн поведения, воображения или мышления. Можно сказать, что архетипический слой психики отвечает за интуитивный образ мышления — это определенный паттерн поведения человека.
Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. На основе тестирования Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.
Комплексы Фрейда всегда негативные. Например, «комплекс Электры», зависть у мальчиков к отцу, «Эдипов комплекс» — если ребёнок сможет успешно идентифицировать себя с родителем своего пола, то комплекс будет разрешён, если же нет, то влияние внутреннего конфликта может кардинальным образом повлиять на последующий выбор объекта любви и фиксацию сексуальной ориентации — гомо- или гетеросексуальной.
В комплексе Юнга есть и позитивный аспект. Например: «комплекс Наполеона», «комплекс власти». Комплексы проявляются в наших снах, порой нам становится жаль от того, что сон закончился, и в реальности мы не можем вести себя, так как хочется, а во сне вполне можем себе это позволить.
Так же между учеными расходились мнения в отношении понятий Сновидение и Символ.
Как Фрейд, так и Юнг увлеклись идеей Толкования сновидений как процесса раскрытия смысла и значения снов, направленного на расшифровку их бессознательного содержания. У Фрейда сны — выход энергии запретных желаний. По Юнгу, смысловое поле сновидения отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного — как индивидуального, так и коллективного. Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. У Юнга сны — архетипичны, носят социокультурный аспект. Юнг использовал общекультурные ассоциации в толковании сновидений. Не только личный контекст, но и то, что было когда-то, то, что заложено в коллективном бессознательном, его архетипическом слое. По Юнгу уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна.
Символ Фрейд наделял материальным значением, в то время как Юнг использовал термин «символ» как знак, обозначающий что-то хорошо известное, хотя и не воспринимаемое сознанием. Для него символ — это выражение интуитивного восприятия, некий неопределенный, неустановленный, о котором мы не обладаем точными знаниями, но осознаем его существование». По Юнгу символ — это выражение интуитивного восприятия.
Юнг высоко ценил интеллект Фрейда, но говорил в интервью: «Фрейд был сложным человеком. Он мне очень нравился, но я обнаружил, что если он что-то решил, то никогда не менял своего решения, тогда как я постоянно всё ставил под сомнение». Одним из кардинальных расхождений во взглядах двух великих людей была теория сексуальности Фрейда, с которой он стал идентифицировать свой научный метод, с чем Юнг не соглашался.
Сегодня специалисты при работе с клиентами применяют интегрированный психодинамический подход, методы, концепции классического и современного психоанализа, включая данные практик разных школ юнгианских аналитиков.
Источник: trendsetter.medium.com/зигмунд-фрейд-и-карл-юнг-15735f69622
- юнг
- фрейд
- 1
- 0
- 4 260