Все сновидения мы воспринимаем обыденным сознанием и мифологическим сознанием. Сны из обыденного сознания обычно бытовые, фрагментарные и в них нет целостности сюжета. Сны мифологического сознания — имеют ясную логику и лаконичность, насыщенную символизмом. В большинстве случаев сны оказываются на общей территории обыденного и мифологического сознаний. Мифологическое сознание представляет образы и сюжеты, которые описывают некий большой смысл. Обыденное сознание дает мозаику обыденных же сюжетов. Средним между ними оказывается метафорическое восприятие, когда одно обычное означает нечто другое. Мифологическое сознание сновидений развивается при подходящей психической конституции и достаточного опыта практики работы со сновидениями.
Стоит учитывать и потребности возраста. Детские сны и сны юности — чаще продукт обыденного сознания и состоят в рефлексии и переработки эмоциональных переживаний. В зрелом возрасте и при вовлеченности в разнообразные жизненные сюжеты, снится больше метафорических снов, в которых проявляется все больше символов и сами сюжеты концентрируются.
Обычные жанры начального этапа развития «тела сновидений» при преобладании обыденного сознания:
1. Сны-мультики. Часть снов можно назвать “мультиками”, то есть мешаниной неких образов и сюжетов, из которых вообще ничего не выцепить. Задача — сократить их количество, путем повышения осознания остальных снов.
Повысить степень осознанности снов можно только путем пристальной работы с ними: это записи и анализ снов и (или) рассказы и обсуждения с другими. Это один из способов развития мифологического сознания.
2. Сны — эмоциональное отреагирование. Они важны сами по себе как один из способов эмоциональной саморегуляции человека. Их имеет смысл запоминать и стараться понять, к какой части душевной жизни и актуальных событий они относятся.
3. Сны-квесты. Это обычный жанр для снов. Можно сказать, что тело сновидений таким образом готовится к волевым и эмоционально-волевым действиям наяву. Отдельного значения это как жанр не имеет. Важно, что именно вы делаете, с чем справляетесь, кто вам противостоит. После этого может быть ответ на вопрос “на что в моей жизни это было бы похоже”.
Это уже начало развития мифологического сознания в его героической форме.
Ниже классификация снов, которые снятся человеку, уделяющему некоторое внимание этой части жизни и, соответственно, с более развитым мифологическим сознанием.
Общая классификация развитых сновидений
1. По контролируемости — осознанности сновидений:
А) неконтролируемые сны. Самые правильные сны, но огни могут быть весомыми (запоминающимися и вероятно важными) и невесомыми (плохо запоминающимися, и вероятно, менее важными).
Б) контролируемые — в них мы понимаем, что это сон, но управляем сюжетом. Этот контроль управления имеет значение в мифологических снах. Для эротических и снов-развлечений управление скорее трата времени.
В) осознанные — в них мы так хорошо понимаем, что спим, что сюжета уже нет, а есть только пространство. Это хорошая практика для тренировки, но плохо в целом: мозг считает, что он не спит и фанатичные практики этого метода начинают видеть сны наяву (да, это вредно, можно попытаться вылететь из окна). Кроме того, в них нет нужной нам прогностики или рефлексии. Это модная и распространенная ньюэйджевая практика, но в течение последних 20 лет мы уже убедились, что она довольно бесполезна или вредна при долгом употреблении.
2. По сюжету и герою сны разделяются на
А) сюжетно-местные — есть сюжет, связанный с местом и он прерывается или нет, в зависимости от смены локации
Б) по герою — сновидец может быть главным героем, может быть наблюдателем, в течение одного сна такая роль может меняться. И это бывает важно для интерпретации (не меняет смысл, но расставляет акценты).
В) образные сны. Чисто образные бывают не часто, но важны. Это буквальные знаки.
3. По степени символичности:
А) мифологические — все, что происходит во сне, будто бы происходит на самом деле, но в мифической реальности — они могут не означать ничего другого, кроме того, что было буквально выражено. Прямое взаимодействие с умершими предками (не всегда, зависит от послания, если оно есть) или святыми фигурами (тут обычно всегда есть послания) делают сон мифологическим.
Б) символические — с универсальной культурной символикой, если на такие подсаживаться, как делают юнгианцы, то таких снов будет много, но практической пользы от них меньше (“Это просто красиво” часто). Высший уровень развития символических снов это архетипические сны, которые могут быть условно “юнгианскими” (Король, Королева, Принц, Принцесса как тетрада личности) и “алхимическими” (например, Ворон в огне и т. д.).
В) знаковые — сны попроще, в прогностике — красиво-очевидны, смысл знаков приходится искать по сонникам, выискивая в кучах эзотерического дерьма крупицы стоящих значений; но искать стоит. Без сонников — тоже реально интерпретировать, особенно если уже есть привычка к толкованию сновидений и знаешь свою стилистику.
4. По художественному замыслу:
А) Художественные сны. Они могут быть похожи на т. Н. «мультики», но отличаются логичным и связным сюжетом. Тогда к ним стоит относиться как к нарративу, истории, которая должна быть услышана и рассказана (если сновидец участвует в группе сновидцев или кому-то еще привык рассказывать свои сны). Это «истории, которые нам зачем-то нужны».
Б) “Истории чужих жизней”. Близкие к мифологическим и художественным, но не символические сны: истории чужих жизней, образы и сцены, даже жизнь и смерть. Встречаются у творческих людей, которые не занимаются практиками сновидений.
В) Цикловые сны — сны, картины которых повторяются в разных вариантах в разных снах или постепенно разворачивается один и тот же сюжет. Они важны в актуальный момент времени. Обычно это значимая тема в реальном времени.
5. По общему жанру эмоциональной рефлексии:
А) Рефлексии, переживания. Сны — подтверждение “формата своего эго” или базовых сценарных социальных сюжетов. Эти непрогностичны, они говорят нам “это есть” или “я сейчас/вообще такой”.
Б) Трагические сны — сны-переживания, в которых отыгрываются максимально трагичные возможные события: потеря детей, смерть близких.
В) Компенсаторные сны. Воплощения наших самых прекрасных фантазий, в максимально буквальном смысле без всяких метафор. По воздействию — что-то вроде успокоительной волшебной таблетки. По смыслу, иногда ироничны, если понимать, что это все неправда.
Обратная сторона этих снов — отыгрывание опасений, обычно самых напряженных и тягостных в текущий период времени и душевной жизни. Их цель, очевидно, также снизить эмоциональное напряжение через разрядку (при слабом состоянии человека они могут превратиться в кошмары).
Г) Психотерапевтические сны — частые сны клиентов психотерапии, отражают внутреннюю душевную работу, подстраиваясь под диалог с психотерапевтом. Нередко архетипичны, с разной символикой. Или же отражают разные формы эмоциональной рефлексии.
6. Прогностические или «вещие сны» — любые сны, которые удалось правильно интерпретировать. Можно их назвать прогностическими, если удалось расшифровать будущие события до их исполнения, и «ретрогностическими», когда удалось распознать уже после случившегося. Последних в плотной практике обычно большинство, но какие-то намеки на будущее есть почти всегда. (Это еще к религиозно-философскому вопросу о свободе воли: выбор, если он есть, должен оставаться за человеком.)
7. Морализаторские сны. Морализаторские сны показывают нам в чем мы были неправы. Это дает нам возможность быть лучше или исправить, или “больше так не делать” и осознать.
8. Родовые сны исходят из условного “мифологического родового тела”, где организм — история рода в нескольких поколениях. Мы мало об этом знаем, если не идти за спекуляциями. Пока можно сказать, что “тело рода” заинтересовано не в отдельных личностях, а в продолжении себя как совокупности индивидов, объединенных кровными узами. Сны от “тела сновидений” обычно касаются тем рождения, брачных союзов, смерти, самого “родового древа”, а также взаимоотношений еще живых людей с покойными родственниками.
Во время войны как маргинальной ситуации, затрагивающей многих членов семьи и нередко угрожающей их существованию — родовые сны активизируются и распространяются среди родственников как единое поле переживаний.
Родовые сны могут смешиваться с тем, что мы воспринимаем как “сны прошлых жизней”. Пока, разумеется, у нас нет достоверных объяснений и доказательств такому опыту. Предположительно, мы считаем, что некоторые отпечатки жизни предков (части души предков также) могут составлять части родового поля и соответственно проявляться во снах. В отличие от того, что нам может казаться опытом индивидуальных прошлых жизней, в них есть эмоционально окрашенный, но не экзистенциальный (и не индивидуально экстатический) опыт. Также в них могут проявляться значимые имена, в том числе исторических фигур. К этому стоит относиться сугубо как к внутреннему опыту и личной (а не настаивать на универсальной) истории, по принципу субъективности “для меня это так”. Из интересного, это нередко женский опыт родов, включая необычные для современности практики, а также эмоционально окрашенное отношение к оружию разных исторических эпох. К ним же мы относим известные “сны о войне” прошлых эпох без яркого личного переживания субъектности.
9. “Ведьмины сны” — сны, в которых женщины летают, обычно на метлах или сходных предметах, кричат-визжат или воют особенным образом, превращаются в животных, а также собираются на “сборы ведьм”, где происходит разруливание какие-то ситуаций. Со временем пришлось выделить эти сны в отдельный жанр. И да, таким женщинам лучше начинать контролировать свои способности и заниматься практикой сновидений, и изучать остальное, найдя правильных учителей.
При этом просто сны с сюжетным волшебством или влиянием на других персонажей таковыми не считаются. Это могут быть просто фантазии — метафоры “сновидческого тела”. А простые сны с полетом — это показатель хорошей формы тела сновидений (удобнее всего это делать в осознанных сновидениях).
10. “Сны со зверями силы” — здесь так же, как и в предыдущем случае, я стараюсь находиться вне любой религиозной практики, в чистом мистическо-символическом поле непосредственного опыта сновидений. В таких снах у нас появляется и развивается контакт с неким животным (птицей) и он ощущается как значимый. Могут быть превращения в этого животного.
В отличие от неошаманистского подхода, я против фетишизации и анимализма, культа таких зверей (и реальных, и символа) в реальности. Однако вполне можно ощущать формат некоей личной энергии как родственный этому образу и действовать в соответствии с ним, при случае. Это полезный опыт и навык во вполне обычной жизни.
11. Психотические сны. Есть сны, которые показывают близость человека к психозу и тогда ему лучше сбавить обороты: не напрягаться умственно и эмоционально, не употреблять психоактивные вещества и не практиковать эзотерические практики.
12. Экзистенциальные сны. Обычно это само по себе какое-то сильное практически неописываемое иначе чувство и переживание — счастья, единения с Божественным и т. д.
13. “Сны прошлых жизней”. Они похожи на т. Н. Родовые сны прошлых исторических эпох и одновременно на экзистенциальные сны. Обычно это яркое субъектное переживание из явно прошлой исторической эпохи, сопровождающееся экзистенциальным опытом или переживанием очень личной экзальтации. От родовых снов их (не всегда, но часто) можно отличить по выраженной субъектности, осознанию самого себя (не той личности, которая наяву, а экзистенциально самим собой).
(с) Галина Бедненко, 2018
- сновидения
- сон
- 1
- 0
- 3 745