Перейти к публикации

Запрет на радость и удовольствия. Как шрамы воспитания. Виды родительских установок

Paul Kashirin
  • · 16 минут на чтение

Александр Пушкин когда-то сказал: «Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать». Знак равенства между «жить» и «страдать» - эта фактическое продолжение культа страданий, печали и самобичевания. Восприятие своей жизни, как постоянной жертвы может приносить множество болезненных ощущений становящихся привычными, несмотря на остроту переживаний и их яркость. Мужчины и женщины, находящиеся под действием этой установки, бессознательно, а часто и осознанно считают, что благополучие опасно, а радость разрушительна и за успехом приходят зависть, потери и горе. Такие иррациональные убеждения оказывают разрушающее действие на человеческие жизни надежнее, чем те страхи, которыми они своего владельца пугают.

1.jpg

И этот запрет не что иное, как «запрет на радость и удовольствие» — скрывающий за собой осуждение, обесценивание и высмеивание всего, что доставляет радость именно конкретной личности. Так уж устроены мы люди. Если женщину или мужчину подвергнуть осуждению, обесцениванию и высмеиванию, то большинство из них изменят свое поведение в сторону требуемого группой или значимым человеком. Это относится не только к детям, но вполне себе и взрослым людям, так что запрет может сформироваться не только в детском возрасте.

В повседневной речи - это послание может проявиться в следующих бытовых высказываниях от родителей, коллег, близких и родных людей:

  • «Вот сейчас ты смеешься, а потом плакать будешь!»
  • «Хватит хохотать, когда другим плохо!»
  • «За счастье нужно платить!»
  • «За всё хорошее, придётся расплачиваться»
  • «Не радуйся раньше времени!»
  • «Не показывай, какой ты умный, богатый, успешный, а то позавидуют люди, сглазят, и все потеряешь!»
  • «Нечего так громко смеяться, завтра плакать будешь!»
  • «Перестань уже себя вести как дурачок. Веди себя прилично, не позорь меня. Люди подумают о тебе, что ты ненормальный», - говорит мама, одергивая ребенка, который увидел что-то, обесценивая тем самым причину для радости.
  • «Подумаешь, было бы чему радоваться. Выиграла какую-то ерунду. Вот если бы ты миллион выиграла или хотя бы машину, тогда была бы причина, а сто рублей…».
  • «Ну и что, что у тебя получилось. Это бы у любого получилось. Как ребенок радуется, дурак дураком, честное слово. Этого же недостаточно чтобы быть лучшим».
  • «Сейчас не время радоваться…»
  • «Ой, давай потом. У меня голова от тебя болит или мне некогда или я устал или ты не вовремя…»
  • «Как ты можешь радоваться, когда мама (бабушка или отец болеет)? Тебе должно быть стыдно за твое поведение».
  • «Какая ты легкомысленная, у человека горе, а ты все о своем… ты понимаешь, что не время и не место для радости. Как тебе не стыдно радоваться, когда у твоей подруги такое…»
  • «В стране такое твориться, тут хот плачь, жизнь теперь такая тяжелая. Пора бы стать серьезней, ну сколько можно. Вот наладиться все, тогда и радуйся, но сейчас-то…»
  • «Вот школу или институт закончишь, замуж выйдешь, разведешься, детей вырастишь, денег заработаешь, квартиру купишь, на пенсию выйдешь… вот тогда и будешь радоваться».
  • «Какая я ужасная мать, у меня ребенок дома с температурой, а я тут с вами праздную и веселюсь… боже, как я могу, как же стыдно… как я ему буду в глаза смотреть?»

А сейчас-то что? Женщины и мужчины склонные к радостному, позитивному восприятию жизни часто могут испытывать чувство вины и стыда за свое поведение. Потому что боятся осуждения некоторых людей, считающих неуместным такое поведение в данное время и в данном контексте. Откладывая радость на потом человек теряет навык её испытывать, зато научается страдать и ходить с постным лицом.

Давайте рассмотрим, как работает эта установка. Чувство вины и стыда — социальный регулятор поведения. В детстве девчонки и мальчишки впитывают эту установку от своих родителей через самые распространенные правила, которые действуют в семье и запрещают детям выражать и проживать свою радость.

Правило 1: «Вот сейчас ты смеешься, а потом плакать будешь (хуже будет)!». Многим мужчинам и женщинам знакомо такое правило, так как они частенько используют такое выражение, говоря его своим знакомым или детям. Необходимо разобраться, в чем тут кроется опасность. Для ребенка, как и для любого взрослого, особо важно научиться: свободно и открыто выражать свою радость, наслаждаться своими успехами и просто хорошим настроением. Но, к сожалению, мышление мужчин и особенно женщин, впитало с молоком матери такой стереотип, что страдать намного благороднее и возвышенней, чем радоваться и наслаждаться жизнью. Поэтому успешный и жизнерадостный человек частенько может восприниматься другими с подозрением и недоверием, правда же?

Если вдруг вам становится не комфортно в ситуации, когда вы видите, что ваш ребенок смеется и хохочет от души, то подумайте, почему так? Может быть, вам привычнее видеть вокруг себя страх, грусть или злость. Это происходит, потому что родители беспокоятся за будущее своих детей, за то, что они станут легкомысленными, глупыми и бестолковыми. Поэтому начинают пугать их - вот смеешься сейчас, а что потом будет…!

Будущее будет таким, каким будет наше настоящее! Вспомните, что смех продлевает жизнь, скрашивает страдание и боль, помогает обрести спокойствие и радость в этом сложном и запутанном мире. А запрет радоваться убивает жизнь ребенка, вгоняет его в состояние жертвы и страдальца, несчастного человека, какими часто являются его родители и близкое окружение. В реальности такие дети во взрослой жизни сами не будут позволять себе радоваться, веселиться и наслаждаться жизнью. Они очень серьезные и важные люди, которые хорошо умеют страдать и делают это мастерски. А неумение жить сегодняшним днем, наслаждаться настоящим моментом, переживать те чувства, с которыми сталкиваешься сейчас, а значит правильно расслабляться, искренне смеяться вопреки всем трудностям. Это и есть последствие подавления чувства радости такими правилами!

Правило 2: «Хватит хохотать, когда другим плохо» пробуждает не что иное, как чувство вины и стыда, что ребенок или взрослый позволяет себе быть радостным, когда кому-то рядом плохо. И здесь, я сейчас не имею в виду на самом деле скорбное и печальное событие, где смех будет неуместен и неприличен. Я о таких семьях, в которых одному из родителей может быть плохо постоянно.

Например, отец - алкоголик. И в этом случае в доме воцаряется атмосфера страха, боязни и грусти. Ребенка постоянно упрекают, что он веселится, когда папе плохо после очередного запоя, когда он страдает от этого. Но ребенок же на самом деле не виноват плохом самочувствии отца и в его алкоголизме. Детство у него сейчас, поэтому ему хочет наслаждаться и радоваться жизни, играть с друзьями и хохотать от радости. И если ему запрещать это под предлогом, что нельзя смеяться при пьющем и страдающем папе, то большая вероятность, что этот ребенок, когда вырастет, тоже станет зависимым человеком (алкоголиком или наркоманом).

Например, тёте, которая чувствует себя плохо постоянно. В действительности все верно, ребенка нужно приучать сочувствовать, быть бережным в отношениях, тактичным в общении. Но если ребенок не научился проявлять чувство радости и удовольствия, то может сделать вывод: «пока вокруг себя я вижу хотя бы одного несчастного — нельзя радоваться!». Здесь важно показать, что радоваться нужно для того, чтобы подарить улыбку тому же «несчастному», обнять его, выслушать, развеселить, отвлечь на нечто позитивное, чтобы у него укрепилось желание жить и изменить свою судьбу к лучшему.

Но такая семья нересуразна, находясь под действием этого запрета, всей своей сущностью ощущает, что радоваться стыдно, а подавление радости вызывает раздражение, которое провоцирует обиду, гнев и злобу. Вся семья находится в раздраженном состоянии: «а чему радоваться то?» их раздражает чья-то улыбка, в том числе улыбка собственного ребенка (чего скалишься?), смех, чья-то радость, чей-то успех, веселая музыка и т. Д. Все это они воспринимают как личное оскорбление: им кажется, что над ними смеются и издеваются (нет понимания, что радоваться можно вполне искренне). И поэтому такие люди пытаются испортить окружающим настроение.

Правило 3: «Подумаешь, было бы чему радоваться» или «ну и что, что у тебя получилось». Для ребенка и взрослого очень важно радоваться своим достижениям и успехам, но и важно, чтобы другие тоже за него порадовались. Он считает, что если родители не любят его, или не очень любят, то в этом виноват он сам. И он считает, что родители будут больше уважать его, если он будет чего-то достигать в своей жизни, если у них будет что-то получаться. И ему так важно, чтобы значимые для него взрослые порадовались вместе с ним, поздравили его с успехом. И когда он идет домой с пятеркой, он надеется на то, что папа и мама с удивлением увидят, какой его сын (дочка) умный, как он хорошо учится. Это же так важно. Они тогда вместе покажут пятерку маме, и он почувствует любовь, тепло и признательность родителей. Хоть так...

Для ребенка это очень важно, чтобы порадоваться достижению вместе с другими. И вот он приходит домой, показывает пятерку, а в ответ - подумаешь... Как это больно, понимать, что твои достижения никого не интересуют, что ты никому не нужен. Это убивает всякое стремление к росту, к совершенствованию. Те, кто это пережил в детстве, остро реагируют на все во взрослой жизни. Потому что их очень часто ругали в детстве, критиковали и унижали, обесценивали. Они чувствуют боль и обиду, когда получая хорошие оценки и рассказывая об этом дома, а никого это совсем не интересует. Если вы до сих пор стараетесь заслужить одобрение и уважение окружающих, делая хорошие дела и ожидая от них похвалу. Потому что вы не получили этого в детстве, к сожалению.

Правило 4: «Ты чего такой радостный/ счастливый? Выпил что ли?». Невербальная передача поведенческого акта: трезвый — несчастный, злой и суровый, пьяный — радостный, щедрый, остроумный, любвеобильный. Трезвый — молчаливый бука, а выпил и потянуло на разговоры задушевные, анекдоты и веселые песни… пьяная радость безопаснее трезвой. Алкоголь снимает социальные запреты и ослабляет чувство вины и ответственности. Пьяному все сходит с рук, всегда можно списать на алкоголь. Что с него взять, он же пьяный? В таком состоянии человек возвращает себе право быть радостным, может говорить о ней и проявлять. До поры до времени окружающим такое поведение нравиться… не в этом ли причина данного недуга у некоторых людей? От чего зависит радость, удовольствие и счастье. Смех без причины — признак сами знаете чего… если человек радуется всяким несущественным мелочам, то это выглядит странно в глазах окружающих, причины данного осуждения описаны выше.

Правило 5: «Ты смеешься сейчас, как дура /дурак!». Это правило наверняка знакомо всем? Почему-то радостный и смеющийся человек часто ассоциируется с дураком или дурой. Вообще, навешивание ярлыков на человека - это очень опасное и неблагодарное занятие. Оно убивает в человеке личность, унижает и уничтожает человека. Смеяться не просто необходимо, а ещё и полезно. Так как смех не только продлевает, но и спасает жизнь! И это доказанный факт! Есть необычный метод лечения – смехотерапия, автор американц Норман Казинс. Суть метода в том, что психика играет решающую роль в выздоровлении, в чём убедился на собственном опыте. Его мировые бестселлеры в 70—80-е годы прошлого века: «Анатомия болезни с точки зрения пациента» и «Врачующее сердце».

Итак, сегодня мы закончили изучать правила подавления чувства радости и удовольствия, ранее мы познакомились правилами подавления грусти и злости с которыми могут пользоваться взрослые при «воспитании» своих детей. И так если ребенок воспитывался в условиях подавления чувств, то он со временем все больше научается замораживать свои чувства, прятать их в глубины своего сознания и подсознания, превращается в такого робота, который не умеет чувствовать, выражать и проживать свои чувства и эмоции, он теряет с ними контакт, а значит, теряет контакт и с самим собой тоже.

Превращаясь в некий айсберг, в итоге его чувства замораживаются. Как вы помните, то одна часть айсберга видна на поверхности воды, а другая подводная. Например, ко мне часто попадают внешне ухоженные и красивые дамы и леди, может казаться, что вот у них все в порядке, их жизнь размеренна и закономерна, способные быть достаточно уверенными в себе и умеют жить счастливой и размеренной жизнью. Но тут не все так просто. У них бывают периодически приступы паники, страха, беспричинной грусти. Но у кого такого нет, это же нормально в нашем сложном мире.

И даже сами клиентки это осознают. Но на самом деле, как у айсберга есть еще и невидимая часть, которая намного больше и страшнее, чем видимая. Эта те самые чувства, которые мы подавили в детстве, запретили себе выражать их. Но они никуда не делись, остались на месте и продолжают жить и управлять нами, вгоняя в приступы гнева, страха, депрессии, в пищевую, алкогольную и другие зависимости, разрушая наше тело и так далее. И выздоровление - это постепенный процесс размораживания своих чувств, соприкосновение с ними и переживание той боли и тех чувств, от которых мы раньше прятались и подавляли.

Другие разновидности запрета на радость вы можете выявить самостоятельно, наблюдая за собой и окружающими (но не с целью осудить, а с целью изучить, чтобы знать, как помочь в определенном случае себе и ближним).

Методика освобождения от запрета на радость

Шаг 1. Принятие. Это самое главное — заметить в себе этот запрет. Фактически — это 50% успеха!

Шаг 2. Наблюдение.

  • Чем заменяется (в моем случае) желание радоваться, какой эмоцией, эмоциями?
  • Гневом, страхом, обидой, стыдом, чувством вины, унынием, печалью, скорбью...?
  • Как это проявлялось в моей семье, когда я был ребенком?
  • Каковы «эмоциональные» традиции моих родителей?

Все это желательно осознавать без осуждения, нам нужны факты, а не дополнительные негативные эмоции и соответствующие кармические последствия! Кроме того, осуждение — укрепляет негативные сценарии, с ними справиться становится еще сложнее.

Шаг 3. Выявление своего сценария.

  • Как я общаюсь с окружающими, когда запрещаю себе радость?
  • Что я говорю?
  • Что я при этом думаю о себе и ближних?
  • Что я при этом чувствую?
  • Что действительно хочу сказать?
  • Как желаю выразить свои чувства?
  • Какие ощущения при этом возникают в моем теле?
  • Как моя психика реагирует на мой запрет радоваться?

Важно на все эти вопросы ответить искренне, ведь от этого зависит наше счастье, наше здоровье. Люди с запретом на радость не могут чувствовать позитивные состояния легкости, благодарности, того, что «жизнь хороша, прекрасна и удивительна». А это влияет на здоровье, внешность, на гармонию отношений (и не только!) Самым непосредственным образом.

Шаг 4. Разговор по душам. Обратитесь за помощью к супругу, верному другу, подруге, родственнику, к духовному наставнику, психологу и т. д. Найдите того, кто мог бы вам помочь, того, кому вы доверяете. Будет замечательно, если вы найдете того, у кого тоже есть запрет на радость. Пообщайтесь с ним (с ней), расскажите о том, какие шаги вы уже сделали, и какие от этого уже выявлены результаты. Договоритесь, что будете помогать друг другу выйти из этого сценария, подсказывать, поддерживать, напоминать. Со стороны иногда действительно виднее. Но напомню: это должен быть человек, которому вы полностью доверяете и которому вы можете раскрыться, рассказать о сокровенном, о своих состояниях, переживаниях и успехах. Для освобождения от сценария необходимо время. Поэтому, когда (или если) будут откаты, очень важно не останавливаться, идти вперед. А для этого нам нужна поддержка.

Шаг 5. Больше общайтесь с теми людьми, у которых нет запрета на радость. Их так и зовут — жизнерадостными людьми, оптимистами. Также старайтесь смотреть добрые фильмы, которые вызывают желание жить, жить счастливо (например, «Полианна», «Целитель адамс» и др.), слушать песни (например, песни солнечных бардов), читать книги (это по своему вкусу, но вкусу новому — вкусу счастья).

Шаг 6. Смена опоры на других на опору на себя. Большинству мужчин, а в особенности женщин необходимы веские причины для радости. Например, такие, как: поощрение и одобрение окружающих, получение ожидаемого результата, ожидаемый или неожиданный подарок или выигрыш и т. д. Также многие говорят, что их радуют их семья и дети, работа. В принципе, человек, опирающийся на благоприятные обстоятельства или других людей становиться зависим от них, он немного инвалид, так-как не может опираться на самого себя. В этом случае он уязвим, требовательность к другим и депрессия становятся его постоянными спутниками, а то и друзьями. Радость можно найти везде и во всем. А главное то, что радует именно тебя, без одобрения окружающих.

Радость это личное, интимное переживание, оно не зависит от внешних обстоятельств и людей. Более того, может быть им не понято. Ее просто надо вновь научиться замечать. Переживание радости благотворно влияет на здоровье и красоту в целом, на сексуальную привлекательность и харизматичность, что в свою очередь является составляющей успеха как личного, так и социального. Нахождение маленьких причин для радости в течение дня дает возможность организму быстро снять напряжение и усталость, снизить уровень стресса и быстрее находить благоприятный выход из сложной ситуации, стать более здоровым и счастливым человеком. Она может быть в солнце и дожде, в распустившемся на подоконнике цветке и чашке ароматного чая, в первом снеге и в запахе весны, в красивом пейзаже и забавной ситуации, в улыбке незнакомца и уютном свитере из шерсти, и еще много, много в чем…

Шаг 7. Составьте список того, что вас когда-то радовало, а сейчас вы перестали обращать на это внимание или у вас не хватает времени. Это что-то простое, то, что не имеет отношение к другим людям, то, что можно ощутить прямо сейчас, за ним нет необходимости ехать на другой конец города или в другую страну. Например, это может быть: прогулка с хрустом снега под ногами или слушать шум ветра или пение птиц в парке; любимая музыка или красивая картинка на рабочем столе компьютера или забавная на кружке; маленькие разноцветные камушки, привезенные с моря; и т. д. Окружите себя приятными вещами которые вам нравятся и подумайте как в течении дня реализовать остальные. Для этого достаточно от нескольких секунд до 10-15 минут времени. Позитивные переключения на несколько секунд благотворно влияют на работу мозга, если это переключение вызывает улыбку и теплую волну, расходящуюся от нее в теле, этого вполне достаточно для того, чтобы снять напряжение.

Шаг 8. Смотреть на солнце сквозь опущенные веки, особенно в осенние и зимние месяцы. Солнце не только повышает настроение, но заставляет улыбаться. Смотреть на солнце, щурясь или сквозь листву деревьев. Да, поначалу будет трудно и создастся ощущение искусственности и даже бессмысленности, но со временем все встанет на свои места, так-как поведение внутренней радости естественно и гармонично для нашей природы.

Шаг 9. Переключать фокус внимания в течение дня на приятные вещи. Используя этот прием проще адаптироваться вам, минуя внутреннее сопротивление своим наработанным долгими годами привычкам. Почему так происходит? Нравится нам или нет, но наш организм похож на биохимическую лабораторию. Любое событие, реальное оно или вымышленное, запускает лавинообразный химический процесс по выработке нейромедиаторов, гормонов, изменению биохимии крови, напряжению или расслаблению определенных групп мышц вашего тела. В большинстве случаев эта реакция вызывает усиление или ослабление боли. У каждого из нас происходит индивидуальная реакция боли: кто-то реагирует головой, кто-то желудком, кто-то кожей… при переживании радости, удовольствия наш организм реагирует на это выработкой серотонина. Учеными доказано, что серотонин связан не только с нашим эмоциональным состоянием, но и с работой всей системы организма: поддержанием температуры тела, суточными ритмами (сон и активность), восприятием боли, половым влечением, регуляцией сосудистого тонуса, а также влияет на свертываемость крови и участвует в процессах аллергических реакций, повышая проницаемость сосудов, воспалительных процессах организма, повышает иммунитет.

Женщины острее реагируют на нехватку серотонина в организме, например, во время менструаций уровень серотонина снижается естественным образом, что в свою очередь вызывает раздражительность, слезливость, апатию и повышение чувствительности к боли.

Цитата

Длительная нехватка серотонина в организме вызывает психологические и психические расстройства, например, такие как депрессия, в том числе и сезонная, что приводит к снижению трудоспособности и приносит страдание, как самому человеку, так и его близкому окружению.

Радуйтесь, мои дорогие подписчики, улыбайтесь, смейтесь, живите в полную силу!

Аффирмация дня: «я позволяю себе чувствовать радость и счастье!»

Я желаю вам успеха в деле выздоровления и исцеления ваших чувств. Если вам что-то не понятно или мои материалы вас задели и вызвали в вас боль и переживания, то напишите мне, я постараюсь выслушать, понять и поддержать вас.

Иванова Оксана. Психолог, Семейный-детский психолог

  • Супер 1
  • 0
  • 2 100

0
2,1k
  • Супер 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...