Был на спектакле "Царь Эдип" (театр Вахтангова, режиссёр Римас Туминас). Приятный минимализм, не отвлекающий от сути драмы. Если твоя судьба - убить отца и жениться на матери, бесполезно от неё бежать. От судьбы, как рока, убежать нельзя. Точнее, даже так: чем быстрее от неё бежишь, тем быстрее она тебя настигнет. Греки не сомневались, что из судьбы выхода нет. Поэтому ужасная судьба Эдипа вызывает не осуждение и не восхищение, она вызывает уважение.
Чтобы сбежать от судьбы, нужно выколоть себе глаза, то есть отказаться от внешнего мира, научившись смотреть внутрь. Именно слепец Тиресий видит судьбу Эдипа. А в финале сам Эдип становится слепцом, ему подобным. Чтобы избежать судьбы, нужно выйти из матрицы, а она так убедительна и соблазнительна.
Главный образ этой постановки - мрачная труба – стена судьбы, раскатывающая всех. Никто не может избежать смерти и рока. А главное моё открытие в этот раз - насколько Софокл отвечает на самый главный вопрос: кто я?
Ведь Эдип в поисках преступника находит себя. Мир матрицы закручен вокруг тебя. Поэтому бессмысленно спрашивать, кто виноват. Это твой мир, твоя персональная иллюзия, твоя личная драма и твой рок. Чем больше ты царь, тем больше твоё одиночество и тем больше ты в руках рока.
Ты и спаситель своего народа и причина его бед. Пока ты остаёшься на вершине иерархической горы своего героизма, ты слуга рока. Как только ты падаешь на дно отвержения, лишившийся всех иллюзий, ты находишь свободу.
А что для вас самое важное в судьбе Эдипа. О чём этот миф для вас?
-
1
- 0
- 689