Перейти к публикации

Архетип Трикстера

Татьяна Ребеко
  • · 7 минут на чтение

Этот архетип тесно связан с архетипом Героя. Трикстер – это Плут, Мошенник, Обманщик, Шут, Злодей, Жулик и Вор.

Архетип Трикстера у нас связан либо с архетипом Тени, либо с архетипом Героя – здесь нет четкого разделения, а для терапии это различие не столь важно. Как человек может одолеть свое упёртое сознание (например, когда оно точно знает что нужно делать и куда надо ехать)? Только обмануть его. В борьбе на мечах сознание одолеть невозможно, здесь нужно действовать хитростью и лукавством.

Для этого и нужен Трикстер – он позволяет нейтрализовать односторонность наших сознательных целей или нашей сознательной установки. Если сознание ригидно, упёрто и знает, как надо делать – то начинает проявляться Трикстер. Есть даже специальные тренинги по Трикстеру.

1.jpg

В русских народных сказках Трикстер обычно проявляется как дурак (а уж образов дурака в наших сказках более чем достаточно).

Иногда Трикстер появляется как дуркующий злодей, и тогда он уже сливается с архетипом Тени. Если мы не можем найти компромисс со своим сознанием, используя какие-то позитивные ресурсы, то начинают проявляться наши теневые аспекты – что-то, что провоцирует кардинальный слом программы наших действий.

Часто архетип Трикстера бывает связан с архетипами Жертвоприношения/Козла отпущения.

Архетип Трикстера (обманщик, ловкач, полубог) – К. Г. Юнг взял этот яркий образ (персонаж) из мифологии американских индейцев племени Виннебагос. Это нечеловек (сверхчеловек, животное, божественное существо), которым управляет его бессознательное. Им руководят бессознательные порывы.

Этот персонаж воплощает в себе страсти и желания, которые неподвластны разуму. Его тело не является единым целым, так как он бесполый (не женщина и не мужчина). У него отсутствуют инстинкты. Он обладает сверхспособностями, но в тоже время неуклюжий.

Характеристика трикстера: остроумный, активный, находчивый, ленивый, невежественный, глупый, аморальный, руководствуется собственными аппетитами. Несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение. Придуманный людьми персонаж, интернет-тролли - реальные люди, использующие маски.

Его образы можно найти в мифологии всех времен и народов.

В мифологии Греции - алхимический образ Меркурия (или Гермеса) и образ Диониса. В Меркурии можно найти черты типичные для трикстера: это и любовь к коварным и злым выходкам, способность изменять облик, его двойственная природа. Зевс за ним признал искусство ораторства и умение убеждать. Дионис - бог вина, опьянения, религиозного экстаза, оргиастической музыки и безумия. Ему тоже присуща двойственная природа, т. к. его родителями были бог неба и богиня загробного мира. Где бы он не появлялся, он нес веселье и разрушение. Дионис полон энергии, доходящей до экстаза, в каком-то смысле - он революционер, так как стремительно врываясь, он нарушает прежде существующие порядки.

Архетип Джокера - слово «джокер» (придворный или королевский шут) ассоциируется у нас образом, который есть в карточных играх. Для волшебников, алхимиков и магов образ символизирует получение некоего опыта при помощи игры, поиск своего предназначения. Есть и другие ассоциации – перевёртыши. Например, Темный рыцарь - человек-манипулятор.

Кто такой джокер?

Джокер или шутник – появился в конце XIX века в немецкой игре Juker (юкер), и означал самую высшую козырную карту. При гадании на картах Таро эта фигура считается мистической, способной открывать людям тайные знания.

Если вспомнить разные эпохи и поразмышлять о придворных шутах, то можно дать им такую характеристику: умные, проницательные, всесторонне одарённые: пели, играли на инструментах, плясали, шутили, развлекали всех. Им позволялось делать всё - безнаказанно говорить, совершать какие-то действия, за которые могли быть сурово наказаны представители высшей знати.

Они меняли свои образы, маски, быстро перестраивались, меняли голоса и т. п. Персона и Тень, Правда и Ложь, Добро и Зло, Радость и Удовольствие, Жизнь в Игре, Оптимизм и Позитивное Творчество, Созидание и Напутствие, Согласие и Противоречие. Архетип Шута включает в себя клоуна, трикстера и любого человека, кому нравится играть и подрывать основы.

Джокер сильно подходит под описание Трикстера (Тени). Он является отрицательным персонажем. Все его действия несут деструктивный характер не только для окружающих, но и для самого Джокера, более того, он, как лупа, гипертрофированно демонстрирует все пороки человеческого бытия. Джокер носит фиолетовый костюм и сражается при помощи предметов, которые стилизованы под реквизит клоуна и иллюзиониста.

У Джокера имеется свой автомобиль, который нетрудно узнать по специфичным, ярким цветам: зелёному, фиолетовому и красному. Может изображаться и как фургон, и как обычный легковой автомобиль. У Джокера гениальный интеллект. Помимо химии, он разбирается в машиностроении, владеет навыками использования любых видов оружия, изобретает свое собственное.

Он превосходный планировщик и детектив практически одного с Бэтменом уровня. Джокер был одним из двух людей (наряду с Бэйном), обыгравшим Ра’с аль Гула в шахматы. У злодея несгибаемая сила воли. Это значит, что он неуязвим для пыток. Относительно этого Бэтмен высказывал следующее предположение: Джокер фактически не осознает, что является правильным, а что неправильным, выражая непонимание, за что его вообще можно осудить или наказать.

Джокер является мастером перевоплощения и маскировки, манипуляции и запугивания. Он безошибочно находит слабые места у своих жертв и умело использует против них их собственные страхи.

Шут - человек при дворе монарха или богатого аристократа, в обязанности которого входит смешить хозяина и гостей. Шут — аналог клоуна, ассоциируемый, как правило, со Средневековьем. Традиционно шут изображается в шутовском колпаке с бубенцами. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего средневековья.

1.jpg

О персонажах шута, джокера, трикстера

  1. Можно вспомнить шута из шекспировского «Короля Лира».
  2. При царском дворе Ивана Грозного был целый штат скоморохов, зачастую набираемых из московских бояр и служивших непременным атрибутом на почти ежедневных пиршествах.
  3. Средневековая Европа. Захватив английский трон, Родрик приказывает убить всех родственников предыдущего короля. Но по счастливой случайности одному младенцу королевской крови удается спастись. Сторонники низвергнутого короля сплачиваются вокруг мальчика и охраняют единственного наследника. Один из них, ярмарочный певец, выдает себя при королевском дворе за нового шута и помогает справедливости и порядку восторжествовать.
  4. В современной культуре Джокер широко известен, как герой экранизации комиксов про Бэтмена «Темный рыцарь». В этом фильме, Джокер – олицетворение зла и заклятый враг главного героя.

Виды трикстера и джокера в культуре разных народов:

Северная Америка:

  • Койот (общий для многих народов: мивоки, олони, помо и другие);
  • Ворон (общий для многих народов: кри, нутка, оджибве, хайда, цимши и другие);
  • Енот Азебан (мифология народа абенаки);
  • Ваджкункага (мифология племени виннебаго);
  • Аваккуле, Маннегиши (мифология народа кроу);
  • Иктоми Хейока (мифология народа лакота);
  • Тоненили (мифология народа навахо);
  • Кошары Пайякяму (священные клоуны)(мифология народа пуэбло);
  • Кокопелли (мифология народа хопи);
  • Кокопелли (мифология народа зуни);
  • Вихио (мифология шайенов);
  • Амагук (мифология эскимосов);
  • Цинн-ан-ев (мифология народа юты);
  • Расписная черепаха (мифология группы народов алгонкины).
  • Означивающая обезьяна (афроамериканский фольклор)

Народы Африки:

  • Паук Ананси (общий для многих народов Западной Африки: ашанти и другие);
  • Заяц (общий для многих народностей Банту);
  • Кузнечик Цагн (мифология бушменов);
  • Токолоше (мифология народа зулу);
  • Эшу (мифология народа йоруба);
  • Сет (мифология древнего Египта).

Народы Европы и Азии:

  • Маленький Сен-Мартин (мифология народа баски);
  • Локи, Один (мифология германских племён);
  • Эрида, Прометей, Гефест, Гермес, Одиссей, Сизиф, Фаэтон (мифология древней Греции);
  • Оленёк Канчиль (мифология народа индонезийцы);
  • Фэйри, Пак (мифология кельтских народов);
  • Нэчжа, Сунь У-кун (царь обезьян)(мифология народов Китая);
  • Азазель (мифология Леванта);
  • Сосруко, Сырдон (нартский эпос);
  • Ворон Кутх (мифология народов Чукотки и Камчатки);
  • Каваль-Антс (Вили Антс)(мифология народа эстонцы);
  • Кицунэ, Сусаноо, Каппа (мифология народов Японии);
  • Куль-Отыр (мифология народа манси).

Герои прочих мифологий:

  • Бамапана (мифология аборигенов Австралии);
  • Койот Уэуэкойотль (мифология народа ацтеки);
  • Барон Суббота, Папа Легба (мифология вуду);
  • Ива, Каулу, Купуа, Мауи, Пекои (мифология народа гавайцы);
  • Мауи (мифология народов Полинезии);
  • Досина (мифология народа фиджийцы).
  • Персонажи государственных и мировых религий:
  • Дионис (греческая мифология)
  • Ребёнок Кришна, Кришна (индуизм);
  • Самсон и Шимшон, Давид (библия)

Фольклорные герои:

  • Нестерка (фольклор народа белорусы);
  • Хитрый Пётр (фольклор народа болгары);
  • Саки-Перере (фольклор народа бразильцы);
  • Лис Рейнард (фольклор народа голландцы);
  • Тиль Уленшпигель (фольклор народа голландцы, фольклор народа фламандцы);
  • Гершеле Острополер (фольклор народа евреи);
  • Фигаро (фольклор народа испанцы);
  • Дале Мохтар (фольклор народа иранцы);
  • Кечелок (Плешивец)(курдский фольклор);
  • Пэкалэ и Тындалэ (фольклор Молдавии);
  • Рейнеке-Лис, Мефистофель (фольклор Германии);
  • Иван-дурак, Лиса Патрикеевна, Петрушка (фольклор народа русские);
  • Ходжа Насреддин (фольклор народов Средней Азии, фольклор народа арабы);
  • Братец Кролик и тётушка Нэнси (адаптация: Ананси)(фольклор США);
  • Дядюшка Томпа (фольклор народа тибетцы);
  • Лис Ренар, кот в сапогах (фольклор народа французы);
  • Лопшо Педунь (фольклор народов Удмуртии);
  • Робин Славный Малый (английский фольклор);
  • Алдар Косе (фольклор народа казахи);
  • Пыл-Пуги (фольклор народа армяне).

Литературные персонажи:

  • Дон Паблос (Жизнь великого скупердяя)
  • Пеппи Длинныйчулок
  • Карлсон
  • Снусмумрик
  • Остап Бендер
  • Гекльберри Финн
  • Йозеф Швейк
  • Коровьев
  • Барон Мюнхгаузен
  • Панург
  • Язон динАльт (Неукротимая планета)
  • Альфред Джингль

Исходя из всего изученного материала, можно сделать выводы о том, что образы или архетипы джокера, трикстера и шута – это одни и те же персонажи. В каждом из них есть сочетание тёмного и светлого начала, персоны и тени, добра и зла.

По теме

  • Нравится 2
  • 0
  • 5 401

0
5,4k
  • Нравится 2

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...