Этот архетип тесно связан с архетипом Героя. Трикстер – это Плут, Мошенник, Обманщик, Шут, Злодей, Жулик и Вор.
Архетип Трикстера у нас связан либо с архетипом Тени, либо с архетипом Героя – здесь нет четкого разделения, а для терапии это различие не столь важно. Как человек может одолеть свое упёртое сознание (например, когда оно точно знает что нужно делать и куда надо ехать)? Только обмануть его. В борьбе на мечах сознание одолеть невозможно, здесь нужно действовать хитростью и лукавством.
Для этого и нужен Трикстер – он позволяет нейтрализовать односторонность наших сознательных целей или нашей сознательной установки. Если сознание ригидно, упёрто и знает, как надо делать – то начинает проявляться Трикстер. Есть даже специальные тренинги по Трикстеру.
В русских народных сказках Трикстер обычно проявляется как дурак (а уж образов дурака в наших сказках более чем достаточно).
Иногда Трикстер появляется как дуркующий злодей, и тогда он уже сливается с архетипом Тени. Если мы не можем найти компромисс со своим сознанием, используя какие-то позитивные ресурсы, то начинают проявляться наши теневые аспекты – что-то, что провоцирует кардинальный слом программы наших действий.
Часто архетип Трикстера бывает связан с архетипами Жертвоприношения/Козла отпущения.
Архетип Трикстера (обманщик, ловкач, полубог) – К. Г. Юнг взял этот яркий образ (персонаж) из мифологии американских индейцев племени Виннебагос. Это нечеловек (сверхчеловек, животное, божественное существо), которым управляет его бессознательное. Им руководят бессознательные порывы.
Этот персонаж воплощает в себе страсти и желания, которые неподвластны разуму. Его тело не является единым целым, так как он бесполый (не женщина и не мужчина). У него отсутствуют инстинкты. Он обладает сверхспособностями, но в тоже время неуклюжий.
Характеристика трикстера: остроумный, активный, находчивый, ленивый, невежественный, глупый, аморальный, руководствуется собственными аппетитами. Несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение. Придуманный людьми персонаж, интернет-тролли - реальные люди, использующие маски.
Его образы можно найти в мифологии всех времен и народов.
В мифологии Греции - алхимический образ Меркурия (или Гермеса) и образ Диониса. В Меркурии можно найти черты типичные для трикстера: это и любовь к коварным и злым выходкам, способность изменять облик, его двойственная природа. Зевс за ним признал искусство ораторства и умение убеждать. Дионис - бог вина, опьянения, религиозного экстаза, оргиастической музыки и безумия. Ему тоже присуща двойственная природа, т. к. его родителями были бог неба и богиня загробного мира. Где бы он не появлялся, он нес веселье и разрушение. Дионис полон энергии, доходящей до экстаза, в каком-то смысле - он революционер, так как стремительно врываясь, он нарушает прежде существующие порядки.
Архетип Джокера - слово «джокер» (придворный или королевский шут) ассоциируется у нас образом, который есть в карточных играх. Для волшебников, алхимиков и магов образ символизирует получение некоего опыта при помощи игры, поиск своего предназначения. Есть и другие ассоциации – перевёртыши. Например, Темный рыцарь - человек-манипулятор.
Кто такой джокер?
Джокер или шутник – появился в конце XIX века в немецкой игре Juker (юкер), и означал самую высшую козырную карту. При гадании на картах Таро эта фигура считается мистической, способной открывать людям тайные знания.
Если вспомнить разные эпохи и поразмышлять о придворных шутах, то можно дать им такую характеристику: умные, проницательные, всесторонне одарённые: пели, играли на инструментах, плясали, шутили, развлекали всех. Им позволялось делать всё - безнаказанно говорить, совершать какие-то действия, за которые могли быть сурово наказаны представители высшей знати.
Они меняли свои образы, маски, быстро перестраивались, меняли голоса и т. п. Персона и Тень, Правда и Ложь, Добро и Зло, Радость и Удовольствие, Жизнь в Игре, Оптимизм и Позитивное Творчество, Созидание и Напутствие, Согласие и Противоречие. Архетип Шута включает в себя клоуна, трикстера и любого человека, кому нравится играть и подрывать основы.
Джокер сильно подходит под описание Трикстера (Тени). Он является отрицательным персонажем. Все его действия несут деструктивный характер не только для окружающих, но и для самого Джокера, более того, он, как лупа, гипертрофированно демонстрирует все пороки человеческого бытия. Джокер носит фиолетовый костюм и сражается при помощи предметов, которые стилизованы под реквизит клоуна и иллюзиониста.
У Джокера имеется свой автомобиль, который нетрудно узнать по специфичным, ярким цветам: зелёному, фиолетовому и красному. Может изображаться и как фургон, и как обычный легковой автомобиль. У Джокера гениальный интеллект. Помимо химии, он разбирается в машиностроении, владеет навыками использования любых видов оружия, изобретает свое собственное.
Он превосходный планировщик и детектив практически одного с Бэтменом уровня. Джокер был одним из двух людей (наряду с Бэйном), обыгравшим Ра’с аль Гула в шахматы. У злодея несгибаемая сила воли. Это значит, что он неуязвим для пыток. Относительно этого Бэтмен высказывал следующее предположение: Джокер фактически не осознает, что является правильным, а что неправильным, выражая непонимание, за что его вообще можно осудить или наказать.
Джокер является мастером перевоплощения и маскировки, манипуляции и запугивания. Он безошибочно находит слабые места у своих жертв и умело использует против них их собственные страхи.
Шут - человек при дворе монарха или богатого аристократа, в обязанности которого входит смешить хозяина и гостей. Шут — аналог клоуна, ассоциируемый, как правило, со Средневековьем. Традиционно шут изображается в шутовском колпаке с бубенцами. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего средневековья.
О персонажах шута, джокера, трикстера
- Можно вспомнить шута из шекспировского «Короля Лира».
- При царском дворе Ивана Грозного был целый штат скоморохов, зачастую набираемых из московских бояр и служивших непременным атрибутом на почти ежедневных пиршествах.
- Средневековая Европа. Захватив английский трон, Родрик приказывает убить всех родственников предыдущего короля. Но по счастливой случайности одному младенцу королевской крови удается спастись. Сторонники низвергнутого короля сплачиваются вокруг мальчика и охраняют единственного наследника. Один из них, ярмарочный певец, выдает себя при королевском дворе за нового шута и помогает справедливости и порядку восторжествовать.
- В современной культуре Джокер широко известен, как герой экранизации комиксов про Бэтмена «Темный рыцарь». В этом фильме, Джокер – олицетворение зла и заклятый враг главного героя.
Виды трикстера и джокера в культуре разных народов:
Северная Америка:
- Койот (общий для многих народов: мивоки, олони, помо и другие);
- Ворон (общий для многих народов: кри, нутка, оджибве, хайда, цимши и другие);
- Енот Азебан (мифология народа абенаки);
- Ваджкункага (мифология племени виннебаго);
- Аваккуле, Маннегиши (мифология народа кроу);
- Иктоми Хейока (мифология народа лакота);
- Тоненили (мифология народа навахо);
- Кошары Пайякяму (священные клоуны)(мифология народа пуэбло);
- Кокопелли (мифология народа хопи);
- Кокопелли (мифология народа зуни);
- Вихио (мифология шайенов);
- Амагук (мифология эскимосов);
- Цинн-ан-ев (мифология народа юты);
- Расписная черепаха (мифология группы народов алгонкины).
- Означивающая обезьяна (афроамериканский фольклор)
Народы Африки:
- Паук Ананси (общий для многих народов Западной Африки: ашанти и другие);
- Заяц (общий для многих народностей Банту);
- Кузнечик Цагн (мифология бушменов);
- Токолоше (мифология народа зулу);
- Эшу (мифология народа йоруба);
- Сет (мифология древнего Египта).
Народы Европы и Азии:
- Маленький Сен-Мартин (мифология народа баски);
- Локи, Один (мифология германских племён);
- Эрида, Прометей, Гефест, Гермес, Одиссей, Сизиф, Фаэтон (мифология древней Греции);
- Оленёк Канчиль (мифология народа индонезийцы);
- Фэйри, Пак (мифология кельтских народов);
- Нэчжа, Сунь У-кун (царь обезьян)(мифология народов Китая);
- Азазель (мифология Леванта);
- Сосруко, Сырдон (нартский эпос);
- Ворон Кутх (мифология народов Чукотки и Камчатки);
- Каваль-Антс (Вили Антс)(мифология народа эстонцы);
- Кицунэ, Сусаноо, Каппа (мифология народов Японии);
- Куль-Отыр (мифология народа манси).
Герои прочих мифологий:
- Бамапана (мифология аборигенов Австралии);
- Койот Уэуэкойотль (мифология народа ацтеки);
- Барон Суббота, Папа Легба (мифология вуду);
- Ива, Каулу, Купуа, Мауи, Пекои (мифология народа гавайцы);
- Мауи (мифология народов Полинезии);
- Досина (мифология народа фиджийцы).
- Персонажи государственных и мировых религий:
- Дионис (греческая мифология)
- Ребёнок Кришна, Кришна (индуизм);
- Самсон и Шимшон, Давид (библия)
Фольклорные герои:
- Нестерка (фольклор народа белорусы);
- Хитрый Пётр (фольклор народа болгары);
- Саки-Перере (фольклор народа бразильцы);
- Лис Рейнард (фольклор народа голландцы);
- Тиль Уленшпигель (фольклор народа голландцы, фольклор народа фламандцы);
- Гершеле Острополер (фольклор народа евреи);
- Фигаро (фольклор народа испанцы);
- Дале Мохтар (фольклор народа иранцы);
- Кечелок (Плешивец)(курдский фольклор);
- Пэкалэ и Тындалэ (фольклор Молдавии);
- Рейнеке-Лис, Мефистофель (фольклор Германии);
- Иван-дурак, Лиса Патрикеевна, Петрушка (фольклор народа русские);
- Ходжа Насреддин (фольклор народов Средней Азии, фольклор народа арабы);
- Братец Кролик и тётушка Нэнси (адаптация: Ананси)(фольклор США);
- Дядюшка Томпа (фольклор народа тибетцы);
- Лис Ренар, кот в сапогах (фольклор народа французы);
- Лопшо Педунь (фольклор народов Удмуртии);
- Робин Славный Малый (английский фольклор);
- Алдар Косе (фольклор народа казахи);
- Пыл-Пуги (фольклор народа армяне).
Литературные персонажи:
- Дон Паблос (Жизнь великого скупердяя)
- Пеппи Длинныйчулок
- Карлсон
- Снусмумрик
- Остап Бендер
- Гекльберри Финн
- Йозеф Швейк
- Коровьев
- Барон Мюнхгаузен
- Панург
- Язон динАльт (Неукротимая планета)
- Альфред Джингль
Исходя из всего изученного материала, можно сделать выводы о том, что образы или архетипы джокера, трикстера и шута – это одни и те же персонажи. В каждом из них есть сочетание тёмного и светлого начала, персоны и тени, добра и зла.
По теме
- архетип
- 2
- 0
- 5 401