Античная традиция давать ребенку имена в честь богов не была забыта, когда человечество вошло в эпоху христианства, хотя и претерпела значительные изменения. Языческие боги были свергнуты со своего пьедестала, и люди начали искать в старых именах новый смысл. Имена становились проводником, нитью, связующих новоиспеченного христианина со святым или мучеником, который мог заступиться за человека пред Богом. Таким образом, имя человека одновременно указывало и на его небесного покровителя.
Именно поэтому состав имен был ограничен именами тех, кто пострадал за веру. Ими звались в свое время обычные люди, жившие в разных частях Великой Римской империи - греки, римляне, персы, сирийцы, евреи. (Вероятно, следует оговорить: Святая церковь считает, что эти люди действительно жили и совершали те подвиги во имя Господа, которые описаны и их житиях Нам же в конце XX века остается только верить.) Интересно, что наряду со старыми появлялись новые имена, подчеркивающие преданность их носителей выбранной религии и отражающие качества примерного христианина: Григорий ("бодрствующий", т. С. Всегда готовый постоять за веру), Христиан и Христиана (крещеные, дети Христа"),
Обычай имя наречения по именам святых и мучеников, трансформировавшийся и спонтанно перешедший из язычества в христианство, был официально узаконен в VI веке Папой Григорием I, прозванным Великим. Тогда же создавались минеи, или святцы, - книги, в которых памятные дни святых расположены в календарном порядке.
Отныне имя давалось человеку в тот момент, когда он становился христианином, во время специального обряда, который с тех самых пор называется крещением. Крещение имеет глубинный смысл. Сначала священник трижды читает молитву, отгоняя духов зла, которые стремились завладеть душой некрещеного человека. Затем также трижды призывается Святой Дух, освящается вода, которая находится в крещальной купели. В эту воду священник трижды погружает младенца (целиком, с головой); для взрослых трудно найти большую купель, поэтому придуман специальный прием - их трижды обрызгивают освященной водой. Вода - не просто символ очищения. Погружаясь в воду, человек как бы умирает и затем воскресает, но уже в новом качестве. Так некогда, по библейской легенде, на третий день воскрес Иисус Христос.
Вновь рожденному дается новое имя - христианское, и отныне святой заступник может просить у Господа прощении и милости для человека. Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и капельку специального благовония - миррового масла, которое священник наносит на лоб крестящегося. Отсюда, кстати, поговорка "Одним миром мазаны", т. е. все прошедшие через обряд крещения получили благословение и равны пред Господом.
Первоначально имена святых давались новорожденному или вновь крещенному произвольно. Это мог быть особо почитаемый в данной местности мученик; иногда, если крестился уже взрослый человек, ему стремились дать такое имя, первая буква которого совпадала с первой буквой прежнего имени. Некоторые святые считались покровителями определенных ремесел. И естественно, имена этих святых становились "семейными", ведь в средние века бытовали целые династии, занимающиеся тем же ремеслом, что и их деды и прадеды. Лишь позднее при выборе имени стали ориентироваться на святцы: чей день памяти праздновался святой церковью в этот день, такое имя и давали при и крещении.
- именины
- имя
- 1
- 0
- 372