Многодетная семья Никитиных (7 детей) - вероятно, одна из самых знаменитых в мире. Их знают, ими интересуются потому, что их метод воспитания дает надежду на осуществление заветной, иногда безотчетной мечты многих родителей - иметь физически крепкого, интеллектуально одаренного ребенка, талантом и успехами которого можно гордиться.
Жизнь подтвердила правоту педагогических принципов этой семьи - Дети Никитиных, каждый в своей профессиональной области, считаются классными специалистами. А среди них есть и электронщик, и химик, и медицинский работник, и юрист, и журналистка, и оператор кабельного телевидения. Кроме того, все они прекрасные семьянины. Девочки стали заботливыми матерями, мальчики - ответственными отцами семейств. Ни один из Никитиных не развёлся, не бросил семью, не оставил детей.
Чем же объясняется успех их семейного воспитания?
По глубокому убеждению Бориса Павловича и Елены Алексеевны, именно семья формирует на 80% умственное развитие ребенка. Понимая это, родители должны со всей ответственностью возлагать на себя главные заботы о воспитании и здоровье своих детей.
Несмотря на огромную занятость семейными делами, Никитины нашли время и возможности для колоссальной публицистической работы. Они сумели обобщить бесценный опыт (свой и своих последователей, незаслуженно забытых ученых, данные передовой науки) по проблемам ожидания ребенка, его рождения, воспитания в раннем и дошкольном возрасте.
Обобщив знания науки и зерна народного опыта, Никитины указывают на современные опасности, угрожающие здоровью и развитию ребенка в первый год. К ним относятся:
- Искусственное и смешанное вскармливание. Из-за недооценки угрозы этого фактора врачами и родителями и, эта коварная опасность медленно, но непрерывно распространяется. В чем её угроза? Смеси на основе коровьего молока резко снижают сопротивляемость к болезням, угнетают микрофлору кишечника, ведут к поносам, заметно задерживают развитие мозговой ткани, стимулируют ожирение. Количество ожиревших детей неуклонно возрастает (примерно на 1% ежегодно), и 80% уносят это ожирение во взрослость со всем "букетом" сопровождающих болезней, в том числе и ранней импотенцией. "Искусственники" в 10 раз чаще "естественников" склонны к аллергии. У первых возможен рахит, они чаще болеют ОРВИ, а неровные зубы у них встречаются на 40% чаще, чем у вторых. Кроме того, замечено, что девочка-"искусственница", став матерью, тоже зачастую не хочет кормить своих детей грудью. Поэтому каждая женщина должна знать, какой отсроченный "подарочек" она может преподнести своему ребенку, если поддастся желанию сохранить форму девичьей груди, оправдывая себя тем (благодаря красочной рекламе!), что и искусственные смеси не хуже, а даже лучше и удобнее для малыша. Ребенок на естественном вскармливании, то есть получающий только грудь до прорезывания первого зуба (до 5-8 месяцев), как правило, ничем не болеет до года и свободен от всех перечисленных болезней и неприятностей.
- Позднее прикладывание к груди матери (через 1-2 суток), то есть лишение ребенка молозива, а матери - сильного биологического сигнала (сосания груди). Вред этого грандиозен: у матери снижается лактация, возрастает вероятность заболевания маститом, ослабляется привязанность к ребенку (вследствие отсутствия физического, эмоционального и биоэнергетического контакта с ним в самые важные первые часы и дни после рождения). У ребенка нарушается работа кишечника, в 8-10 раз увеличивается вероятность появления диатеза и аллергии, учащаются случаи желтухи новорожденных, ослабляется иммунитет и чувство привязанности к матери.
- Перекутывание ребенка в часы бодрствования и термостатическое содержание (постоянный термокомфорт) ведут к свертыванию за ненадобностью механизмов терморегулирования и частым простудным заболеваниям (ОРЗ, ОРВИ). Именно это порождает до 80-90% всех болезней ребенка.
- Стерилизация пищи, питья, посуды, пеленок, игрушек и пр. Задерживает естественное развитие и укрепление иммунитета ребенка, приводит к болезненности, когда даже непатогенные микробы становятся инфекцией, а у выросших детей формируется противоестественный страх перед микробами, вплоть до возникновения психогенных заболеваний.
- Обречение на неподвижность в первые 6 месяцев (лежание "мумией", завернутым в 7 одежек и одеяло) и недостаток движения позже ведут к недоразвитию мышечной системы и вместе с тем к слабости всех внутренних органов и даже к задержке умственного развития. Ребенка, умеющего ходить, возят в коляске, что оставляет без нагрузки сердце. Из-за пассивного бездействия не развивается стопа, она остается плоской.
- Оберегание ребенка от опасностей, вместо знакомства с ними, приводит к заметному увеличению вероятности травматизма и фобиям (страхам).
- Ограничение свободы и возможностей познания мира после 6-7 месяцев (усаживание ребенка, умеющего ползать в кроватку или в манеж) задерживает развитие творческой стороны интеллекта. Огромно количество запретов, делающих ребенка удобным для взрослых, но неразвитым.
Две крайности в общении с ребенком:
- Заорганизованность (в том числе и сверхзаботливый уход) - непрерывные занятия, развлечения, игры и отсутствие времени для самостоятельной деятельности ребенка - ошибка, возникающая чаще у освобожденных от других дел мам, бабушек, нянь, воспитательниц.
- Заброшенность - сведение общения только к обслуживанию ребенка (накормить, напоить, спать уложить). Это ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.
Интересны наделавшие столько шума довольно радикальные способы и приёмы обращения с новорожденным. Первые дети Никитиных страдали диатезом, а на холоде им делалось лучше: пропадала сыпь, кончался зуд, малыши спокойно спали. Система закаливания привела к тому, что ребятишки почти избавились от всех простуд (тех самых ОРЗ, которые составляют, по некоторым данным, 91% всех детских болезней). Оставшиеся 9% болезней их тревожили настолько мало, что четверо малышей в детстве даже не узнали и вкуса лекарств. Эффективность этой системы закаливания подтвердили не только дети и внуки Никитиных, но и сотни, тысячи других детей после того, как их родители увидели и поверили: да, можно, хорошо, не вредно...
Как достичь этого?
Вот основные рекомендации в ответ на наиболее часто задаваемые вопросы:
Как пеленать ребенка? Завертывать в одну -две пеленки надо только для сна, оставляя ребенка в распашонке или голеньким в часы бодрствования.
В первый, второй день полезно троекратное погружение в холодную воду 6-10°, что обеспечивает запуск терморегуляторов организма (с запасом).
В последующем температура в комнате должна быть 17-19° (не выше 20°).
Кормление и гуляние в комнате голеньким или в распашонке, подмывание холодной водой (с ладони из-под крана), после купания обливание холодной или прохладной водой (18-20°) В результате этого на первом году жизни ребенок, как правило, ничем не болеет.
Каким образом избавиться от стирки пеленок?
Врачи и педагоги советуют: смиритесь со стиркой пеленок (в России до 6-8 мес; во Франции до 1 года; В США до 2-3 лет, а иногда и до школы!). На мать взваливается огромное количество бессмысленной работы, а у ребенка вырабатывается вредный навык недержания мочи, тем более прочный, чем дольше продолжается "обучение". Может даже задержаться рост мочевого пузыря. Отучать от этого вредного навыка тем труднее, чем старше ребенок, к тому же не все могут отучиться. Около 14% детей потом страдают от энуреза, у них развиваются неврозы и может возникнуть комплекс неполноценности.
С первых дней, когда мать чувствует, что ребенку "надо", она может придать ему удобную позу, сказать "пс-с-с" и, если он всё сделал, вознаградить его чем-либо приятным (т. е. вырабатывает условный рефлекс). Стирка пеленок, таким образом, может быть уменьшена в 10-15 раз. Гигиенические навыки вырабатываются тем быстрее, чем лучше мать понимает ребенка. В своё время Елена Андреевна рассудила так: "Неужели человеческое дитя глупее котят или щенят, которых уже с первых дней можно приучить к порядку?". И вообще, где логика взрослых? Сначала они приучают ребенка "ходить под себя", а потом начинают отучать, шлепая и высказывая недовольство за то, что поощряли (во всяком случае, никак не реагировали) более чем полгода, а то и дольше! (Для сравнения: в Индии, Африке и некоторых других странах обучение гигиеническим навыкам оканчивается к 4-6 месяцам).
В чём заключаются основные принципы воспитания, которыми руководствовались Никитины:
- Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме; спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с раннего возраста (стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами).
- Во-вторых, это свобода творчества детей. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимались столько, сколько хотели, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. Но в них постоянно стимулировался и поддерживался познавательный интерес.
- В-третьих, непременное родительское участие в играх, соревнованиях, занятиях и самой жизни ребят (к тому, что и как у них получалось).
В чем же главный итог деятельности Никитиных? Они в очередной раз доказали, что вера в себя и своего ребенка помогают преодолевать любые трудности.
Журнал "Мама и Я"
- дети
- 1
- 0
- 595