В пословице отлилось: "Кто в гости не ездит, к себе не зовет, тот недобрым слывет". Высшая похвала дому не красивый, не богатый, не удобны а гостеприимный, открытый. То есть гости случаются не только по большим праздникам, и всем всегда здесь хорошо. Даже если ты для хозяев нежданый-негаданный и зашел ненадолго, по делу, все равно за стол уговор сесть, чаю выпить. А уж если в таком доме пирог печется, хозяева представить себе не могут, как это съесть его одним, надо обязательно кого-нибудь позвать.
Один дед, про которого рассказывают как про большого чудака, выйду бывало за калитку и стоит, пока прохожий не случится: "Мил человек, можешь ли щей со мной поесть?" Впрочем, не такое уж это чудачестве чудачество трудно объяснить. А здесь все так понятно. Хлеб разделит слово в ответ услышать, свое сказать.
"Гостеприимство есть такое достоинство, которое скорей всякого до того может доставить нам расположение". Так что многое дашь многое получишь. В этом достоинстве доброе отношение к людям, интерес к ни Замечено, что и дети в гостеприимных семьях вырастают приветливым общительными, у них меньше сложностей во взаимоотношениях со сверстниками, чем у ребят, родители которых живут замкнуто, своим мирком, никого в него не впуская.
Везде, наверно, отыщется дом. Где дальше порога никто не бывал, то ли хозяева беспорядка стесняются, то ли свою тоскливую чистоту берегут, чтобы никто пылинки с улицы не занес. А скорее всего не воспитаны в правилах радушия.
Даже если соседка забежит за каким-нибудь хозяйственным пустяком, неплохо пригласить ее в дом, предложить присесть. Правда, слишком настаивать не стоит, гостья может очень спешить, к тому же воспитанный человек всегда прикинет, не оторвал ли неожиданным вторжением хозяев от важных дел. И не воспользуется приглашением, почувствовав, что они заняты.
Любому случайному гостю надо оказать внимание, а уж званому вдвойне. Приглашая человека в дом, мы как бы обязуемся сделать все, чтобы ему было у нас хорошо. Разумеется, заранее думаем, чем угостить, что приготовить не мыслим гостеприимства без хлебосольства, так устроены. Душа радуется, когда гость ест с удовольствием. Но к доброму желанию вкусно накормить примешивается иной раз ненужная наша суетность, тщеславие. Некоторые считают, что стол непременно должен ломиться от яств, что иначе, чего доброго, кто-то заподозрит в скаредности гулять, так гулять, знай наших! Часто наблюдаешь: гости поднялись из-за стола, блюда остались почти нетронутыми на большую свадьбу хватило бы еще угощения.
Дело не в тратах (хотя и они ощутимо сказываются на кармане), а в том, что, следуя пресловутому "не ударить в грязь лицом", мы отказываем себе в удовольствии принимать гостей почаще: тут уж действительно ни сил, ни времени не хватит, и само слово "гости" связывает уже не с радостью встречи, общения, а с магазинной и кухонной каторгой. Уставшим хозяевам не до веселья, не до разговоров, они то и дело бегают на кухню разогреть и водрузить на стол очередное блюдо, хотя уже никто не в состоянии оценить их стараний. В таких гостях, случается, испытываешь чувство неловкости, ловишь себя на том. Что надо поскорее дать отдых измученным людям.
- гости
- этикет
- 0
- 299